Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Как опутать сетью степь? Ретейлеры, продвигающие известные бренды одежды, не торопятся в Казахстан

Фото : 25 марта 2008, 13:57

Несмотря на низкий уровень конкуренции и высокий покупательский спрос, ретейлеры, продвигающие известные бренды одежды, не торопятся в Казахстан. Их отпугивают высокие издержки и низкий уровень деловой культуры

Запоследнее время сразу несколько иностранных игроков заявили освоем интересе кказахстанскому рынку ретейла одежды. Как рассказала «Эксперту Казахстан» заместитель генерального директора торгово-развлекательного центра MegaCenter Alma-Ata Зарина Самигуллина, вближайшем будущем нанаш рынок планирует выйти одна изкрупнейших международных групп, торгующих одеждой, испанская Inditex (сбрендом Zara), французская Morgan. ВАлматы ожидается открытие второго магазина американской компании, лидирующей всегменте женского белья -Victoria’s Secret (первый был открыт валматинском ТРЦ «Рамстор»), а«Аврора», уже продвигающая вРКмарки Savage и«МоДаМо», планирует открыть первый фирменный магазин TomTailor.

Интересуются нашим рынком ироссияне. Вминувшем феврале российский девелопер «Торговый квартал» (ТК) заключил соглашение сRealEstate Management (входит вгруппу Arcada, управляющую 200тыс. кв. мторговых площадей вАстане, Алматы, Караганде иКостанае). ТКзаполнит торговыми операторами изРФновый торговый центр Arcada вАстане. «Улучшение общего социально-экономического положения встране ирост доходов населения стимулируют бурное развитие рынка ретейла», -заявила коммерческий директор ТКЭльза Розенталь «Эксперту Казахстан». Сней согласен Леонид Гуревич, директор маркетингового агентства Bisam Central Asia, который считает, что относительно других стран СНГ казахстанский рынок привлекателен покупательной способностью, которая здесь достаточно высока. Поитогам 2007года ВВП надушу населения составил 7тыс. долларов. Помнению делового сообщества, сейчас вРКпроисходит постепенный переход кболее цивилизованным формам торговли. Потребитель все чаще делает покупки вторговых центрах, аненауличных рынках (см. «Жизнь исмерть казахстанских рынков», «Эксперт Казахстан» №9от3марта 2008г.). Однако широкомасштабная экспансия продавцов российских изападных брендов нам пока негрозит. Слишком много барьеров встает наихпути, начиная отпроблем слогистикой изаканчивая специфической культурой деловых отношений вКазахстане.

Нечего надеть

Женские форумы вКазнете пестрят жалобами нанехватку магазинов ибутиков, торгующих качественными брендами поценам, хотя быприблизительно сопоставимым севропейскими. Действительно, онасыщении рынка говорить сложно. Поданным Агентства РКпостатистике, всреднем постране натысячу человек приходится 111,7 кв. мторговых площадей. Наибольшая обеспеченность торговыми площадями наблюдается вАстане иАлматы. Между тем консалтинговое агентство London Consulting andManagement Company (LCMC) отмечает, что объем предложения внаиболее качественном сегменте торговых центров составляет 16,2 тыс. кв. м, тоесть каждая тысяча астанинцев обеспечена 28кв. мторговых площадей. Помировым стандартам это невысокий показатель -кпримеру, вРоссии онсоставляет 230кв. мнатысячу человек, авБелоруссии 260кв. м. «Отсутствие современных торговых центров сдерживает деятельность многих одежных компаний», -констатировала Ксения Рясова, глава сети FinnFlare.

Помимо неширокого охвата территории ретейлерами можно отметить слабое развитие торговых сетей. Порезультатам исследований консалтингового агентства A.T.Kearney, коэффициент насыщенности розничного рынка (КНРР) Казахстана, определяющийся поприсутствию международных розничных сетей, равен 1% (см. таблицу). Следовательно, доля сетей наказахстанском рынке ничтожно мала посравнению ссоседними странами.

Сложно разговаривать

«Казахстан -непонятный инеприоритетный для иностранцев рынок. Они впервую очередь интересуются Россией иУкраиной», -говорит Анна Назирова, генеральный директор ТОО «БиТиАй Системз-М» (входит вГК«Маратекс», продвигающий бренд Esprit). Помнению одного изучастников рынка, пожелавшего остаться анонимным, иностранцы просто боятся работать вКазахстане, так как для этого нужен опыт работы сместным чиновничьим аппаратом иместной законодательной базой. Поэтому зарубежные компании предпочитают работать пофранчайзинговым схемам. Самый крупный помасштабам охвата игрок -российская сеть SELA. Она открыла пофраншизе свой первый магазин вРКв2004году, асейчас унее 32торговые точки. Илона Орлова, директор ТОО Lomar, партнера компании вАлматы, Астане иКокчетаве, сообщила, что товарооборот магазинов вАлматы составил 4млн долларов.

Франчайзинг выбрали для себя также Benetton, «Аврора», FinnFlare, «МоДаМо», Savage. Линия магазинов нижнего белья «Аврора» насчитывает 7магазинов, сеть финской одежды FinnFlare -6, Esprit -2, «МоДаМо» -3, Savage -3. ВFinnFlare нам сказали, что в2008-2009 годах компания планирует открыть около 10новых магазинов.

Невсегда отношения партнеров складываются удачно: российская компания сторговой маркой «ТВОЕ» разорвала отношения салматинским партнером изакрыла два своих магазина вгороде. Вкомпании нам отказались объяснить причины разрыва исказали, что вближайшем будущем они планируют еще раз выйти наказахстанский рынок. Авот ведущие западные бренды кнам неторопятся. Поданным «Эксперта Казахстан», нареспубликанском рынке нет официальных продавцов нитаких демократичных брендов, как H&M иGap, нитаких люксовых торговых марок, как Dolce andGabbana иPrada.

Дорого торговать

Целый ряд факторов заставляет иностранцев осторожничать. Прежде всего это высокие арендные ставки наторговые площади -оборотная сторона дефицита площадей. ВАлматы средняя стоимость квадратного метра вкрупных торговых центрах составляет 100долларов закв. мвпровинции -от30до60долларов, авАстане -до111долларов. «При арендной ставке 100долларов закв. мработаешь только нааренду», -сетует г-жа Орлова. Поеесловам, порой прибыль индивидуальных предпринимателей, арендующих небольшие магазины вторговых центрах, равна прибыли крупных сетевых операторов.

Как нам заявил представитель линии магазинов одежды, пожелавший остаться неизвестным, даже иностранные партнеры считают арендные ставки вАлматы иАстане завышенными -они достигают уровня таких европейских городов, как Прага иБерлин.

Специалисты LCMCобъясняют высокую арендную ставку еще итем, что управляют объектом чаще всего собственники, неимеющие достаточного опыта иневыработавшие четкой политики поотношению карендаторам.

Игроки рынка жалуются, что вторговых центрах еще невыработалась культура общения скрупными арендаторами: вделовой этике преобладают «базарные принципы». Всовокупности снизким качеством предоставляемых площадей это неспособствует приходу иностранных брендов наместный рынок. Вомногом это объясняется нехваткой квалифицированных кадров, прежде всего вуправленческом звене. Г-жа Назирова рассказала, что еекомпании пришлось вообще сократить позицию бренд-менеджера после нескольких бесплодных попыток найти подходящего кандидата. Загод функционирования магазина имудалось обучить только одного квалифицированного мерчендайзера.

Некому продавать

Существует более фундаментальная причина, из-за которой иностранцы пока нерешаются выходить наотечественный рынок. Казахстан -девятая поразмерам страна вмире снаселением 15,5 млн человек инебольшим количеством крупных городов ивсего одним городом-миллионником. Анемногочисленные города Казахстана, словно встрашном сне логиста, разбросаны побескрайним просторам степи. При подобной географической разобщенности необходимо точно просчитать все затраты. «ВКазахстане очень мало городов имало людей, вэтом изаключается основная проблема для развития сетевых операторов», -считает Сергей Вдонин, коммерческий директор ГКArcada. При этом казахстанский покупатель заметно отличается посвоему поведению отпотребителей издругих стран. «Российский покупатель привык кбольшому числу различных одежных операторов ипостоянному появлению новых, казахстанский жепокупатель еще осторожно исследует новые марки, долго присматривается», -сказала Ксения Рясова, глава сети FinnFlare вРоссии.

Напривлекательности казахстанского рынка отразился ифинансовый кризис. Пословам одного изастанинских ретейлеров, встолице, где большая часть компаний так или иначе была связана состроительным бизнесом, потребительская способность резко снизилась. Выплаты покредитам, безусловно, важнее желания покупать новую одежду или обувь. Поего словам, для столичных компаний, торгующих одеждой, этот сезон был довольно непростым.

Приходится констатировать, что спрос накачественную одежду подоступным ценам вКазахстане будет удовлетворен нескоро. Барьеры напути зарубежных ретейлеров носят системный характер, азначит, убрать ихспомощью каких-то оперативных мер неудастся. Вближайшие годы главным поставщиком брендов (правда, восновном madeinChina) для казахстанских потребителей сосредним достатком останутся вещевые рынки. Ведущие бренды по-прежнему будут доставляться неофициальными представителями производителей, амелкими торговцами ичелноками. Количество жалоб нато, что «нечего надеть», наинтернет-форумах неуменьшится.

Александра Цай, автор «Эксперт Казахстан»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии