Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Лишая Агентство по защите конкуренции части полномочий в пользу отраслевых регуляторов, власть допускает стратегическую ошибку

Фото : 1 апреля 2008, 12:49

Лишая Агентство по защите конкуренции (АЗК) части полномочий в пользу отраслевых регуляторов, власть допускает стратегическую ошибку.

В Казахстане, где практически все базовые отрасли экономики монополизированы, главной задачей власти является усиление антимонопольного регулирования. В правительстве это вроде бы понимают. По поручению Президента создано АЗК, в начале года Президент велел разработать новый закон о конкуренции, да и вообще, чиновники стали часто говорить о необходимости демонополизации экономики. Но когда дело доходит до практики, правильные идеи странным образом извращаются.

И Президент, и премьер не раз заявляли о необходимости создания сильного антимонопольного органа - АЗК. Однако 27 марта на сайте zakon.kz был вывешен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов», согласно которому в стране будет 4 антимонопольных органа: помимо АЗК и АФН еще АРЕМ и АИС. Данный законопроект лишает АЗК функций по предупреждению и устранению злоупотреблений доминирующим (монопольным) положением в следующих отраслях: ж/д транспорт, электро - и теплоэнергетика, транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, гражданская авиация, портовая деятельность, телекоммуникации и почтовая связь. Вместо АЗК частично антимонопольным органом в этих секторах будут АРЕМ и АИС.

Сдается, что разработчики законопроекта не понимают сути антимонопольного регулирования и главных посылов проводимой реформы госуправления. Опираясь на положительный мировой опыт, летом 2007 года было объявлено, что отныне АИС, АРЕМ и АФН становятся отраслевыми регуляторами, призванными развивать конкуренцию на вверенных им рынках, в связи с чем им передали функции тарифного регулирования. Более того, Указом Президента от 19 июня 2007 года «О дальнейшем совершенствовании системы госуправления» АФН было объявлено антимонопольным органом на рынке финансовых услуг. Однако с учетом того, что финансовые и нефинансовые структуры хозяйствуют не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии, это решение будет порождать правовые коллизии. Кто, например, будет рассматривать дела о сговорах между финансовыми и нефинансовыми субъектами? Кстати, данное решение до сих пор не реализовано, поскольку не внесены изменения в Закон «О конкуренции», и судя по тому, что в размещенном на сайте законопроекте соответствующие нормы отсутствуют, АФН антимонопольным органом не становится. Между тем в положении об АЗК прямо указано, что АЗК не является антимонопольным органом на рынке финансовых услуг. Получается, что сегодня антимонопольное регулирование на финансовом рынке не производится ни одним госорганом!

Как подсказывает нам успешный мировой опыт, отраслевые регуляторы должны быть независимы от правительства, чтобы на них не оказывалось давление при проведении ими болезненных процедур демонополизации и развития конкуренции. Для придания регуляторам независимости финансирование их деятельности производится в основном не из госбюджета, а за счет прямых отчислений участников рынка. Кроме того, руководство регуляторов назначается на определенный срок, в течение которого правительство не вправе его смещать. У нас, в отличие от других стран, правительство решило не делать регуляторов независимыми, поскольку для этого пришлось бы менять систему госуправления, систему формирования и расходования госбюджета, систему и принципы налогообложения, что требует достаточно большого времени - не менее 2-3 лет. Необходимо особо отметить, что согласно мировой практике независимые отраслевые регуляторы создаются на временной основе в высокомонополизированных отраслях и прекращают свое функционирование, как только завершат демонополизацию и создадут прочную основу для справедливой конкуренции. Далее регулирование этих рынков производится классическими методами госуправления через отраслевые госорганы в составе правительства (в нашем случае - министерства). Таким образом, основной задачей АИС, АРЕМ и АФН должно быть развитие конкуренции. При этом отраслевые регуляторы ни в коем случае не должны подменять собой антимонопольный орган (в нашем случае - АЗК), поскольку задача последнего - защита конкуренции, под которой понимается предупреждение и пресечение картельных сговоров, злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентных действий госорганов, а также контроль за слияниями и поглощениями. АЗК и регуляторы, наоборот, должны тесно сотрудничать друг с другом, поскольку без эффективного АЗК, защищающего конкуренцию, не будут эффективны и отраслевые регуляторы, развивающие конкуренцию. К тому же деятельность регуляторов носит правоприменительный характер, тогда как деятельность АЗК - правоохранительный характер: АЗК призвано пресекать монополистические действия субъектов рынка, а также госорганов, включая и самих отраслевых регуляторов.

Давно пора прекратить бесполезный и даже вредный законотворческий зуд в системе исполнительной власти и желание получить дополнительные полномочия за счет других госорганов. Мы заменили хороший закон о конкуренции 2001 года на откровенно слабый и противоречивый действующий закон, принятый в июле 2006-го. В июле 2007-го мы существенно поменяли содержание действующего закона в связи с созданием отраслевых регуляторов. Сейчас мы опять собираемся вносить в него изменения и учредить 4 антимонопольных органа. Параллельно по поручению Президента пишем новый закон о конкуренции, а еще где-то лежит законопроект о внесении изменений в действующий закон в части наделения АФН функциями антимонопольного органа во исполнение вышеупомянутого Указа Президента от 19 июня 2007 года.

В 2004 году из Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции был выделен Комитет по защите конкуренции (КЗК) и передан в состав Мининдустрии и торговли. В 2007 году часть полномочий КЗК по тарифному регулированию были переданы АРЕМ, АФН и АИС, а также было объявлено о передаче АФН функций по защите конкуренции на финансовом рынке. В том же году вместо КЗК было учреждено АЗК, юридическое оформление которого произошло лишь в феврале 2008-го. И уже в марте часть полномочий АЗК предполагается опять изъять и отдать отраслевым регуляторам. После всего этого мы еще удивляемся, почему в стране нет нормального антимонопольного регулирования!

Антимонопольное регулирование в конечном итоге должно обеспечивать установление справедливых и разумных цен на товары и услуги, а также иную защиту законных интересов потребителей. И надо понять, что оно будет эффективным только в том случае, если АЗК станет сильным и единственным антимонопольным органом в стране, который своими пресекательными функциями будет помогать отраслевым регуляторам демонополизировать экономику.

Айдын Бикебаев, заместитель директора Института частного права


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии