Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Административная реформа и статус следователя

Фото : 5 апреля 2008, 13:11

В Послании Президента РК народу Казахстана Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил перед правоохранительной и судебной системами задачу: обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев. При этом правоохранительным органам поручено провести административную реформу, одним из ключевых элементов которой должна стать новая кадровая политика.

Для многотысячного следовательского корпуса республики эти намечающиеся перемены совпали с еще одним по-своему знаменательным событием: шестого апреля исполняется 45 лет со дня создания в системе органов внутренних дел аппарата следствия. Именно в этот день в 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за органами охраны общественного порядка, впоследствии — внутренних дел, было закреплено право ведения следствия.

Анализ пройденного пути позволяет сделать вывод о том, что за годы своего существования следственный аппарат ОВД стал самым крупным среди следственных подразделений правоохранительных ведомств.

На современном этапе, когда обществом предъявляются повышенные требования к деятельности правоохранительных органов, вопрос о необходимости формирования высокопрофессионального ядра следователей является актуальным и животрепещущим. Ибо не секрет, от уровня следовательского профессионализма зависят качество расследования уголовных дел и соблюдение конституционных прав и свобод граждан.

К сожалению, наметившийся в последние годы отток опытных и квалифицированных следователей из органов внутренних дел свидетельствует о том, что профессия эта перестает быть престижной, а процесс омоложения следственных работников требует кардинального подхода к вопросам их подготовки.

Раздробленность органов следствия по разным правоохранительным ведомствам, в каждом из которых свои правила приема, подготовки, прохождения службы и присвоения званий (классных чинов), не лучшим образом отражается на профессионализме следовательских кадров. Сравнительный анализ денежного содержания сотрудников этих органов показывает, что зарплата следователей в полиции значительно ниже, чем у их коллег по аналогичным должностям: на уровне районного звена разница составляет до 34 процентов, областного — до 22, в центральном аппарате — до 30 процентов.

В этой связи большие надежды возлагаются на принятие закона РК «Об органах предварительного следствия и статусе следователей в Республике Казахстан», который позволит создать условия для формирования стабильного и профессионального ядра следственных работников как в системе МВД, так и в структуре финансовой полиции и КНБ. Его разработка по инициативе МВД включена в план законопроектных работ Правительства РК на текущий год. Для подготовки законопроекта образована межведомственная рабочая группа.

Помимо предусмотренного проектом закона комплекса мер, направленных на социальную и правовую защиту следователя, вне зависимости от его ведомственной принадлежности, обозначился ряд вопросов, требующих своего решения уже сегодня.

В частности, необходимо принципиально решить, каким должен быть объем правового регулирования (к примеру, ограничиваться ли только регламентацией социального круга вопросов), какой будет система органов предварительного следствия (в смысле определения ее целостности либо разрозненности), наконец, какова роль органов следствия в системе государства. Таков далеко не полный перечень вопросов, обусловленных особым статусом следователя и многоаспектностью следственной работы.

На наш взгляд, проводимая сегодня судебно-правовая реформа должна касаться не только судов, но и органов следствия. Как показало изучение мнений юристов, ученых и практиков, подавляющее большинство их считает гарантированную действующим законодательством процессуальную самостоятельность следователя недостаточной для выполнения в полном объеме стоящих перед ним задач. В этом вопросе предлагаются различные пути и решения.

Мнения одних сводятся к тому, что усилия законодателя следует направить на то, чтобы органы предварительного следствия не были противопоставлены суду, который в соответствии с законом призван беспристрастно оценивать результаты расследования. Этого можно добиться только в случае, если следователь не будет ощущать ведомственного давления на ход и результаты расследования.

В данном случае бытует мнение о том, что процессуальная независимость следователя видится в плоскости устранения административной зависимости, отмежевания функций расследования от административной власти, вывода следователя из-под влияния исполнительной власти, признания расследования самостоятельной функцией уголовного процесса, определения места следователей в системе ветвей власти и укрепления его статуса.

Возникает вопрос о целесообразности пересмотра административной подчиненности следственного аппарата внутри соответствующего правоохранительного ведомства, его взаимоотношения с другими службами, порядка назначения руководителя следственного аппарата и следователей.

По мнению отдельных ученых, нынешнее присутствие следственных органов в нескольких ведомствах (МВД, АФП, КНБ) в определенной степени отражается на результативности и качестве следственной работы. Это, как показывает практика, вызывает споры по поводу определения подследственности уголовных дел. В этой связи предлагается ужесточить регламентацию подследственности либо все следственные подразделения сконцентрировать в системе органов прокуратуры.

Этот вопрос является актуальным, поскольку исключение нормы, предусмотренной ст. 84 Конституции РК, обусловленной передачей санкционирования ареста суду, не исключает возможности создания следственных структур в органах прокуратуры и диктует необходимость принятия решения на законодательном уровне.

Закрепление в Конституции положения о том, что арест и содержание под стражей санкционируются исключительно судом, влечет за собой вопрос о целесообразности разработки соответствующих норм в законопроекте, которые бы предусматривали соотношение роли следователя, прокурора и судьи при решении вопроса о применении ареста.

Мнение же других ученых сводится к целесообразности оставления следствия в соответствующих министерствах и ведомствах, компетенция которых определяется подследственностью соответствующего аппарата.

Эффективность досудебного производства по уголовным делам, несомненно, повысилась бы с введением должности помощника следователя. Это освободило бы его от рутинной технической работы и выполнения различных поручений непроцессуального характера, связанных с расследованием уголовного дела.

А чтобы в следственных подразделениях трудились квалифицированные специалисты, необходимо регламентировать порядок назначения на должность помощника следователя, внедрить практику предварительной стажировки в этой должности по аналогии с судьями и адвокатами.

Действующим законодательством в настоящее время не закреплен развернутый правовой статус следователя, не дано единых критериев и порядка определения его полномочий и правовых гарантий независимости.

Все вышеизложенные вопросы свидетельствуют о настоятельной потребности четкого определения функций органов предварительного следствия, унификации их деятельности, включая статус, место и роль следователя, его взаимодействия с прокуратурой и судом в уголовном судопроизводстве.

Эти и другие вопросы лишь общие штрихи, обозначающие подходы к выработке конкретных положений законопроекта. Представляется, здесь необходимы комплексное видение проблем и солидарное мнение правоохранительных органов.

В этой связи к этой работе мы хотели бы пригласить ученых-юристов и практиков. Полагаем, такое сотрудничество позволит разработать тот законопроект, который действительно бы принес пользу обществу.

Свои предложения просьба направлять в Следственный комитет МВД РК по электронному адресу: sk@mvd.kz.

Майгуль КЕМАЛИ,

заместитель начальника управления Следственного комитета МВД РК,

 подполковник полиции, кандидат юридических наук


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии