Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Законопроект «О космической деятельности» уже при внесении его в парламент был встречен нелестными отзывами депутатов

Фото : 14 апреля 2008, 12:02

Пустота космоса

 

Законопроект «О космической деятельности» уже при внесении его в парламент был встречен нелестными отзывами депутатов. Скомканный текст документа, предложенного разработчиками, не способен кардинальным образом повлиять на развитие космической отрасли страны. Узнать, претерпел ли изменения текст закона, находящийся в стенах мажилиса уже более года, оказалось задачей непростой - на интерес к этому документу со стороны прессы члены рабочей группы отреагировали неохотно

  Все годы независимости отечественная космическая деятельность не регулировалась специальным законодательством. Поэтому, закон, регулирующий космическую отрасль, представители этой сферы ожидали с нетерпением. Но при поступлении этого документа в стены мажилиса экс-депутат Тохтар Аубакиров подверг его критике.

На просьбу прокомментировать этот вопрос по телефону Тохтар Аубакиров ответил советом обратиться к нынешнему главе Национального космического агентства Талгату Мусабаеву. “Мы тогда вместе критиковали этот законопроект”, - отметил первый космонавт страны.

       Однако попытки “НП” связаться с Талгатом Мусабаевым по телефону не увенчались успехом. Сначала трубку мобильного телефона главы агентства снял его помощник, попросив перезвонить на городской номер через час. Однако на звонок в назначенное время он с удивлением отметил, что разговаривает с журналистом впервые и ни о какой договоренности относительно разговора с Мусабаевым не могло быть и речи.

Решив связаться с ответственным секретарем НКА Ергазы Нургалиевым, являющимся членом рабочей группы по обсуждению законопроекта в мажилисе, мы позвонили в его приемную. Трубку сняла пресс-секретарь агентства, которая сообщила, что вопросы нашей газеты нужно было отсылать заранее и только в письменной форме “в связи с важностью вопросов, касающихся космической сферы”. “Вы уже опоздали. Все СМИ, которые хотели дать материалы, приуроченные ко Дню космонавтики, обращались к нам за месяц. А сейчас мы готовимся к коллегии. И не надо забывать, что у нас впереди несколько выходных дней”, - выпалила она, надо полагать, передавая состоявшийся разговор с шефом.

После таких действий законопроект, призванный регулировать космическую деятельность, который столь странным образом облачился в вуаль таинственности, привлек к себе еще большее внимание. Если курирующие эту сферу органы столь явно пытаются игнорировать прессу, значит, им есть, что скрывать? И мы занялись тщательным изучением текста законопроекта.

Судя по “анонсированию” положений будущего документа, его основной целью должна стать межведомственная координация в сфере космической деятельности. Однако, по признанию заместителя председателя НКА Еркина Шаймаганбетова, которое он высказал депутатам в декабре прошлого года, “в положении о Национальном космическом агентстве удалось прописать координацию в этой сфере”.

 Еще одна причина, по которой законопроект должен был быть принят, - нормы, касающиеся обеспечения безопасности космической деятельности. Надо отдать должное - в тексте, предложенном разработчиком, этому уделяется достаточное внимание. Так, подробно оговаривается, что космические объекты иностранных государств могут осуществлять пролет через космическое пространство нашей страны, если ими будет направлено предварительное уведомление в уполномоченный орган, а также в госорганы “в области использования воздушного пространства, обороны, чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и соответствующие местные исполнительные органы”.

Однако в чем заключается координация этого вопроса уполномоченным органом? Ведь документы должны направляться во все перечисленные инстанции. И практически весь законопроект ссылается на тексты заключаемых международных договоров, от которых зависит регулирование в каждом конкретном случае, и на действующее законодательство страны.

В связи с чем целесообразность принятия отдельного законопроекта, регулирующего эту сферу, ставится под большое сомнение.

 Можно предположить, что документ призван обеспечить правовое положение космонавтов. Однако разработчики ограничились лишь тем, что “порядок подготовки космонавтов РК определяется уполномоченным органом”. Погрешность решили исправить депутаты, которые внесли в текст дополнение, что государство из бюджетных средств должно финансировать расходы на подготовку и переподготовку отечественных космонавтов, включая расходы на обучение, проживание и выплату стипендии.

Народные избранники решили предусмотреть и социальный пакет в виде бесплатного лечения космонавтов, ежегодных профосмотров и санитарно-курортного лечения, в том числе и для членов их семей. Не забыли они о норме, касающейся безвозмездного предоставления от государства жилья с правом собственности для тех, “кто проработает в этой сфере не менее десяти лет”. Однако, подчеркнем, это лишь инициатива, которая еще не получила одобрения правительства.

 Не заложено в документе никаких норм по контролю за расходованием поступивших для поддержки космической отрасли финансовых средств. Между тем эта проблема остается открытой. Ведь не секрет, что только за последние годы объем средств, выделенных на финансирование космической деятельности, возрос почти в 300 раз. В 2004 году для осуществления деятельности Аэрокосмического комитета было выделено 29 миллионов тенге. В 2007 году на развитие отрасли выделено уже более 11 миллиардов. (Что касается мировой космической отрасли, то ее совокупный объем оценивается в 145 миллиардов долларов США.)

Кстати, в этой связи хотелось бы привести данные, касающиеся и других аспектов Национальной космической программы. Например, что касается работы, проделанной Центром астрофизических исследований (ЦАФИ) по организации лаборатории дистанционного обучения специалистов аэрокосмического направления.

По словам экспертов, ЦАФИ на данный проект потратил 150 миллионов тенге практически впустую. Согласно тексту заключения, 15 миллионов из суммы бюджета проекта было бы достаточно для приобретения аппаратно-программного комплекса дистанционного обучения и создания образовательного портала. Еще 15 миллионов - для его содержания в течение следующих 3 лет. А остальные 120 миллионов можно было потратить на создание электронной библиотеки, которая могла бы стать лучшей по данной тематике на территории СНГ. Однако этого сделано не было.

Аналогичные заключения были сделаны по отношению практически ко всем научно-исследовательским работам, проводимым ЦАФИ. В результате финансирование всего научного раздела космической программы РК было прекращено, а утверждение новой программы до 2020 года находится под вопросом.

И такая ситуация сложилась практически по всем пунктам Национальной космической программы. А по заключению аналитиков КНБ РК, проанализировавших предварительные итоги госпрограммы на 2005-2007 годы и проект программы “Развитие космической деятельности РК на 2008-2020 годы”, эти документы не имеют конкретных целей, а с технической стороны - предлагают использовать достижения других стран.

Ботагоз Омар


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии