Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Обложили заботой. АФН подготовило законопроект, предоставляющий властям право входить в состав акционеров частных банков

Фото : 12 апреля 2008, 10:06

АФН подготовило законопроект, целью которого является повышение устойчивости финансовой системы. Не отрицая благих намерений разработчиков документа, некоторые эксперты высказали опасения, что тотальный контроль за банковской системой и предоставление властям права входить в состав акционеров частных банков не дадут искомого эффекта, зато откроют широкое поле для злоупотреблений и рейдерства.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, основными целями разработанного в соответствии с поручением главы государства документа является совершенствование механизмов для превентивного выявления рисков в финансовой системе и расширение компетенции уполномоченного органа.

Главными новациями законопроекта является предоставление государству права на принудительный выкуп десяти или более процентов акций банка в случае нарушения ряда показателей или нормативов, а также расширение полномочий представителей АФН в банках. Кроме того, в законодательство вносится положение о мерах раннего реагирования. Согласно этой норме в случае ухудшения финансового положения банка АФН сможет требовать изменения организационной структуры и штатной численности фининститута, ограничения принятия депозитов, увеличения провизий, отстранения от должности любого из руководящих или иных работников финансового учреждения и т.д. Глава АФН Елена Бахмутова отметила, что, если у банков возникнут временные затруднения с ликвидностью, монетарные власти обладают достаточным набором инструментов и способны оказать необходимую помощь. «При отсутствии иных инвесторов временное участие государства в качестве собственника является распространенной мировой практикой в условиях преодоления банковских кризисов», - сказала она агентству «Интерфакс-Казахстан».

Заместитель председателя Цеснабанка Марс Алдашов назвал предложения АФН «абсолютно логичными, обоснованными и не противоречащими мировой практике». При этом он подчеркнул, что ужесточить регулирование и расширить полномочия АФН позволила сложившаяся на финрынке ситуация. «Надо отдать должное тому, что регулятор удачно выбрал момент для расширения своих полномочий», - заметил г-н Алдашов.

Председатель правления Каспийского банка Михаил Ломтадзе, комментируя «&» законопроект, подчеркнул, что сам подход, предусматривающий усиление регулирования и ответственности за предоставляемую информацию, является правильным. «Нужно просто держать баланс между контролем и ограничением развития банковской системы, а также вмешательством в операционную деятельность банков. Экономике Казахстана нужен растущий стабильный банковский сектор. Операционная же деятельность является прерогативой менеджмента финансовых институтов», - сказал он. Между тем, по мнению г-на Ломтадзе, некоторые аспекты законопроекта нужно дальше обсуждать и дорабатывать. «Особенно это касается условий, в случае наступления которых регулятор и государство будут принимать те или иные меры. Главное - добиться лучшего контроля и ответственности банков, не ограничивая развития банковской системы», - отметил глава «Каспийского».

Другие опрошенные «&» банкиры и экономисты не столь оптимистичны в оценках законопроекта. «В целом закон можно охарактеризовать как достаточно репрессивный, выдержанный в духе тотального контроля и надзора. Государство опять пытается регулировать вопросы не экономическими, то есть рыночными, методами, а при помощи административных рычагов», - сказал «&» представитель одного из банков, пожелавший остаться неназванным. Он также подчеркнул, что государство - не самый эффективный менеджер. «В последние годы влияние государства на экономику снижалось, но мы почему-то вновь к этому возвращаемся», - сказал собеседник.

В свою очередь директор юридической службы БТА Банка Даулет Абжанов в интервью «&» обратил внимание на то, что реализация документа грозит нарушением законных прав владельцев банков. «Безусловно, банковский сектор в любой стране нуждается в особом контроле и надзоре. Но, во-первых, такой контроль и надзор должны иметь свои пределы и учитывать интересы самих банкиров как предпринимателей и акционеров - как собственников акций. Во-вторых, параллельно должна существовать действенная система защиты их прав и интересов, - сказал он. - При повышении уровня надзора предлагается ли в данном законопроекте адекватно повысить и уровень защиты прав и интересов акционеров банка, предоставить им гарантии от злоупотреблений или ошибочных решений со стороны государства? Нет». По мнению г-на Абжанова, существующего инструментария, который есть в распоряжении АФН, вполне достаточно для применения адекватных мер к банкам. «Думаю, АФН нужно идти не по пути получения каких-то дополнительных полномочий, а более тщательно и углубленно анализировать предоставляемые банками материалы. По моему мнению, принятие данного законопроекта создает почву для рейдерства и имеет признаки скрытой формы национализации, так как государство получает широкие полномочия по вхождению в капитал банков», - подчеркнул юрист.

Заместитель председателя Нацбанка Данияр Акишев считает, что в данном случае говорить об угрозе рейдерства не совсем уместно. «Я не думаю, что эти механизмы позволят проявиться рейдерству, они направлены на финансовую стабильность и устойчивость. И в основном они будут применяться при каких-то кризисных явлениях», - подчеркнул он, добавив, что в отношении государства термин «рейдерство» неприменим, потому что вряд ли у властей есть определенные интересы для повышения своего влияния на банковский сектор.

Однако политолог Досым Сатпаев придерживается обратной точки зрения. «Не стоит забывать, что у нас границы между бизнесом и властью весьма прозрачны. И очень часто за теми или иными экономическими «наездами» стоят интересы конкретных представителей политэлиты. И многие ее представители прямо или косвенно являются собственниками активов, в том числе и в банковской системе», - сказал он. Политолог считает, что интересы этой элиты могут быть направлены на достижение конкретных конъюнктурных выгод. «И часто, как это у нас бывало и в последнее время, государственные институты использовались как инструменты для достижения этих групповых интересов. Поэтому я думаю, что банкиры должны быть озабочены», - подчеркнул г-н Сатпаев.

Политолог разделяет мнение банкиров, которые опасаются появления в руках государства мощного инструмента для вхождения в структуру акционеров банка, а также потенциальных рисков злоупотребления своим положением представителей уполномоченных органов. «Я бы поддержал усиление роли государства в контроле над экономическими процессами, если бы я этому государству доверял, - сказал он. - Сегодняшнее состояние политической системы не способствует возникновению такого доверия. Как я могу доверять существующей политической системе, если по уровню прозрачности она недалеко ушла от многих действующих у нас коммерческих компаний? Коррупция, постоянные скандалы, связанные с личной заинтересованностью госслужащих, показывают, что государство в Казахстане - плохой управленец». В подтверждение своих слов он напомнил о невыполнении многих госпрограмм, недоосвоенности бюджетных средств министерствами и ведомствами. «О качестве госуправления говорит и отсутствие тактики и грамотных действий по нейтрализации негативных экономических процессов, когда различные ведомства начинают кивать друг на друга в поисках виновных. Я не уверен, что, придя в те или иные рыночные структуры, государство покажет себя хорошим менеджером», - отметил он.

Директор юридической службы БТАБанка считает, что принятие рассматриваемого законопроекта ведет к прямому регулированию государством банковской деятельности. «У меня ощущение, что авторы законопроекта не совсем верно интерпретировали поручения, данные главой государства. Если ситуация будет развиваться таким же образом, то следующим шагом станет прямое регулирование государством деятельности банков. Останется лишь объявить финансовые институты государственными и оставить за властями право принятия всех бизнес-решений», - констатировал г-н Абжанов. Г-н Сатпаев считает этот вариант развития событий достаточно реалистичным. «Не исключаю, что у нас попытаются создать некий госхолдинг, в который объединят несколько крупных банков, где государство будет играть ключевую роль. У нас, по сути, идет создание государственного капитализма и огосударствление различных секторов экономики. Это в какой-то степени является попыткой властей усилить контроль за теми процессами, которые они в свое время не смогли спрогнозировать», - сказал политолог.

Михаил Егорин, Айнура Каргалинова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии