Горячие новости
Читайте также

Стандарты государственных услуг, оказываемых органами налоговой службы

Фото : 28 апреля 2008, 13:25

Одной из стратегических направлений развития налоговой системы, определенной в Стратегии развития налоговой службы Республики Казахстан, является обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы

Данное стратегическое направление планируется реализовать путем достижения двух целей - повышения информированности общества в налоговых вопросах и повышения качества предоставляемых налоговых услуг

В 2005 году Налоговый комитет МФ РК был определен одним из пилотных государственных органов, участвующих в совместном проекте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и Представительства Европейской комиссии в Республике Казахстан. Проект назывался "Содействие разработке стандартов предоставления ГУ", был рассчитан на два года, финансировался за счет средств Европейской комиссии и имел целью оказание содействия государственным органам и акиматам - участникам проекта в разработке документов по разъяснению порядка получения услуг их потребителям. В рамках данного проекта было принято решение назвать такие документы регламентами предоставления государственных услуг.

Так, в рамках данного проекта Налоговым комитетом МФ РК были утверждены пилотные регламенты предоставления государственных услуг по 25 налоговым услугам. Утвержденные регламенты были опубликованы в средствах массовой информации, размещены на web-портале Налогового комитета МФ РК, информационных стендах центров приема и обработки информации налоговых органов, а также раздавались налогоплательщикам в виде брошюр.

При разработке регламентов предоставления государственных услуг за основу был принят международный опыт, пропагандирующий предоставление разъяснения по порядку оказания услуги на понятном и доступном языке.

Понимая необходимость и важность повышения качества оказываемых государственных услуг, главой государства Республики Казахстан во многих программных документах перед государственными органами поставлена задача по повышению качества оказываемых государственных услуг.

Во исполнение данного поручения главы государства в 2007 году Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы проведена работа по приведению в соответствие действующего законодательства.

Так, законом Республики Казахстан от 18 июня 2007 года № 262-III в Закон Республики Казахстан "Об административных процедурах" внесены дополнения в части определения понятий "государственная услуга", "стандарт оказания государственной услуги", "регламент оказания государственной услуги" и "реестр государственных услуг".

Согласно внесенным дополнениям под государственными услугами понимается деятельность, направленная на обеспечение прав, свобод и защиты законных интересов физических и юридических лиц, осуществляемая государственными органами, иными государственными учреждениями, государственными предприятиями, физическими и (или) юридическими лицами в рамках реализации бюджетных программ (подпрограмм).

Стандарт оказания государственной услуги - нормативный правовой акт, устанавливающий нормативные значения показателей количества, качества и доступности государственной услуги, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами и иные нормы, обязательные для выполнения, обеспечивающие право физических и юридических лиц на получение государственных услуг установленного количества и качества.

Регламент оказания государственной услуги - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, иных государственных учреждений и государственных предприятий, их структурных подразделений, а также должностных лиц по оказанию государственной услуги.

Реестр государственных услуг - перечень государственных услуг, оказываемых на республиканском и местном уровнях, включающий группы и подгруппы однородных услуг, с указанием государственных органов, иных государственных учреждений и государственных предприятий, обеспечивающих их предоставление.

Согласно пункту 2 статьи 9-1 указанного Закона по вопросам организации и порядка внутренней деятельности и деятельности во взаимодействии с физическими и юридическими лицами по оказанию государственной услуги государственный орган принимает стандарт и регламент оказания государственной услуги. Стандарт и регламент оказания государственной услуги принимаются по каждой государственной услуге, входящей в компетенцию государственного органа.

При этом в соответствии с пунктом 3 данной статьи стандарт и регламент оказания государственной услуги разрабатываются на основе типовых стандартов и регламентов, утверждаемых правительством Республики Казахстан.

Постановлениями правительства Республики Казахстан от 30 июня 2007 года № 558-559 утверждены типовые стандарт и регламент оказания государственной услуги.

Также постановлением правительства Республики Казахстан от 30 июня 2007 года № 561 утвержден Реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, в который включены 15 налоговых услуг.

Однако в связи с тем, что в Реестр государственных услуг включены услуги по регистрации физических и юридических лиц, их имущества, услуги в области социальной защиты, а также по выдаче справок, утвержденный Реестр будет дополняться услугами в части разрешений, лицензирования и т.д.

Так, к настоящему времени Налоговым комитетом МФ РК разработаны и утверждены приказом министра финансов Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года № 469 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5079) стандарты оказания государственных услуг по следующим 15 налоговым услугам:

- регистрация налогоплательщиков Республики Казахстан

- регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС)

- регистрация индивидуальных предпринимателей

- регистрация налогоплательщиков в качестве "электронных налогоплательщиков"

- присвоение персонального идентификационного номера (ПИН-код) - на товары производителей и импортеров некоторых видов подакцизной продукции и мазута

- регистрация объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением

- регистрация и снятие с учета контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (ККМ с ФП)

- выдача справок об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, выписок из лицевого счета

- выдача справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных налогов

- заверение резидентства налогоплательщиков

- прием налоговой отчетности

- проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени

- возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке

- возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты

- решение об изменении срока уплаты налогов.

Стандарты оказания государственных услуг - это документ, предназначенный для потребителя налоговых услуг - налогоплательщика, разъясняющий порядок получения той или иной налоговой услуги, включая:

- сроки получения услуги

- документы, необходимые для получения услуги

- контактные данные работников налоговых органов, к которым можно обратиться за получением данной услуги, а также в случае необходимости обжалования процесса оказания услуги

- порядок получения услуги в электронном виде

- информация об оплате услуги (если предусмотрена оплата услуги)

- дополнительные услуги, сопутствующие получению услуги

- ключевые показатели качества услуг (своевременность, качество, доступность услуг, процесс обжалования и вежливость).

При этом в стандартах указываются три ключевых показателя качества услуг:

- текущий - то, где мы находимся в настоящее время

- целевой - то, к чему предполагаем прийти в следующем году путем улучшения качества предоставления услуги

- стандарт - идеальное значение качества, которое мы должны будем стремиться достичь.

Недостижение запланированного уровня показателей качества определенной услуги свидетельствует о ненадлежащем исполнении (неисполнении) поставленных на конкретный период задач.

Проведенное в прошлом году обследование мнения налогоплательщиков позволило не только определить текущий уровень удовлетворенности субъектов предпринимательства и физических лиц качеством работы налоговых органов, но и поставить конкретные цели на ближайшие пять лет.

Таким образом, целевой и стандартный показатели качества налоговых услуг определены через независимое исследование мнения потребителей налоговых услуг.

Со стандартами оказания налоговых услуг может ознакомиться любой желающий в разделе "Налоговая консультация" сайта Налогового комитета МФ РК по адресу: www.salyk.kz, а также в центрах приема и обработки информации налоговых органов. При этом со второго полугодия 2008 года стандарты оказания налоговых услуг можно получить в любом налоговом органе в виде брошюры.

Внедрение стандартов оказания услуг позволит повысить налоговую культуру налогоплательщиков, предоставлять налогоплательщикам раскрытую, полную и достоверную информацию, а также является инструментом обеспечения открытости и прозрачности деятельности налоговых органов

Налоговый комитет по городу Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии