Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Все или ничего. Правительство готовит изменения в законодательство по вопросам концессий

Фото : 9 апреля 2008, 15:52

Правительство готовит изменения в законодательство по вопросам концессий. Планируется, что определением приоритетных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), займется специально созданная госкомпания - Центр ГЧП.

Центр ГЧП, создать который при Минэкономики поручил премьер в феврале этого года, будет заниматься экспертизой проектов, необходимых государству. Центр в виде АО со 100-процентным участием государства будет определять, какие проекты, предложенные отраслевыми министерствами, более предпочтительны для реализации в тот или иной период времени. Также центр каждый год будет определять сумму госгарантий и госпоручительств. Об этом сообщил «&» министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов. «Некоторые инфраструктурные проекты будут строиться без гарантий и поручительств государства, поскольку, к примеру, ж/д проекты очень интересны для частного капитала, - пояснил г-н Ахметов. - Что касается автодорожной отрасли, то там мы предусматриваем компенсацию затрат концессионера, так как строительство автодорог, с одной стороны, - социальный проект, с другой - не такой привлекательный, учитывая невысокую интенсивность движения по нашим дорогам. Платность на определенных участках дорог, конечно, не окупит затрат концессионера. Поэтому поправками предполагается возмещать из госбюджета затраты концессионера».

Это станет возможным при внесении в законодательство норм, разрешающих государству осуществлять прямые капитальные вложения. Нынешнюю же схему концессионного сотрудничества правительство оценивает как неэффективную. «Сегодня эта схема заключается в том, что правительство утверждает перечень проектов, не имея информации об их содержании, и объявляет конкурс. Затем с проектом приходит потенциальный концессионер и предлагает свои условия. Понятно, что стремление бизнесмена получить господдержку максимально, и он начинает торговаться», - рассказал «&» министр финансов Болат Жамишев.

Между тем предприниматели не устают повторять о своих интересах. «Основа любого успешного дела - это баланс выгоды и рисков всех сторон. И концессионная сделка - не исключение. Если я вкладываю немалые средства в инфраструктурный проект, имеющий государственное значение, то я как минимум хочу рассчитывать на то, что государство не оставит меня наедине с моими проблемами в случае наступления форс-мажора», - сообщил «&» директор компании «Тенгизтрансгаз» Юрий Шнайдмюллер.

По мнению г-на Жамишева, новая схема позволит государству осуществлять только те проекты, в которых есть реальная необходимость. «Сначала выбираются те отрасли, проекты в которых будут рассматриваться для реализации на концессионной основе, затем готовится ТЭО проекта, определяется уровень господдержки, это может быть вообще ее отсутствие или какой-то объем гарантий и поручительств. Далее экспертизу проводит Центр ГЧП, призванный оценивать и подготавливать концессионные проекты», - уточнил г-н Жамишев. После определения основных параметров проекта объявляется конкурс среди бизнесменов на его реализацию. При такой схеме, по мнению главы Минфина, государство будет четко понимать, какой проект оно получит, какой объем поддержки может обеспечить и какие характеристики потенциального концессионера будут приемлемы.

В Кабмине отмечают, что поправки в законодательство сделают условия участия в проектах более привлекательными для концессионеров. Однако предпринимателей не вдохновляет идея определения государством размеров госгарантий, они - за прежнюю схему работы с правительством при соблюдении прозрачности тендеров. «Сегодня государство берет на себя в принципе несвойственные для него функции - снижает риски строительного сектора, становится собственником производственных предприятий, активно кредитует частный бизнес. Зато сферу своей прямой ответственности - инфраструктуру - планирует зачем-то решать с помощью концессии под госгарантии. Но ведь это тот же самый госкредит», - делится с «&» президент ТОО «Taizhan Terminal» Мухтар Тайжан. Кроме того, потенциальный концессионер считает излишним создание такого дополнительного органа, как Центр ГЧП, поскольку в каждой инфраструктурной отрасли есть уполномоченные органы - Минтранском, Мининдустрии и прочие, есть профильные НИИ, есть научная база и статистика. «Специалисты могут уже сегодня указать, на каких участках необходимо усиление, к примеру, ж/д инфраструктуры. На строительство этих участков надо проводить максимально прозрачные конкурсы, возможно, даже с привлечением общественных организаций. По окончании строительства объект должен быть передан на баланс государства», - считает г-н Тайжан. Однако, добавил он, если бизнесу интересны для строительства те или иные немагистральные ж/д участки, то строить их он должен на свой страх и риск, на свои или кредитные, но, главное, без госгарантий деньги. Естественно, после строительства данный участок перейдет на баланс бизнесмена. При этом тариф на нем должен определяться рыночным способом - интересом грузоотправителя. Если тариф будет слишком высокий, грузы будут ходить по старой государственной трассе.

Специалисты отмечают, что темпы годового строительства нужно рассчитывать так, чтобы не сильно подхлестывать инфляцию через те же цены на цемент. В противном случае инфляция будет тормозить рост частного сектора экономики. В целом же концессионеров интересует не размер госгарантий, а открытый, прозрачный и справедливый конкурс среди бизнесменов. «При тендерном механизме проверяется репутация и квалификация претендента, есть конкуренция за госзаказ, оптимизируются госрасходы. Так что в сфере инфраструктуры я - за госсобственность и прямые госрасходы при общественно открытых тендерах», - сказал г-н Тайжан, подчеркнув, что, когда государство дает бизнесмену гарантию на возврат его частных инвестиций, это скорее не бизнес, а коррупция. Под госгарантию любой может получить кредит даже за границей под низкий процент и построить на эти деньги авто- или ж/д трассу. Когда же проводится международный тендер на крупное инфраструктурное строительство, например под эгидой ЕБРР, то решение принимается не госорганом, а специально нанятыми крупными мировыми компаниями из этой отрасли.

Кроме того, предприниматели считают, что необходимо принять норму, позволяющую бизнесу инвестировать в альтернативные автомагистрали, поскольку, как показывает мировая практика, из объектов инфраструктуры в частной собственности в основном находятся именно автодороги. Если готовящиеся поправки в законодательство по вопросам концессий будут приняты, то закон разрешит строить платные дороги, даже если на этом маршруте не будет альтернативной бесплатной трассы.

Гульмира Кунапия


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии