Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Продать ненужное не получится

Фото : 23 апреля 2008, 13:26

Любое перерабатывающее предприятие должно быть способно экспортировать свою продукцию, вне зависимости от того, планирует оно выходить на экспорт или нет. Иначе Казахстану, помимо сырья, будет нечего предложить иностранным рынкам. Такое мнение высказала в интервью «&» Сауле Ахметова, зампредседателя правления АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта» (создано на базе ЦМАИ, входит в состав ФУР «Казына»).

- Сауле Орынбасаровна, как сейчас выглядит структура экспорта казахстанской продукции?

- Официальные данные Агентства по статистике дают следующую картину. Объем экспорта Казахстана в 2007 году составил $47,7 млрд. 66% этого объема пришлось на топливно-энергетические товары, остальные 34% - на различные товарные группы от готовых изделий до сырья и материалов, например металлы и изделия из них, продукты животного и растительного происхождения, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них.

Для получения более адекватной картины экспорта надо определиться с тем, как классифицировать товары с добавленной стоимостью - по конечной стоимости или по степени переработки товара? Где ставить границу, за которой товары уже можно считать имеющими высокую добавленную стоимость? Считать ли, допустим, рудные окатыши обработанной продукцией или это все же сырье? Даже официальная статистика казахстанского экспорта показывает явное преобладание продукции сырьевого характера или низкого передела. В общем объеме экспорта за 2007 год доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов составила только 2%, продукция химической отрасли - 4%, а ведь это как раз те товары, которые имеют наиболее высокую добавленную стоимость.

В международной практике применяется так называемая Классификация по широким экономическим категориям (ШЭК), разработанная ООН. Она позволяет получать данные отдельно по объемам экспорта обработанных и сырьевых товаров, а также отдельно по оборудованию и потребительским товарам. В Казахстане классификация ШЭК известна специалистам, но официально не используется. Отсюда разночтения при расчетах и анализе экспорта и, как следствие, противоречащие друг другу выводы, что негативно сказывается на целенаправленной политике государства по поддержке экспортоориентированных отраслей.

Мы в своей корпорации применили классификацию ШЭК для анализа товарной структуры экспорта за 2002-2007 годы. Темпы роста экспорта обработанной продукции за весь этот период составили 37,5%. При этом динамика экспорта была неустойчивой. Значительный спад экспорта обработанной продукции произошел в 2005 году, во многом за счет снижения темпов производства обработанной пищевой и промышленной продукции. Для сравнения: рост экспорта сырьевых товаров за аналогичный период был динамичным и превысил 49%. В 2007 году доля сырья в экспорте Казахстана по классификации ШЭК составила $32,7 млрд., или 68,6% от общего экспорта.

- Какая работа проделана с момента создания корпорации?

- Корпорация образовалась только в феврале, поэтому отчитываться нам еще рано. Отмечу, что создание корпорации готовилось в течение полутора лет. Начали мы с изучения опыта тех стран, которые возвели экспорт в приоритет и добились определенных результатов. Мы пришли к выводу, что прежде всего должна быть создана институциональная система поддержки экспорта. Есть институты, которые занимаются теми или иными вопросами экспорта, специальное законодательство, другие элементы, но системность поддержки возможна только тогда, когда все это согласуется и координируется. Наша корпорация как раз и выступает координатором между участниками этой системы - бизнесом и государством.

Нынешняя специфика экспорта заключается в том, что его объем зависит от отдельных факторов, которые формируются в самых разных министерствах и ведомствах. Например, предприятие хочет что-то экспортировать. Оно берет кредит, покупает дорогое импортное оборудование. Но ведь необходимо еще и достаточное количество сырья. Может получиться так, что данного сырья в Казахстане нет и производитель должен его импортировать. И таких нестыковок очень много. Например, оборудование у нас ввозится беспошлинно, зато на запчасти и расходные материалы пошлины есть, и достаточно высокие.

Был период, когда государство освобождало от НДС предприятия легкой промышленности. При этом импорт сырья - тех же тканей - облагался высокими пошлинами. В результате предприятия, которые должны были развиваться, не в состоянии были этого сделать. Наши производители, если они хотят создать продукцию для экспорта, обязательно должны что-то импортировать: оборудование, сырье, запчасти, а зачастую и все это вместе взятое. Поэтому одна из целей нашей организации - выступить движущей силой построения системы экспорта.

- Какие проблемы в экономике страны тормозят развитие экспорта? Как можно их решить?

- Одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются все предприятия, - это проведение исследований. Чтобы выйти на внешний рынок, прежде всего надо знать, с чем выходить, на какой рынок, какие на этом рынке требования. Дело это дорогостоящее, подобную маркетинговую услугу можно заказать по цене около $500 тыс. Платить такие деньги консалтинговым компаниям наш бизнес не готов. Получается замкнутый круг, и разорвать его может только государство, оказывая посильную материальную поддержку. К примеру, организовав какое-то масштабное исследование и распределив расходы на него между государством, Торгово-промышленной палатой и группой заинтересованных в данном исследовании компаний. То есть в данном случае государство может помочь в поиске консалтинговой компании, частичном финансировании и объединении круга заинтересованных сторон. В итоге для каждой из этих компаний результаты исследования становятся более доступными. Также государство может оказать и моральную поддержку. Например, когда власти объявили приоритетным стандарт ISO, у нас появилось много компаний такого стандарта. Порой от государства достаточно морального поощрения - заявить, что данное направление приоритетно. Однако предпринимаемых сегодня шагов в этой области недостаточно.

В мире 97% корпораций, подобных нашей, финансируются государством. Причем финансируется не только создание, но и деятельность. Мы на первом этапе подготовки к созданию корпорации провели анализ, в какой среде сегодня работают экспортеры и почему экспорт обработанной продукции не растет. Выяснилось: по сравнению с работой на внутреннем рынке развивать экспорт трудно, дорого и невыгодно. Также мы изучили преференции инвестиционного законодательства, и оказалось, что все они предназначены для крупных инвесторов, а у нас такие инвесторы, как известно, работают в сырьевом секторе. Игрокам же среднего бизнеса, чтобы получить льготу, надо месяцами бегать, собирая все документы и разрешения. Наше торговое законодательство тоже сосредоточено на внутренней торговле.

Прежде чем помогать развитию экспорта, надо определиться, каким игрокам мы хотим помочь и какому именно экспорту. Сегодня в таможенном законодательстве Казахстана нет определения экспортера как такового, поэтому экспортером считается любой, кто вывез товар за пределы республики. Необходимо четкое определение - экспортером может быть только резидент Казахстана. Иностранные производители не должны считаться экспортерами. Наш экспорт - скачущий, год наблюдается рост, год - спад, и так постоянно. Этот факт свидетельствует об отсутствии правильной политики правительства, а также показывает, что экспортные сделки в Казахстане носят не регулярный, а случайный характер.

- С какими странами планируется развивать экспорт и по каким позициям?

- Основные рынки сбыта казахстанской продукции - это Евросоюз, Китай и Россия. Если в 90-х годах страны СНГ занимали более 50% в общем объеме нашего экспорта, то в настоящее время свыше 80% экспорта приходится на страны дальнего зарубежья. Причем последние скупают именно сырье (более 80% нашего сырьевого экспорта). Большая часть экспорта обработанной продукции (свыше 60%) идет соседям по СНГ, преимущественно в Россию и страны Центральной Азии. Это стабильно преобладающие импортеры нашей обработанной продукции, однако данные рынки характеризуются более низкой покупательной способностью и меньшей требовательностью по сравнению с глобальными рынками, поэтому вывозимая туда продукция должна быть доступной по цене.

Бытует мнение, что из Казахстана в Россию можно экспортировать все что угодно и что Россия якобы рай для нашего производителя. Это заблуждение. Российский рынок очень динамично развивается, конкурировать на нем приходится не только с местными игроками, но и с другими странами. Наших поставщиков вытесняют из России Таджикистан и Узбекистан, то есть государства, у которых нет ни денег, ни благоприятной среды, но которые, тем не менее, умудряются экспортировать в Россию. Кроме того, многие технологии, бренды, типы производств в Казахстане скопированы с российских. А как с такими технологиями обратно на российский рынок?

- Экспорт каких отраслей является приоритетным?

- Приоритетными являются пищевая, строительная и химическая отрасли, продукция которых вполне могла бы конкурировать с импортными производителями. Мы заинтересованы в экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако госполитика должна вырабатываться таким образом, чтобы экспорт был выгоден независимо от типов бизнеса. Задача государства - построить такую систему. Успешны те компании, которые фокусируются не на экспорте, а на развитии внутреннего рынка. Прежде чем продвигать экспорт казахстанской готовой продукции, необходимо создать базу, с которой страна сможет выйти на международные рынки, а с этим у нас проблемы. Любое предприятие должно быть способно экспортировать, а будет оно экспортировать или нет - это уже его внутреннее дело. У нас же бытует мнение, что сначала надо произвести продукцию, а потом уже думать, куда ее реализовать.

- Что реально Казахстан помимо сырья может предложить зарубежным рынкам?

- Есть богатый ассортимент пищевой продукции. Во многих странах популярна алкогольная продукция. Производство спиртного вообще имеет большой экспортный потенциал, но у нас и в обществе, и в правительстве почему-то превалирует мнение, что данную отрасль не стоит поддерживать. Я так не считаю. Почему Россия, Франция, Польша поддерживают своего производителя винно-водочной продукции, а мы нет? В результате этот рынок сегодня забит каким угодно товаром, только не отечественным. Некоторым же отраслям, напротив, надо уделять меньше внимания. Так, продукции текстильной отрасли сложно выдерживать конкуренцию по качеству и по цене даже на внутреннем рынке ввиду близости Китая. Поэтому, на мой взгляд, государству не следует поддерживать массовое производство текстиля.

Оксана Щербакова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии