Горячие новости
Читайте также

Все под контролем. Но расслабляться не стоит. Сложная ситуация на мировых финансовых рынках почти год держит в напряжении страну

Фото : 28 апреля 2008, 11:59

Сложная ситуация на мировых финансовых рынках почти год держит в напряжении страну, вынуждая Правительство Масимова быть в состоянии постоянной «боевой» готовности к кризисным ситуациям. Меры, предпринимаемые Кабмином в отношении финансового сектора, вызывают подчас неоднозначную реакцию участников рынка. Но цель оправдывает средства: по мнению международных экспертов, ситуация в Казахстане далека от кризиса.

Мировой кризис ликвидности крепко ударил по мирохозяйственным связям. Начавшись в США с ипотечного кризиса, он экстраполировался на экономики большинства стран, в том числе Западной Европы, США, СНГ. Кризис затронул и нас. Больше всего досталось в первую волну кризиса строительному сектору и банкам. Тогда некоторые экономисты предполагали, что неминуемо обанкротится часть казахстанских банков, однако опасения не подтвердились.

Причиной возникшей в мире кризисной ситуации явилась, как утверждают аналитики, банальная жадность. Алчность взяла верх над всеми участниками процесса: риэлторами, подогревавшими ажиотажный спрос на рынке недвижимости; спекулянтами, покупавшими все больше квартир в расчете на прибыльную перепродажу; банкирами, ширившими выдачу кредитов, перепродавая дешевые внешние займы. Кризис ликвидности расставил все по своим местам.

Надо отметить, что наша республика пострадала намного меньше, чем ожидалось. Западные эксперты вообще склоняются к тому, что азиатские страны мировой кризис едва задел, судя по ситуации, которую мы имеем.

Но кто мог тогда предвидеть, каким образом мы сумеем отреагировать на возникшую угрозу? Помнится, еще в начале 2007 года Премьер Масимов встречался с банкирами и критиковал их за то, что они излишне увлеклись внешними займами, поручив тогда Агентству по финансовому надзору взять курс на жесткую денежную политику. Были введены ограничения на привлечение внешних займов в целях сохранения безопасности и стабильности финансовой системы. А специальная рабочая группа по повышению конкурентоспособности финансового сектора занялась анализом мер по усилению регулирования банков и повышению резервных требований. В результате появилась программа достижения финансовой стабильности.

А финансисты возмутились, заявив, что такая политика ошибочна, непоследовательна и непродуманна. Но, как видится теперь, именно она и позволила выстоять нашей экономике в кризисной ситуации. Правительство, в отличие от участников финансового рынка, сумело адекватно оценить возможные риски. Чего не скажешь о финансистах, кивавших на жесткую политику Кабмина. Не жадность ли затмила им тогда глаза?

Когда же гром грянул, Правительство мгновенно отреагировало, применив антикризисные меры. В частности, через банковскую систему выделено четыре миллиарда долларов на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также на рефинансирование некоторых инвестиционных проектов. Помощь оказали адресно, на возвратной и платной основе. Акционеров банков тогда призвали вкладывать дополнительные средства в свои банки, продавать непрофильные активы, а Правительство стало поощрять при этом дополнительные эмиссии акций. В результате финансовая система устояла, достойно пережив нестабильность на мировых рынках. Глава Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер дал высокую оценку действиям казахстанского Правительства в период мировой волатильности на финансовых рынках (позже по аналогичной схеме средства начали выделять РФ, Великобритания и другие страны).

В результате ситуация на отечественном строительном рынке выравнялась. Как заявил глава экономического ведомства Бахыт Султанов на недавнем заседании Правительства, несмотря на снижение темпов строительства в начале года, в течение квартала ситуация исправилась, и в конечном итоге вклад строительных компаний в экономику страны возрос в первом квартале на 8,5 процента. Инвестиции в жилищное строительство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 38,5 процента, введенных в эксплуатацию жилых домов стало больше на 3,6 процента.

Тем не менее наш рынок все еще испытывает влияние внешней конъюнктуры, поскольку отечественная экономика достаточно интегрировалась в мировое пространство. По мнению аналитиков, сложные времена мировой экономике придется переживать еще, по меньшей мере, 18 месяцев. Банкиры при этом предупреждают, что чем дольше финансовый кризис продлится на Западе, тем тяжелее он скажется на странах СНГ. Пришлось в этой ситуации и нам корректировать прогнозы относительно роста нашей экономики. Итак, согласно пессимистическому сценарию на 2008 год, ожидается пятипроцентный экономический рост, по оптимистическому — он превысит семь процентов. Итог зависит от того, смогут ли казахстанские эмитенты выйти на внешние рынки капитала.

Разумеется, подобные перспективы роста болезненно воспринимают все, в том числе и банки. Ведь предшествующие шесть-семь лет характеризовались чрезвычайно высокими темпами развития банковского сектора страны. Особенно высокими темпы роста активов были в последние три года: в 2004 году — 160,3 процента, в 2005-м — 167,86 процента, в 2006-м — 196,5 процента. На начало 2007 года совокупные активы банков составили 8 872 миллиарда тенге, превысив показатель 1999 года (341,1 миллиарда тенге) в 26 раз (!). Совокупные обязательства составили 8 001,6 миллиарда тенге, в том числе вклады юридических лиц — 3 680,7 миллиарда тенге, вклады физических лиц — 1 034,2 миллиарда тенге. Столь высокие показатели обеспечивались, главным образом, приростом объемов займов. Кредиты выдавались, что называется, налево и направо и без учета всех возможных рисков. Основной гарантией банки видели для себя лишь залоговое имущество. Подобные тенденции и стали, к примеру, ловушкой для американского финансового рынка.

А последствием кредитного кризиса в США и в целом в мире для нас стало то, что время легко доступных длинных денег для отечественных банков закончилось. И банкам придется самостоятельно привлекать средства. Зато подобная ситуация способствует более высокому уровню дисциплины со стороны банков, так необходимой им для привлечения средств. И умеренное замедление роста в данном случае будет способствовать снижению риска «перегрева» экономики. Иногда государство искусственно ограничивает объемы кредитования — во избежание перегрева, а мы сегодня имеем дело с ситуацией, когда рынок сам включает естественные механизмы оздоровления. И от агрессивно-навязывающей тональности банки должны сегодня переходить к более сдержанной и взвешенной политике.

При этом если акционеры банков не желают или не способны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово к принятию необходимых мер. Такого мнения придерживаются Президент Нурсултан Назарбаев и Правительство Масимова. То есть государство оставляет за собой право вмешиваться в банковский сектор ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения стабильности нашей финансовой системы, ни больше ни меньше. Согласно проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам устойчивости финансовой системы», в установленных случаях Правительство вправе принять решение о приобретении им либо национальной управляющей компанией, уполномоченной Правительством на распоряжение государственной собственностью, объявленных акций банка в размере десяти и более процентов от общего количества размещенных акций. Если же количество таковых окажется недостаточным для улучшения финансового состояния банка, Правительство примет решение об увеличении числа объявленных акций. Таким образом, государство будет инвестировать средства, необходимые для стабильной работы банков.

Между тем критики в этой ситуации уже успели узреть не что иное, как попытку национализировать банковский сектор, чуть ли не отобрать долю у бизнесменов. Думается, это как минимум преувеличение ситуации и передергивание фактов. Десять процентов в доле предприятия еще ни одному акционеру не давали права и возможности «прибрать бизнес к рукам», зато такая доля дает право голоса на собраниях акционеров. Плюс необходимые инвестиции в сектор. Нет ничего зазорного в том, что в роли инвестора в данном случае выступит государство. Ведь когда речь заходит о национальной безопасности, не приходится долго перебирать варианты. Тем более что речь идет только о тех банках, которые могут испытывать дефицит оборотных средств.

И следующий шаг Кабмина — не более чем защита интересов нашей экономики, один из реальных и действенных шагов по укреплению и стабилизации отечественной финансовой системы. Как сказал Нурсултан Назарбаев в ежегодном Послании народу Казахстана: «Мы должны развивать управление системными рисками как в частном, так и в государственном секторах. Правительство, АФН и Нацбанк должны выстроить гибкую и надежную систему управления рисками». А в ситуации, когда мировой кризис опять дает о себе знать, все же лучше перестраховаться, чем что-то безвозвратно упустить.

Агентство «Standard&Poor’s» дало свою оценку происходящему на нашем финансовом рынке: «Ситуация рабочая и вполне управляемая, положение непростое, но не является критичным. Казахстанские банки второго уровня достойно справляются с непростой рыночной ситуацией за счет своих внутренних резервов, помощи акционеров, реорганизации, некоторого пересмотра стратегии. А также за счет моральной и финансовой поддержки со стороны государства. Недавнее улучшение ситуации с ликвидностью отчасти объясняется продолжающимся притоком денежных средств, обусловленным благоприятной ценовой конъюнктурой на экспортных рынках сырья, сокращением потребления импортируемых товаров и расходов на импорт, а также рядом других благоприятных факторов».

И действительно, следует отдать банкам должное, в большинстве своем они умело справляются с ситуацией собственными силами. Ни Нацбанк, ни АФН, ни Правительство не могут назвать происходящее сегодня в стране кризисом. И следует отметить, что во многом благодаря вовремя принятым превентивным мерам. То есть на сегодня ситуация находится под контролем и уже наметились положительные тенденции. В частности, АФН отмечает, что наши банки при выдаче кредитов стали уделять больше внимания платежеспособности клиентов, нежели залоговому имуществу. Предпринимается больше усилий по снижению доли сомнительных кредитов. На рынке идет борьба за привлечение средств физических лиц в виде депозитов.

Кроме того, в банковский сектор РК начинают приходить иностранцы. Эксперты склонны рассматривать это как позитивную тенденцию.

Однако риски у нашей экономики и финансового сектора все еще имеются. Основной опасностью на фоне мировой финансовой нестабильности экономисты называют высокие инфляционные ожидания. Поэтому в текущем году в отношении денежно-кредитной политики Правительство Масимова поставило задачу удержать инфляцию в пределах, которые не нанесут экономике непоправимого урона, а именно — в десятипроцентном коридоре. Пока мы справляемся. По итогам первого квартала уровень инфляции составил 2,5 процента. В то время как аналогичный показатель в соседней России составил 4,8 процента, в Беларуси — 4,1 процента, Украине и вовсе 9,7 процента.

Постоянные изменения конъюнктуры международных финансовых рынков требуют от Правительства и регулирующих органов адекватной реакции. Только своевременное выявление потенциальных рисков для финансовой системы позволит принимать оперативные меры по их устранению. Поэтому АФН в текущем году продолжит постоянный мониторинг деятельности банков, расширяя свою техническую и штатную базу. Будут и впредь проводиться стресс-тесты кредитных банковских портфелей. И государственного вмешательства, возможно, в отдельных случаях избежать не удастся. Главное, чтобы участники финансового рынка относились к этому с пониманием.

Лия МИРГАЗИТОВА


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии