Горячие новости
Читайте также

Для того, чтобы прекратить практику продавливания сомнительных законов, в Казахстане необходимо ввести обязательную антимонопольную экспертизу НПА

Фото : 24 апреля 2008, 15:44

Для того, чтобы прекратить практику продавливания сомнительных законов, в Казахстане необходимо ввести обязательную антимонопольную экспертизу нормативно-правовых актов.

Стремление к увеличению доли на рынке, а в конечном итоге к монопольному положению - естественное желание любого бизнесмена. Когда это желание достигается рыночными методами, в справедливой конкурентной борьбе и благодаря талантам менеджмента, все мы приветствуем такие достижения и восхищаемся ими. Однако все чаще встречаются другие, более простые и более эффективные способы достижения заветной цели. Это когда производится искусственная монополизация отрасли путем лоббирования нужных законов. Зачастую такие устремления заворачиваются в красивую обертку со словами, что, дескать, только монополизация отрасли и связанная с ней концентрация в одних руках финансовых и иных ресурсов принесет реальную пользу государству и обществу, тогда как развитие конкуренции на товарных рынках лишь распылит силы и средства. Иначе чем объяснить часто возникающие инициативы по законодательной монополизации отдельных пока еще немонополизированных отраслей.

Так, в прошлом году увенчалась успехом инициатива по монополизации услуг технической инвентаризации недвижимого имущества. Если раньше наравне с РГП «Центр недвижимости» техническую инвентаризацию недвижимого имущества могли осуществлять также и субъекты частного предпринимательства, то с прошлого года с принятием нового Закона РК «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» произошла монополизация этого вида деятельности госпредприятиями, подведомственными уполномоченному органу.

Пока провалилась попытка монополизации лотерейной деятельности: законопроект «О лотереях и лотерейной деятельности» в конце прошлого года был возвращен из мажилиса в правительство, несмотря на то, что представители Минфина с цифрами на руках пытались убедить депутатов в том, что, как это ни странно, монополизация отрасли принесет больше налогов стране и лучше разовьет данную отрасль. При этом предполагалось, что право осуществлять лотерейную деятельность будет эксклюзивно принадлежать Национальному оператору лотереи, создаваемому в форме АО, учредителями которого помимо государства (51%) должна была стать частная организация (49%), определяемая уполномоченным органом. Таким образом, весь бизнес должен был принадлежать одной госкомпании и на 49% одному частному лицу (своего рода «лотерейному королю»). Хотя практически всем было понятно, что у Минфина возник интерес к данному виду деятельности и к его монополизации, как только были введены ограничения для игорного бизнеса, что должно было повлечь за собой бурный рост рынка лотерей.

Наверняка все еще не отказались от идеи монополизации фармацевтического рынка специалисты фонда «Казына», которые в прошлом году предложили создать на территории страны 6-7 огромных современных фармацевтических складов, через которые будут снабжаться больницы и аптечные сети. Для этого планировалось отдать весь этот бизнес в концессию одной малайзийской компании. Такого рода монополизация рынка, по мнению «Казыны», как это ни странно, лучше всякой конкуренции должна помочь снизить цены на лекарства. Таким образом, проблема завышенных цен на лекарства, закупаемые государством, сводилась к тому, что конкуренция не может обеспечить снижения цен, а завышенные цены на лекарства - это не результат коррупции в действующей системе госзакупок. Обоснование, как видите, такое же, как это было при попытке монополизации лотерейного бизнеса: монополизация лучше конкуренции.

Другой пример. Союз «Атамекен» в этом месяце на всю страну заявил о том, что Комитетом технического регулирования Мининдустрии путем подлога документов внесен в парламент законопроект «Об аккредитации в области оценки соответствия», который в последней редакции направлен на создание монопольных условий для извлечения неконтролируемых преимуществ отдельного хозяйствующего субъекта - ТОО «Национальный центр аккредитации».

Вышеизложенные факты - это лишь последние, самые свежие инициативы, направленные на искусственную монополизацию отдельных отраслей экономики. Между тем в большинстве отраслей такие монополии сложились уже давно и сейчас преуспевают на благо своих акционеров и в ущерб интересам потребителей. Чтобы прекратить такие попытки, государству необходимо ввести обязательную проконкурентную (антимонопольную) экспертизу нормативно-правовых актов, которую должны проводить специалисты Агентства по защите конкуренции.

Айдын Бикебаев, заместитель директора Института частного права


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии