Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Учить государственный язык по альтернативному закону предлагает группа ученых КазГЮУ

Фото : 31 марта 2008, 13:48

№ 12 (377) от 31.03.2008

Динара БИСИМБАЕВА, Астана

Учить государственный язык по альтернативному закону предлагает группа ученых Казахского гуманитарно-юридического университета. Предлагаемый законопроект, по мнению его авторов, далек от политики и нацелен на укрепление статуса казахского языка в республике.

Ситуация вокруг государственного языка, которая в последнее время становится удачным плацдармом для всевозможных интриг, может получить качественно новое решение. По словам профессора Максута Нарикбаева, презентовавшего законопроект, в настоящее время в Казахстане действует закон о языках, к числу которых может быть отнесен любой язык, используемый жителями страны, однако конкретного закона о казахском языке нет. Между тем 93-я статья Конституции РК предполагает наличие специального закона о государственном языке.

Авторы альтернативного документа обнаружили, как минимум, пять причин, по которым в Казахстане необходим закон о государственном языке.

- Во-первых, в действующем языковом законодательстве не определена четкая необходимость овладения государственным языком. Во-вторых, мотивация владения казахским ограничивается лишь переводом делопроизводства на государственный язык. Не секрет, что казахский часто учат из-за того, чтобы попасть на госслужбу, в обычной жизни казахский язык остается невостребованным. Поэтому неудивительно, что две трети наших граждан не владеют казахским, - говорит Максут Нарикбаев.

Среди причин был назван «продолжающийся кризис языка», при котором, несмотря на рост численности казахов, знающих свой язык больше не становится. Тревожит ученых и то, что в условиях глобализации государственному языку Казахстана пришлось конкурировать с мировыми языками, в частности, русским и английским. И счет, надо признать, явно не в пользу казахского. По мнению академика НАН Мурата Баймаханова, нужно не противопоставлять казахский язык другим языкам, а ввести для него защитные механизмы и прежде всего юридические, как это принято во многих странах мира.

Принципиальным отличием нового законопроекта является то, что он предполагает постепенное ступенчатое овладение государственным языком. В первую очередь это должны быть сами казахи - представители коренного этноса, затем молодежь всех диаспор как самая «впитывающая» знания часть общества и только потом все остальные. Учитывается и географический аспект: больше всего времени «подтянуть» казахский будет у жителей севера и востока республики - до 2013 года, чуть меньше - у западноказахстанцев - до 2011 года, и «совсем ничего» у южан - до 2010 года. Пока же самые высокие показатели «незнания» госязыка отмечаются в Северном Казахстане, самые низкие - в Южном.

Плохому учащемуся, как плохому танцору, вечно что-то мешает. Поэтому никаких трудностей в дальнейшем обучении казахскому языку, в том числе и с методическими материалами и пособиями, ученые КазГЮУ не видят.

- Проблем с учебниками у нас нет, - заявил один из авторов законопроекта, в прошлом депутат парламента Амангельды Айталы. - Кто хочет учить язык - тот учит, кто не хочет - ищет причину. Учат же вон английский! Или вы думаете, что с пособиями по-английскому проблем нет?! Плохие учебники - это претензии лентяев, - отметил он.

По мнению ученых, в настоящее время казахский язык нуждается и в политической, и финансовой, и юридической поддержке. Если предложенный законопроект будет принят, он повлечет за собой коренные изменения и ныне действующих кодексов - административного, гражданского и уголовного.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии