Анализ действующих льгот и преференций по корпоративному подоходному налогу (КПН)
(представлен 21.03.2008 года на заседании рабочей группы
по разработке проекта Налогового кодекса РК)

 

 

описание льготы

дата

введения

количество

применявших

2005 г.

результат,

экономическая эффективность льготы

предложения

ст. 138-140

Инвестиционные налоговые преференции предоставляются в форме освобождения или дополнительных вычетов по КПН, освобождения от земельного и имущественного налогов.

1997 г.

60

Была введена в целях поддержки налогоплательщиков, осуществляющие капитальные вложения в собственное производство. Данная льгота позволяет 1) быстрее окупить вложения, что снижает уровень предпринимательского риска, 2) поднять рентабельность инвестирующих предприятий, что является стимулом к развитию.

Так, с 1997 года по 2006 год количество заключенных контрактов составило 707 на общую сумму 954,9 млрд. тенге. На сегодня действует 331 инвестиционный контракт,  по которым общая сумма инвестиций составляет 602,0 млрд. тенге.

Сегодня Казахстан является лидером среди стран СНГ по объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций на душу населения. За период с 1993 года по июнь 2006 года валовой приток прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил 46,2 млрд. долларов США. При этом приток инвестиций в республику в первом полугодии 2006 года составил 5,4 млрд. долларов, что почти в два раза превышает аналогичный показатель 2005 года.

В разрезе отраслей экономики объем инвестиций по инвестиционным контрактам в 2005 и 2006 гг. составил 287 и 164 млрд. тенге, соответственно, в том числе на модернизацию и расширение производственной мощности в:

обрабатывающей промышленности - 117,4 и 113,0 млрд. тенге;

транспорте и связи - 55,6 и 15,84 млрд. тенге;

сельском хозяйстве - 2,8 и 0,6 млрд. тенге;

производстве и распределении электроэнергии, пара и воды - 50,3 и 4,8 млрд. тенге;

строительстве - 0,3 и 6,2 млрд. тенге;

туристской деятельности - 0,1 и 23,1 млрд. тенге.

К примеру, за счет преференций в Кызылординской области ведутся работы по строительству завода по производству листового стекла, новой промышленной отрасли на рынке Казахстана. В результате реализации проекта ожидается создание 700 рабочих мест, полное обеспечение потребности Республики Казахстан в стекольной продукции.

В Павлодарской области начато строительство электролизного завода, при общем количестве рабочих мест 5 500.

 

Реформировать. Данная льгота показала свою эффективность. Будет реформироваться порядок предоставления преференций.

 

Закон 1995 г.

СЭЗ «Астана - новый город». Режим заключается в освобождении от НДС, земельного и имущественного налогов. Поставки на территорию СЭЗ т облагаются по нулевой ставке НДС.

 

2002 г.

660

СЭЗ была создана в 2002 г. на период до 2010 г. с целью развития левобережья города Астана.

На 1 февраля 2007 года в СЭЗ «Астана - новый город» было привлечено 616 млрд. тенге, из которых освоено 352 млрд. тенге. По плану освоения инвестиций на 2007 год планируется привлечь более 151 млрд. тенге.

 

Реформировать. Основание Указ Президента РК.

ст. 140-4 - 140-6

СЭЗ «Морпорт - Актау». Режимом предусматривается освобождение от КПН, земельного и имущественного налогов.

2003 г.

4

СЭЗ была создана в целях реализации потенциала морского порта г. Актау в 2003 г. на период до 2015 г. На ее территории осуществляется производство оборудования, химической и металлической продукции. Данная продукция позволит удовлетворить спрос нефтегазовой отрасли государств прикаспийского региона.

Эффективность специальной экономической зоны выражается в следующем. В СЭЗ реализуются инвестиционные проекты:

- РГП «Актауский международный морской торговый порт» с производительностью на 7 670 тыс. тонн в год;

- завод по выпуску морских металлических конструкций на 7 тыс. тонн стальных конструкций в год;

- завод АО «НефтеГазТруба» на 60 тыс. тонн труб в год;

- завод по производству стекловолокнистых труб ТОО «АЗСТ» на 320 км. в год продукции.

 

Реформировать. Основание Указ Президента РК.

ст. 140-1 - 140-3

СЭЗ «Парк информационных технологий». Режим заключается в освобождении от КПН, НДС, земельного и имущественного налогов. Поставки на территорию освобождаются от НДС или облагаются нулевой ставкой.

2003 г.

19

Существующий интеллектуальный потенциал в области информационных технологий г. Алматы стал основой создания СЭЗ «ПИТ». Так, СЭЗ создана в 2003 г. на период до 2013 г.

По состоянию на 1 марта 2007 года в СЭЗ «ПИТ» объем привлеченных инвестиций составил 50 млн. долларов США, создано 300 рабочих мест.

В перспективе предполагается разработка ПО: по проекту «Электронный город Астана», по производству аппаратных средств для геологоразведки, а также проведения НИОКР в гео- и IT- направлениях, для нефтегазовой отрасли и для создания централизованной и автоматизированной системы по приему платежей на территории Республики Казахстан.

 

Реформировать. Основание Указ Президента РК.

ст. 140-1 - 140-3

СЭЗ «Онтустик». Режим заключается в освобождении от КПН, НДС, земельного и имущественного налогов. Поставки на территорию освобождаются от НДС или облагаются нулевой ставкой.

2005 г.

4

СЭЗ «Онтустик» была основана в 2005 году на период до 2015 г. и в данный момент ведутся работы по строительству и подготовки внеплощадочной и внутренний инфраструктуры. По завершению работ по строительству инфраструктуры возможен будет запуск производства. Ведется активная работа по привлечению инвесторов СЭЗ, на данный момент подписано 16 соглашений о намерениях по осуществлению инвестиционной деятельности в СЭЗ. Восемь инвестиционных проектов находятся на рассмотрении в Дирекции СЭЗ и институтах развития. Из Республиканского бюджета освоено в 2005-2006 годах 818,5 млн. тенге.

 

Реформировать. Основание Указ Президента РК.

ст. 119-1

Специальный налоговый режим для нефтехимических производств. Режим заключается в освобождении от КПН до 10 лет.

2003 г.

0

Была введена в целях более полной реализации потенциала страны в части природных ресурсов. Новые нефтехимические производства позволят создать на территории Казахстана большую часть добавленной стоимости. Для поддержки реализации указанной стратегии была введена данная налоговая льгота.

На данный момент отсутствуют налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим.

 

Ликвидировать. Данный режим может быть полноценно замещен инвестиционными налоговыми преференциями.

ст. 140-7 - 140-9

Специальные налоговые режимы для производств с высокой добавленной стоимостью. Режим предполагает бессрочное снижение КПН на 30-50%.

2004 г.

0

Была введена в целях поощрения налогоплательщиков, которые создают на территории РК большую часть добавленной стоимости товара конечного потребления, определенные перечнем, утверждаемым Правительством РК. По своему содержанию это награда за активное инвестирование и развитие конкурентоспособного производства.

Налоговый режим применяется с 2005 года автоматически при удовлетворении соответствующим условиям. Налогоплательщики, применяющие данный режим в 2006 году не зарегистрированы.

 

Ликвидировать. Данный режим предполагает поддержку предприятий с фиксированным размером добавленной стоимости. При этом в  нем отсутствует стимулирование развития и модернизации.

ст. 91

Освобождение доходов от налогообложения  по операциям с гос. ценными бумагами и агентскими облигациями

ст. 131

Освобождение вознаграждения по государственным ценным бумагам и агентским облигациям.

 

1995 г.

83

Данная льгота делает инвестирование в данный финансовый инструмент более привлекательным. Так в 2006 году количество плательщиков увеличилось в 2 раза по сравнению с 2005 г. составив 168 плательщиков, при этом сумма потерь составила 1 479 533 тыс. тенге. На сегодняшний момент данные бумаги пользуются достаточным спросом, что свидетельствует об эффективности льготы.

Ликвидировать. Сохранение льготы потребует аналогичных мер для корпоративных ценных бумаг (иначе будет вытеснение с рынка капитала частного сектора).

ст. 91

Освобождение доходов от налогообложения реализации акций и облигаций, находившихся в официальных списках категориях высшей и преднаивысшей.

2002 г.

(1997 г.)

194

Льгота была введена в 2002 году с целью привлечения на фондовый рынок средств населения для развития реального сектора.

В 2001 г. 81,2% капитализации рынка облигаций KASE приходилось на финансовый сектор и нефтегазовый комплекс. В 2005 году эта ситуация не изменилась, а даже усугубилась, 95% капитализации было долгом финансового сектора и нефтяного комплекса.

В 2001 г. 74,5% капитализации рынка акций KASE приходилось на финансовый сектор и добывающий сектор. В 2005 году эта ситуация не изменилась, 76,3% приходится на те же сектора. При этом, в оставшемся сегменте подавляющую часть продолжает занимать сектор телекоммуникаций. За годы существования данная льгота не оказала значительного влияния ни реальному сектору экономики в роли получателя средств, ни населению в роли инвестора

В настоящее время, население так и не стало привычным участником рынка ценных бумаг и действие данной льготы не окажет существенного влияния на инвестиционную культуру населения. Практика показала, что здесь требуются иные подходы, отличные от налоговых льгот.

За годы существования данная льгота не оказала значительного влияния ни реальному сектору экономики в роли получателя средств, ни населению в роли инвестора.

В настоящее время разрабатывается Программа по обучению населения финансовой грамотности.

 

Ликвидировать. Льгота за годы существования не продемонстрировала своей эффективности.

ст. 91

Освобождение инвестиционных доходов от налогообложения полученных, участниками паевых и акционерных инвестиционных фондов.

 

2004 г.

7

Данная норма была введена в 2005 г. Так,  с 2005 г. количество фондов увеличилось с 2 до 100 в 2007 году, также наблюдается бурный рост активов фондов с 389 млн. тенге до 115 961 млн. тенге.

 

Ликвидировать. Инвестиционные фонды должны развиваться с целью привлечения средств населения на фондовый рынок, а не юридических лиц. Для последних неэффективно стимулировать отвлечение средств от развития предприятия.

 

ст. 115 - 119

Пониженные ставки обложения КПН для страховых организаций.

 

2001 г.

37

В 2006 году рынок был представлен 39 страховыми компаниями. Отрасль развивается быстрыми темпами, что подкрепляется и динамикой. Так, за восемь месяцев 2006 года общий размер премий, собранных казахстанскими страховыми компаниями, достиг 76 млрд. тенге, что на 80% превышает аналогичный показатель прошлого года. Одновременно на 52% увеличились совокупные активы страховых организаций, составив на 1 сентября 111 млрд. тенге. Что касается совокупного собственного капитала, то он вырос на 40%, достигнув 63,4 млрд. тенге. При этом общая сумма страховых резервов достигла 61,3 млрд. тенге.

 

Ликвидировать. В настоящее время отрасль развилась достаточно, что отойти от упрощенной модели обложения. Необходимо перевести страховые организации на общеустановленный режим налогообложения. Это будет лучше соответствовать индивидуальным особенностям предприятия (уровень рентабельности, размер страховых резервов, штат, программы развития).

 

ст. 122

Освобождение вознаграждений по лизинговым операциям.

 

1997 г.

н/д

По данным 2006 года существовало 30 лизинговых организаций, из которых основную долю рынка имели за исключением государственных компании, принадлежащие банковским структурам (БТА-Лизинг, Халык Лизинг, Альянс Лизинг, Темир Лизинг). При этом 60% финансирования компании получали в виде кредитов банков (20% - средства бюджета). Следовательно, существующая форма лизинговых компаний, по сути, является вариацией банковского бизнеса, который в настоящее время достаточно развит.

Более того, в совокупном портфеле лизинговых организаций производственное оборудование занимает малую долю (преобладает автотранспорт, сельхозтехника, строительная техника, оборудование для добычи).

Как видно, налоговые льготы для посредников неэффективны.

 

Ликвидировать. Данная льгота показала свою неэффективность. Необходимо стимулировать спрос на оборудование от реального сектора экономики, что станет основой для развития лизинговых компаний.

ст. 122

Освобождение доходов от кредитования сельского хозяйства организаций, для которых это основной вид деятельности.

 

2005 г.

н/д

н/д

Ликвидировать. Необходимо стимулировать спрос на кредитные ресурсы от сельскохозяйственных предприятий, что станет основой для развития сельского кредитования.

 

ст. 135

Пониженная (10%) ставка КПН для организаций, земля для которых является основным средством производства.

 

1995 г.

н/д

Данная льгота не является основной. Сельскохозяйственные предприятия имеют возможность уменьшать все налоги на 80%, что значительно снижает налоговую нагрузку и без наличия пониженной ставки КПН.

 

Ликвидировать. Данная льгота является неэффективной.

 

 

25 марта 2008, 11:28
Источник, интернет-ресурс: Министерство экономики и бюджет. планирования РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript