Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Свято место долго не бывает. Частые смены руководства КТЖ не позволяют обеспечить эффективное реформирование железнодорожной отрасли

Фото : 22 апреля 2008, 14:36

Частые смены руководства «Казахстан темир жолы» (КТЖ) не позволяют обеспечить эффективное реформирование железнодорожной отрасли. Для решения этой задачи нужен успешный менеджер, не связанный с какими-либо группами влияния во властных кругах

Aскар Мамин, назначенный вначале апреля новым главой КТЖ, первым делом заявил, что все планы изадачи, поставленные его предшественником -Жаксыбеком Кулекеевым, задержанным ранее поподозрению вполучении взятки, -остаются неизменными. Все так же«железка» планирует потратить 680млрд тенге наинвестпрограмму до2012года, овозможном пересмотре самой программы г-нМамин неговорил.

Стремление нового президента КТЖ обеспечить преемственность политики управления нацкомпанией можно только приветствовать -онстал уже четвертым руководителем железной дороги смомента создания ЗАО «НК “КТЖ”» в2001году. Столь частые перестановки топ-менеджеров неспособствуют успеху программ пореформированию иразвитию железно-дорожной отрасли.

Ахиллесова пята

КТЖ внынешнем виде -плод реализации Программы реструктуризации железнодорожного транспорта на2004-2006 годы. Всоответствии сней было осуществлено отделение ремонтной иобеспечивающей деятельности КТЖ отосновной. Вконкурентный сектор передали 51ремонтное предприятие, аместным исполнительным органам -40объектов водоснабжения ипять объектов теплоснабжения, атакже 75вокзалов. Были созданы дочерние компании АО«Локомотив» (услуги тяги) иАО«Казжелдортранс» (услуги грузового подвижного состава). Результатом реформирования стало увеличение количества собственников подвижного состава: доля парка частных грузовых вагонов сегодня достигает 35% отихобщего количества, ак2010году она должна увеличиться до60%.

Локомотивное хозяйство тоже разделили начасти. Наряду сАО«Локомотив» создано АО«Локомотив-Сервис», которому передали комнаты отдыха (где бригады отдыхают после рейсов) иэкипировку бригад. Некогда единое пассажирское хозяйство расчленено наряд дочерних предприятий, оказывающих услуги друг другу.

Врезультате железная дорога была разделена наконкурентный имонопольный сектора. Вконкурентном секторе создана масса предприятий наоснове бывших филиалов железной дороги, восновном занимающихся ремонтом иснабжением.

«Подразумевалось, что конкуренция между ними поможет снизить цены наихуслуги для монопольного сектора, -заявил наусловиях анонимности один изисточников, близких кКТЖ. -Однако этого непроизошло, наоборот, цены науслуги частных предприятий поднялись внесколько раз. Кстати, приватизация этих предприятий также проводилась понестандартной схеме -неКомитетом поприватизации игосимуществу, асамим менеджментом КТЖ впериод президентства Ерлана Атамкулова».

Главные болевые точки «железки» программа неликвидировала. «Основной проблемой реформ вКТЖ является неотработанность нормативно-правовой базы, -говорит председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин. -Вместо единой структуры мыполучили десятки субъектов, участвующих впроцессе перевозки пассажиров игрузов. Это естественно для конкурентного рынка. При этом мынедали нормативную базу, вкоторой четко определены права иответственность каждого субъекта. Отсюда исистемные проблемы нажелезной дороге». ВРоссии подсчитали, что реформирование РЖД возможно посредством внесения изменений идополнений вболее чем 2тыс. существующих нормативных документов. Насегодняшний день этим заняты тысячи специалистов. ВКазахстане этого сделано небыло.

Кпримеру, вповседневной работе сгрузовым вагоном проводится около 70технологических операций сучастием различных структур, которые неотрегулированы нормативными документами.

Неоправданное деление наотдельные самостоятельные структуры единого комплекса, обеспечивающего эффективное функционирование магистральной железнодорожной сети, привело крезкому увеличению управленческого аппарата. Систему разделили таким образом, что ниодна часть железной дороги неотвечает задеятельность других подразделений, нет синхронности вдействиях. Так, отделения железной дороги расчленили наотделы перевозок имагистральную железнодорожную сеть (куда отнесли путейцев, энергетиков, связистов).

След Кулекеева

Эта реформа была связана сименем тогдашнего (2002-2007) президента железной дороги Ерлана Атамкулова. Деятельность его напосту главы КТЖ завершилась бесславно -против его подчиненных было возбуждено более двух десятков уголовных дел поподозрению вотмывании денег, коррупции. Новый президент, Жаксыбек Кулекеев, должен был сделать дорогу прозрачнее.

Винтервью нашему журналу (см. «Имидж нашей компании -неизлучших»№14 (162) от7апреля 2008года) оночертил круг стоящих перед ним задач: поднять тарифы, оптимизировать бизнес-процессы, борьба скоррупцией иразвитие собственного железнодорожного машиностроения. Тарифы должны покрывать эксплуатационные расходы, расходы намодернизацию подвижного парка, атакже стать одним изосновных источников инвестиционной программы.

«На должности главы КТЖ можно работать по-разному, -считает г-нИсингарин. -Можно заняться повседневной деятельностью, проедать производственный потенциал. Можно, несчитаясь нисчем, ставить проблемы, добиваться того, чтобы приостановить износ железной дороги. Кулекеев безразличия непроявил. Онпонимал, что строительство новых железных дорог необходимо. Сдругой стороны, также осознавал, что без модернизации ныне действующей сети нельзя говорить онормальном функционировании всей отрасли. Вчастности, тех женовых железных дорог».

Все последние годы КТЖ существенно переплачивала заГСМ. Ежемесячно только вкачестве оплаты зауслуги попоставке дизтоплива для локомотивов компания платила более 1,5 млрд тенге. Причем поставкой топлива занимаются только три компании -ТОО «ТЭК-Астана», ТОО «ТЭК-Алматы» иТОО «ТЭК-Батыс». Ранее они входили всостав КТЖ вкачестве структурных подразделений, нопотом были проданы частникам. При ежегодных оборотах одного только ТОО «ТЭК-Батыс» в20млрд тенге водном только Западном регионе Казахстана объем переплачиваемых денег составляет около 3млрд тенге.

Завышаемая цена насолярку неподлежала обсуждению, поскольку все топливные емкости инефтяная инфраструктура вокруг железнодорожного полотна принадлежат только этим трем компаниям. «Согласен, что закуп топлива можно отдать натендер, нозачем вычленять изКТЖ топливные склады? -спрашивает г-нИсингарин. -Здесь изначально неможет быть конкуренции, ибо тепловоз неможет выехать издепо и, как автомобиль, искать для заправки другую АЗС».

Кулекеев хотел вернуть топливные склады вструктуру КТЖ, нопопытки оказались тщетными.

Его часто обвиняли втом, что онразогнал профессионалов изотрасли. Г-нИсингарин полагает, что вреальном производстве должны работать производственники. Чтобы научиться руководить станцией, человек должен отучиться минимум 5лет изнать, как оптимально организовать движение поездов. «Если локомотивщика заменяют локомотивщиком, ипоследний несправляется сработой, можно говорить оботдельных ошибках, -поясняет г-нИсингарин. -Когда желокомотивщика заменяют, кпримеру, агрономом, можно говорить осистемной ошибке. Таких системных действий позамене производственников яненаблюдал». Кулекеев успел навести относительный порядок навокзалах. Онобязал вывесить электронные табло, накоторых можно видеть, накакие поезда ипокаким направлениям билеты можно приобрести вкассах.

Правда, оннесмог справиться скоррупцией нажелезной дороге. Новряд лиэто было под силу президенту КТЖ. Эксперты считают, что коррупцию можно победить лишь системой мер, куда органично войдут ограничения всфере законодательства спривлечением кпроцессу общественного мнения изапуском экономических рычагов.

Гуус Хиддинк для железнодорожников

Безусловно, власти понимают ущербность латания дыр ижизненную необходимость стратегического реформирования железной дороги. Новэтом деле необойтись без человека, который сможет взвалить насвои плечи весь груз попроведению реформы, прежде всего поискоренению коррупции. Conditio sinequanon* тут является отсутствие связи стеми или иными кланами вовластной элите. Ноэто подразумевает иотсутствие гарантированной поддержки состороны административного ресурса. Считается, что г-нКулекеев неимел таких связей. Чем завершилась его карьера вКТЖ -общеизвестно. Г-нАтамкулов, понеофициальным данным, имел определенные связи сгруппами влияния иостался насвободе. Какая судьба ждет Аскара Мамина, предсказать никто невозьмется. Эксперты пока осторожно оценивают перспективы развития нацкомпании под его руководством. Мотивы выбора его кандидатуры напост президента КТЖ небыли озвучены публично. А сам назначенец напредыдущих постах (министр транспорта, аким Астаны) непроявил каких-то особых качеств, позволяющих надеяться, что онпревзойдет постепени эффективности предыдущих президентов КТЖ. Если иего деятельность напосту главы железной дороги будет признана неудовлетворительной, тостанет окончательно ясно: ныне действующая кадровая политика невсостоянии решить проблему выбора руководства нацкомпании, азначит, найти человека, способного успешно реформировать железнодорожную отрасль страны.

Вэтом случае выходом могло быстать привлечение иностранного менеджера. Отечественные менеджеры склонны совмещать два вида бизнеса -государственный ичастный. Часто трудно понять, где кончается государственный интерес иначинается частный. Иностранный специалист стоит дорого, ноонпозволит решить проблему непрозрачности КТЖ исущественно снизить коррупционные риски. Иностранцам важна собственная репутация, инет особого смысла скрывать деятельность нечистоплотных управленцев. Имнечего бояться, ибо они несвязаны нисодной казахстанской финансово-промышленной группой. Еще одно несомненное достоинство -полное отсутствие политических амбиций. Многие компании изСНГ, включая таких гигантов, как ТНК-ВР, «Русал», «Интерпайп» идругие, впоследние годы активно привлекают зарубежных специалистов вобласти управления. Возможно, экспат станет неплохим выходом идля решения кадрового вопроса наКТЖ.

* Условием, без которого неможет быть (лат.)

Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии