Горячие новости
Читайте также

К сожалению, права человека еще не стали безусловным приоритетом в деятельности государственных органов

Фото : 29 апреля 2008, 09:50

Обеспечение и защита прав и свобод человека является первостепенной задачей государства и общества, вытекающей из статьи 1 Конституции Республики Казахстан. Актуальность и сложность этой задачи не вызывает сомнений. К сожалению, права человека еще не стали безусловным приоритетом в деятельности государственных органов.

Права человека зачастую отходят на второй план, уступая место узковедомственным и корпоративным интересам. Серьезным препятствием на пути свободной реализации прав и свобод человека является коррупция, которая разъедает устои государства и общества, подменяя принцип верховенства права корыстным интересам недобросовестного чиновника. Не случайно в своем Послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» Нурсултан Назарбаев выразил обеспокоенность недостатками в деятельности правоохранительной и судебной систем, которые призваны в первую очередь противодействовать коррупции.

Совершенствование национальных правозащитных механизмов неразрывно связано с изучением и практическим использованием международного опыта, развитием сотрудничества с авторитетными международными организациями по правам человека. Казахстан присоединился к целому ряду международных договоров по правам человека, в том числе к основополагающим международным пактам ООН «О гражданских и политических правах» и «Об экономических, социальных и культурных правах», принятым в 1966 году.

Сопоставление правовых норм Конституции РК, конституционных и иных законов, подзаконных актов, ратифицированных международных договоров, защищающих права человека, дает основание утверждать, что казахстанское законодательство уже во многом соответствует стандартам ООН в этой сфере. Однако этот процесс еще далеко не завершен. В частности, участие Казахстана в международных договорах влечет за собой необходимость приведения внутреннего законодательства страны в полное соответствие с нормами признанных международных договоров. Серьезным внешним фактором, побуждающим активизировать работу государственных органов, является установленная периодическая отчетность правительства Казахстана о выполнении международных обязательств в соответствующих комитетах ООН.

В качестве наглядного примера такой взаимосвязи можно привести реформирование уголовного правосудия, связанное с передачей полномочий по выдаче санкций на арест от прокуратуры суду. Внесение в 2007 году изменений в Конституцию РК о закреплении санкционирования ареста исключительно за судами обнажило несоответствие уголовно-процессуального законодательства страны международному пакту ООН о гражданских и политических правах. Основанная на нормах УПК РК практика санкционирования ареста прокурором пришла в противоречие с Конституцией и пактом, для устранения которого правительство разработало и внесло в парламент РК законопроект, который должен привести законодательство и практику судебного санкционирования в соответствие с международными стандартами.

Казахстан последовательно расширяет свое участие в международных правозащитных механизмах, стремясь к достижению более высоких стандартов в защите прав человека. Например, процедуру ратификации проходит первый факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах, который позволит гражданам Казахстана обращаться с индивидуальными жалобами на государство в Комитет ООН по правам человека. Готовится также специальное заявление в соответствии со статьями 21-22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, позволяющее гражданам обращаться с жалобами в Комитет ООН против пыток.

В контексте сказанного стремление Казахстана занять пост председателя ОБСЕ в 2010 году должно восприниматься не как самоцель, а как выражение желания стать ответственным и авторитетным участником активных политических процессов, происходящих в ОБСЕ, а также внести свой положительный вклад в обеспечение стабильности и безопасности. Применительно к теме дальнейшего совершенствования национальных механизмов защиты прав человека, гарантированных Конституцией страны, дискуссии о председательствовании Казахстана в ОБСЕ уже вызвали широкий интерес к европейской системе защиты прав человека, отличающейся более высокими стандартами.

Несомненно, вступление Казахстана в Совет Европы, присоединение к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 года и признание юрисдикции Европейского суда по правам человека позволило бы еще более повысить ответственность отечественных государственных институтов в сфере прав человека.

Борис Фомин

29 апр 2008


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии