Горячие новости
Читайте также

Почему в богатом нефтью Казахстане опять вздорожал бензин?

Фото : 28 апреля 2008, 11:44

Сапожник без сапог

Несмотря на то, что посевная в главных зерновых регионах Казахстана еще не началась, в течение последних десяти дней цены на бензин по всей республике поднялись в среднем на 12-15 процентов. А то, что происходит в некоторых отдельно взятых городах Казахстана - в частности, Караганде и Кокшетау, - иначе как бензиновым коллапсом не назовешь: самый ходовой бензин АИ-92 в шахтерской столице продается только по талонам. При этом в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов традиционно ссылаются на “тенденции в мировой экономике”, а заодно - на соседнюю Россию.

- Незначительный рост цен наблюдается лишь в Северном Казахстане, и вызвано это тем, что часть горюче-смазочных материалов туда поступает из России, - как ни в чем не бывало заявил на днях вице-министр энергетики и минеральных ресурсов РК Ляззат Киинов. - Кроме того, на незначительный рост цен оказывает влияние все возрастающая стоимость нефти на мировых рынках.

Между тем в северных областях, зависящих от поставок ГСМ из России, - самые низкие цены в стране. Это ясно видно из таблицы, составленной по информации наших собственных корреспондентов в регионах. Интересно, что в регионах, не зависящих от поставок ГСМ из России, цены на 24 апреля практически сравнялись с ценами в приграничных Казахстану российских областях.

Однако в Минэнерго не спешат признать, что скачок цен на бензин произошел во многом по их вине. Ведь именно с подачи министерства в начале апреля была введена экспортная пошлина на нефть - якобы для обуздания инфляции и предотвращения грядущего бензинового кризиса. Опасения отечественных экспертов, что это вызовет рост цен на ГСМ, в расчет не принимались. У самого “энергичного” ведомства страны были свои - политические - резоны.

- Либеральные меры - уговоры нефтяников пойти на уступки зерновикам и другим потребителям “горючки” - исчерпали себя, - заявил перед самым вводом экспортных пошлин министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. - Пошлина автоматически свяжет мировые и внутренние цены на нефтепродукты и автоматически же все-все отрегулирует.

Но, увы … Рыночный “автомат”, на который так уповали в Минэнерго, дал осечку. И причина, как это обычно бывает, в деньгах.

- Размер пошлины составит $109,91 за тонну при мировой цене $714 за тонну, которая сложилась по итогам первого квартала 2008 года, - заявил 8 апреля министр индустрии и торговли Владимир Школьник. - Это позволит увеличить поступления в бюджет до конца года на $1 млрд.

Оказывается, все даже не просто, а очень просто! Правительству срочно понадобились дополнительные деньги, вот оно и решило подоить священную нефтяную корову. При этом в Доме правительства забыли прописную рыночную истину: вместе с введением пошлин на экспорт нефти необходимо ограничивать вывоз за пределы Казахстана бензина и дизтоплива.

- Нефтяные компании после введения акцизов на экспорт нефти стали в огромных количествах вывозить ГСМ. Для них это экономически выгодно, - заявил газете “Время” эксперт, доктор экономических наук Мажит Котдинов. - Правительство проводит крайне непродуманную политику. Вводя акцизы на нефть, необходимо было вводить и акцизы на ГСМ.

По его мнению, именно дефицит топлива на внутреннем рынке ГСМ сегодня провоцирует рост цен. И самое неприятное: нынешний ценовой скачок - далеко не последний.

- Правительству нужно создать условия для того, чтобы продавать ГСМ на внутреннем рынке по приемлемым для всех ценам стало выгоднее, чем экспортировать. Только тогда можно будет сказать, что противоядие от приступов ценового “буйства” найдено, - считает Мажит Котдинов. - А сегодня действия наших рулевых напоминают попытку найти черную кошку в темной комнате, заранее зная, что там ее нет.

Алексей Коновалов, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии