Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

И все-таки они платные. В Алматы бесплатные талоны к водительскому удостоверению стоят 300 тенге

Фото : 29 апреля 2008, 10:28
И все-таки они платные


Но за юридически подкованных и настойчивых водителей может заплатить «добрый дядя». Вчера корреспондент «Литера» решил получить талон к водительскому удостоверению. Бесплатно. Как это гарантировал недавно министр внутренних дел Бауржан Мухамеджанов. Но оказалось, что за услуги нужно платить в кассу 300 тенге. Так написано на двери кабинета, из которого выходят довольные обладатели талона. Невелика денежка, но, помноженная на количество водителей в Алматы, она становится довольно внушительной. Потому мы стали выяснять, кому и за что полагается платить столь скромную «таксу». Работницам некой фирмы «PRO System Almaty», которые и банкуют талонами, не очень понравилась наша настойчивость, и они дали телефон своего начальника - мол, с ним и разбирайтесь.

Если точнее, то такова стоимость не самих талонов, а услуги за их оформление. Вчера наш корреспондент, а также председатель Независимого автомобильного союза Григорий Кременецкий и юрист Сергей Уткин, как законопослушные водители, решились-таки обзавестись заветными талонами, без которых с 1 июля сего года ездить будет нельзя. Вернулись без талонов, но с массой вопросов.

Поехали не куда-нибудь в районное РЭО, а сразу в УДП г. Алматы. Еще свежо в памяти выступление министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова о том, что талоны к водительскому удостоверению должны выдаваться бесплатно. Причем министр никаких оговорок относительно символической платы за оформление не делал. Каково же было наше удивление, когда на двери того самого кабинета, где выдаются талоны, мы увидели, что в перечне обязательных документов для оформления талона необходимо предъявить квитанцию об оплате за услуги - 300 тенге (на фото). Чьи услуги - непонятно, об этом ничего не сказано. Равно как нет никакого документа, который бы в полной мере объяснял, за что водители должны платить и почему именно 300 тенге, а не, например, 200 или 400. К слову, из 15 человек, вместе с нами стоявших в очереди, никто не задался вопросом, за что и кому нужно платить.

На этот вопрос ответа не дали и сотрудницы, оформляющие заявления и выдающие талоны, работницы некой частной фирмы «PRO System Almaty». В ответ наш вопрос, за что водители платят 300 тенге, нам пояснили: «За услуги! Смотрите, мы здесь с 7 утра до 5 вечера сидим, аж глаза болят. Это частная фирма». За подробностями нас раздраженно послали… по адресу: Белинского-Рыскулова. Потом все же посоветовали обратиться к директору, Нургали Тунгышевичу, даже дали номер его сотового телефона. Вот что он нам сказал, опять же в ответ на вопрос о природе происхождения 300-тенговой таксы: «Это за оформление услуги, которую мы оказываем АО «Kazakstan Processing Centre». И вообще, вам же труда не составит, приедете ко мне, и я верну вам ваши 300 тенге. Почему-то вы шумиху не поднимаете, что в ГАИ за разные заявления тоже берут по 480-500 тенге», - не менее раздраженно ответил начальник «PRO System Almaty».

Поскольку номер мобильника шефа работницы «PRO System Almaty» дали нам по доброй воле, а их шеф в процессе беседы был готов вернуть эти 300 тенге, значит, он может вернуть их и другим таким же жадным водителям. Посему милости просим - телефон благодетеля находится в редакции «Литера».

Вообще, ситуация с 300 тенге выглядит очень странно. Частная фирма оказывает услуги АО «Kazakstan Processing Centre», а платят за это водители. Мы поинтересовались у все того же Нургали Тунгышевича, какое отношение УДП г. Алматы имеет к фирме «PRO System Almaty».

- Никакого. Мы оказываем услуги на основе договора частной компании, которая вводит новшество не на государственные деньги, а на свои собственные.

Увы, но происхождение таксы мы так и не выяснили. Но зато выяснили кое-что поинтереснее. По словам работниц и директора «PRO System Almaty», дорожная полиция к оформлению талонов никакого отношения не имеет. Но так ли это на самом деле, если заявление адресуется начальнику управления дорожной полиции? И куда идут оплаченные через кассу 300 тенге? Это и многое другое мы намерены выяснить в самое ближайшее время. Тем более что «цена вопроса» даже при приблизительном подсчете количества водителей только в одном Алматы - полагаем, их не меньше 800 тысяч, - не менее 240 млн тенге.

Наша публикация о 300-тенговой стоимости бесплатных талонов в Алматы вызвала массу откликов, особенно у заинтересованных лиц - АО «Kazakstan Processing Centre» и ИП «PRO System Almaty». От продажи бесплатных талонов к водительским удостоверениям данные организации могут сорвать солидный куш в размере 300 млн тенге. Именно такая сумма может возникнуть, когда почти миллион водителей Алматы (не считая области) скинутся по три сотни на «зарплату девочкам», по выражению «талонного» начальства. В результате простой вопрос, почему за бесплатное надо платить, вылился в разбор полетов между «Литером», АО «Kazakstan Processing Centre» и ИП «PRO System Almaty».

Между «Литером», АО «Kazakstan Processing Centre» и ИП «PRO System Almaty» состоялся эмоциональный разбор полетов. Поводом для встречи послужила наша публикация о 300-тенговой стоимости бесплатных талонов в Алматы. Беседа была долгой и эмоциональной, напоминавшей перепалку детей в песочнице: «Сам дурак». Каких-то обоснованных аргументов по конкретным претензиям мы так и не услышали, хотя очень пытались. Мы не мелочные и заволновались не из-за 300 тенге. В одном только Алматы почти миллион водителей. И когда на кону стоят около 300 млн тенге, интерес к вопросу становится дороже. Приводим на суд читателей выдержки из общения в первозданном виде. Уместить разговор в одну публикацию, увы, не получается, поэтому мы посвятим ему серию материалов.

Действующие лица:

А.А. - корреспондент «Литера»

Б.Д. - Бейбут Джумагалиев, председатель правления АО «Kazakstan Processing Centre».

Н.Б. - Нургали Байжанов, директор ИП «PRO System Almaty».

А.А.: ...Впечатление, что вашу компанию вовлекли в участие в проекте намеренно. Кстати, до этого проекта ваша компания вообще никому не была известна. Свидетельство от Комитета по защите конкуренции вы получили только 15 января, а талоны начали выдаваться раньше. Почему все так непрозрачно? Где вы вообще до этого были?

Б.Д.: Вообще, я уже много разных интервью давал и говорил о том, что проект, который мы реализуем, нужен людям. Например, что такое электронная цифровая подпись? Вообще, что за шикарная услуга предоставляется бесплатно? То есть, даже если бы талоны были платными и стоили 1000-2000 тенге, сама электронная подпись стоит дороже сертификата электронной цифровой подписи. И это предоставляется бесплатно. Знаете почему?

А.А.: Ну, знаете ли, народ не напрашивался на предоставление ему такой шикарной и уникальной услуги. Ему ее навязывают.

Б.Д.: А это кто хочет, тот хочет…

А.А.: Как это: кто хочет, тот хочет? С первого июля все водители будут обязаны иметь при себе талоны.

Б.Д.: Что такое талоны к водительскому удостоверению, знают уже все. Постановлением правительства в свое время всех водителей обязали иметь медицинские аптечки, огнетушители, аварийные знаки. Так? Кто говорит, что это должно быть бесплатно? Об этом речи не шло, все были обязаны и все.

А.А.: То, о чем вы сейчас сказали - вопрос безопасности людей, а талоны сильно на безопасности дорожного движения скажутся?

Б.Д.: Талоны - это и безопасность, и борьба с коррупцией.

А.А.: По поводу бесплатности талонов было выступление официальных лиц в СМИ.

Б.Д.: Я вот ни разу не слышал, чтобы министр говорил про бесплатные талоны. Это в СМИ так написано.

А.А.: Тусумов говорил. Он тоже официальное лицо. Кстати, речь тогда шла о возврате денег тем, кто купил талоны за деньги. Сколько денег вы уже вернули?

Б.Д.: Я не знаю, какие заявления поступали и возвращались ли деньги.

А.А.: Не надо делать из народа быдло... Я у вас ведь в пятницу спрашивала, откуда сложилась «такса» в 300 тенге?

Н.Б.: Я вам калькуляцию покажу. Мы много техники купили. Это все денег стоит.

А.А.: Почему водители должны оплачивать вашу технику? Вас нанял Процессинговый центр? Вот пусть они и платят вам за эту вашу технику и несут остальные расходы.

Б.Д.: Во-первых, я его не нанял, а уполномочил.

А.А.: Уполномочили, хорошо. Картины это не меняет. Вы же кругом говорите, сколько вы денег в этот проект вложили. Что вам стоит тогда потратить еще денег на прием заявлений? Если нет у уполномоченной вами фирме денег, платите за них сами.

Б.Д.: Александра, вы знаете, как работают компании определенные - есть бюджет на год-два. В нашем бюджете нет средств на наем еще 400 человек по Казахстану и платить им по 40 тысяч тенге зарплату.

А.А.: Тогда зачем вы вообще брались за проект, если знали, что придется нести по нему кучу расходов?

Б.Д.: Я вам приведу еще раз пример с медицинскими аптечками…

Н.Б.: Вот вы говорите, что народ - не быдло. У меня вопрос: почему вы так в этом заинтересованы? Вот переоформлением машин «Дана» занимается. Вы зайдите и посмотрите, что у них делается. Вы когда машину снимаете с учета, уже автоматически покупаете транзитные номера за 409 тенге. А когда на учет ставите, опять оплачиваете за номера. Почему на счет этого у вас вопросы не возникают?

А.А.: Господин, Байжанов, вы помещение на территории УДП арендуете?

Н.Б.: Арендуем, и аренда помещения входит в 300 тенге. Я же вам уже сказал, что предоставлю калькуляцию. Саша, вы одна такая из тысячи, которые нам попадаются, которые не хотят платить, вот они и пишут от руки. А кто ценит свое время, они не обращают внимания на 300 тенге. Это же мелочь сегодня.

А.А.: Народ платит не потому, что у него есть выбор, а потому что иного не дано. Я в этом в пятницу убедилась. Вот если бы мне предложили альтернативу, был бы другой разговор, а работницы ваши сказали, что квитанция нужна в любом случае. На то есть свидетели.

(Продолжение в следующем номере)

P.S. Пока верстался номер, мы выяснили, что в Семее оформлением заявлений занимаются РЭО, а не какие-то частные фирмы, поэтому люди получают талоны бесплатно. Аналогичная картина и в Талдыкоргане. В Уральске у водителей есть альтернатива - платить за заполнение заявлений 300 тенге или заполнять самостоятельно.

Кстати, и не только с алматинских. Навар частных фирм от электронного заполнения заявлений на получение бесплатных талонов к водительскому удостоверению может существенно увеличиться за счет регионов. То есть взимание 300-тенговой пошлины встало на поток не только в Алматы. Любопытно развивается ситуация, например, в Кызылорде. Там на прошлой неделе только 120 заявлений из 340 были поданы бесплатно. А представители кызылординского филиала АО «Казахстанский процессинговый центр» убеждают водителей в том, что за деньги все оформят грамотно и без ошибок. Доводы были бы убедительными, если бы талон выдавался только на основании заявления, где человек может неразборчиво написать свои ФИО, ИНН и другую информацию. Но ошибок быть не должно, так как вместе с заявлением в базу данных идут копии документов, удостоверяющих личность.

(Окончание. Начало в № 78)

Во вчерашнем номере «Литера» мы предложили на суд читательский часть спектакля с действующими лицами, который разыгрался на днях в здании УДП г. Алматы. Игра стоит свеч и эквивалентна нескольким сотням миллионов тенге. Итог 300-грошовой оперы таков - наши оппоненты ошибку признали, но вернуть деньги всем, кто их заплатил не захотели.

Действующие лица:

А.А. - корреспондент «Литера».

Б.Д. - Бейбут Джумагалиев, председатель правления АО «Kazakhstan Processing Centre»/

Н.Б. - Нургали Байжанов, директор ИП «PRO System Almaty».

А.А.: Кстати, Бейбут Жаксыгалие-вич, а что за компании, помимо вашей, еще участвовали в конкурсе на исполнение талонной программы? Впечатление, что вы были единственными, кому было предложено заниматься проектом. Даже тендеров никаких не было. Вы заключили с ДВД каждого региона договора о госзаказе на сумму менее 2 тысяч МРП, что не требует проведения тендера, и все. Об этом многие СМИ уже писали.

Б.Д.: Саша, вы опять передергиваете факты. Вот несколько дней назад было ток-шоу по телевидению. Я сказал однозначно - госзакупки были, и хватит уже об этом говорить. Тысячу раз об этом уже говорилось. Нас проверяли - счетный комитет проверил, финполиция, были госзакупки. Знаете, почему мы пошли на то, чтобы выдавать талоны бесплатно? Потому что программа должна действовать. По состоянию на 25 апреля по Казахстану было выдано 314 тысяч талонов. За неделю поступило 36 тысяч заявлений и было выдано почти 13 тысяч талонов. Все приходят в единый центр персонализации, созданный в PRO System Almaty. Сейчас создается единый центр персонализации в Павлодаре, потому что 25 девчонок не успевают. Павлодарский центр объединит несколько областей - Карагандинскую, Акмолинскую, СКО и ВКО. В Процессинговый центр талоны приходят в виде пустых прошитых болванок. А уже здесь предприятия, с которыми мы работаем, проводят предперсонализацию талонов, закладывают в талоны математические данные, чтобы туда можно было еще дать другую информацию. Далее - нам от человека нужно получить его ФИО, водительское удостоверение и ИНН. Чем PRO System Almaty и занимается.

А.А.: Когда вся эта идея затевалась, нужно было какие-то сроки обозначать? Все-таки в стране 3,5 млн водителей, которым без талонов с 1 июля ездить будет нельзя, а выдано всего 314 тысяч талонов… Хотя глава дорожной полиции в нашей газете говорил, что в случае необходимости сроки будут передвинуты. Система должна была полностью заработать с 1 декабря. А вы только талоны выдавать начали после нового года.

Б.Д.: Вы ошибаетесь, первые талоны начали выдаваться в ноябре. Около 5 тысяч в Алматы, и несколько тысяч по республике. Я поясню, почему сроки сорвались. Микропроцессорные карточки были заказаны французской компании еще в июле. А с учетом сроков поставки, первая партия должна была оказаться в Казахстане в августе. Словом, до конца 2007 года мы должны были получить 2,5 млн талонов. Однако летом прошлого года были забастовки во Франции, которые продлились до ноября. Соответственно первые талоны к нам поступили в ноябре.

А.А.: Вроде где-то говорилось о том, что себестоимость талона 700 тенге?

Б.Д.: Себестоимость составляет около 900 тенге. Мы выдали 22 тысячи платных талонов, которые продавались от 1,5 до 1,8 тысячи тенге. Плюс 314 тысяч талонов выдали бесплатно. То есть мы, грубо говоря, раскидали по стране 280 млн тенге, просто так.

А.А.: Вам же из бюджета деньги выделялись какие-то…

Б.Д.: То что якобы нам из бюджета выделяли, опять-таки было передергиванием фактов. Кто-то из правозащитников писал, что мы получили 29 млн тенге. На самом деле мы получили только половину - 14 млн тенге со всех регионов. А если вы приводите факты, то тогда стоит поинтересоваться, сколько денег нам было перечислено на самом деле. Это ведь не закрытая информация, а элементарные госзакупки. Я поймал на лжи тех, кто нас обвинял?

А.А.: Не поймали. Вот вы говорите, что потратили 280 млн тенге, а государство выделило вам всего 14 млн. В чем вообще ваш коммерческий интерес так держаться за этот проект? Будете окупать его за счет госзакупок?

Б.Д.: Коммерческий интерес лежит в самом талоне. Во-первых, в его функциях по учету административных штрафов. Для чего он вводится? Для выявления злостных нарушителей. А таких у нас по стране - 25 процентов из общего числа водителей. Но есть одна загвоздка. Когда штраф выписан, о нем можно забыть. А когда он фиксируется в талоне, про него уже не забудешь, и за следующее нарушение придется платить уже вдвое дороже. Помимо этого в талоне прошита функция электронного страхования. Сейчас ГПО занимаются агенты на местах. А с введением талонов мы будем выступать в роли связующего звена между агентами, страховыми брокерами и страховыми компаниями, то есть мы будем иметь свои агентские бонусы от 5 до 25 процентов от суммы сбора страховых премий. Весь проект по внедрению талонов стоит 3 млрд тенге, и за три года мы его окупим за счет страхования и других платежей, но не штрафов, запомните. Талон будет иметь функцию обыкновенной платежной карты.

А.А.: Какие банки уже согласились с вами работать?

Б.Д.: Те, что работают с Национальным процессинговым центром, с которым нас связывают договорные отношения, но эту коммерческую тайну я открыть не могу. Как только система заработает 1 июля, я уверен, что из той массы людей, которые получат талоны, может быть 1-5 процентов пополнят талоны средствами. Неужто вы думаете, что все тут же побегут в банки? Тем более, что система функционирования талонов такова, что информация завязывается с картсчетом имеющейся у человека банковской карточки. Это называется дублирующий картсчет.

А.А.: Одним из пунктом коммерческого интереса назвали государственную систему учета адмштрафов. Думается, что это задача органов дорожной полиции, а не вас, как частного лица.

Б.Д.: А почему у всех должно быть потребительское отношение к государству, почему бы ему не помочь? Я, как патриот, хочу это сделать, а другие только чего-то требуют.

А.А.: Ну раз вы такой патриот, дайте PRO System Almaty денег, чтобы они платили людям зарплату. Или вы свою заботу о государстве проявляете через карманы простых водителей?

Б.Д.: Вообще, у нас с Комитетом дорожной полиции было протокольное решение о налаживании бесплатной выдачи талонов для определенной категории граждан. Могу показать. И меня сегодня очень волнует вопрос исполнения бюджета своей компании, в котором были заложены определенные позиции.

А.А.: Значит, стоило предусмотреть все возможные расходы.

Б.Д.: Знаете, мы итак выдаем персонализированный талон бесплатно. Нас Тусумов попросил, и мы пошли на эти убытки. Потому что мы их потом наверстаем. Кстати, вы убеждены, что мы не исполним программу в срок. А я вам говорю, что исполним. У меня есть договорные отношения с Евросетью, но они пока стоят. Так же у меня есть представители - около 500 мест. Каждый человек может в день сделать 100 талонов. Умножьте 100 на 500, и получите 1,5 млн талонов за месяц.

А.А.: Те цифры, которые вы мне назвали, свидетельствуют об обратном. Что вам мешает поставить талоны на поток сегодня?

Б.Д.: Знаете, я определенную информацию раскрывать не могу, но уверяю, что все водители до 1 июля получат талоны. Хочу добавить о преимуществах казахстанцев, у которых будут талоны - они будут иметь электронную цифровую подпись, которая позволит им через систему электронного правительства оформлять любые документы. Вот увидите, через пару лет многие наши соотечественники будут бегать и искать, где бы сделать электронную цифровую подпись.

Подводя итог этой беседы, можно сказать, что состоялся разговор слепого с глухим - оппоненты не поняли нас, мы не поняли их. Но ясно стало одно - предприимчивые бизнесмены всегда найдут способ честного отъема денег у народа. И, похоже, общая стоимость 300-тенговых заявлений грозит перейти за рамки 300-миллионного куша в одном только Алматы. Аналогичная система четко налажена, как минимум, в Уральске и Кызылорде. Кстати, в конце беседы руководитель Бейбут Джумагалиев высказал пожелание пропиарить талоны с положительной стороны, через платную рекламу.

Александра АЛЕХОВА, Алматы

На ближайшем заседании, ориентировочная дата которого 16 мая, общественные борцы с коррупцией намерены разобраться, откуда у 300-тенговой эпопеи ноги растут. Хотя в том, что любая частная организация, по доброй воле взвалившая на свои плечи государственный проект, не упустит возможности на этом заработать, сомнений нет. Попытки поиметь хоть что-то с бесплатной раздачи талонов к водительскому удостоверению были замечены нами не только в Алматы, но и в Уральске и Кызылорде. Ряд других регионов обходится силами дорожной полиции без привлечения к приему заявлений частных структур. Полагаем, что это происходит или из-за кристальной честности и уважения к простым водителям, или из-за нерасторопности автолюбителей, которые не считают нужным создавать столпотворение в РЭО из-за талонов.

На ближайшем заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией, которое ориентировочно состоится 16 мая, тема легких «талонных денег» окажется в повестке дня. В парторганизации обещают детально разобраться в том, кто и на каком основании решил обогатиться за водительский счет. А мы пока попытаемся посчитать, до каких размеров вырастет куш частных фирм, которые не просто собирают с народа деньги, но еще и распоряжаются личными данными водителей. Ведь именно эти фирмачи персонализируют талоны. Не слишком ли большими полномочиями в связи с «талонной программой» стали обладать доселе никому не известные конторы? Вести с регионов только подтверждают туманность «талонного вопроса».

В Актау, например, до январского скандала с выдачей платных талонов «осчастливиться» за деньги успели всего 330 человек. Остальные 1,5 тысячи подали заявления в РЭО дорожной полиции по Мангистауской области совершенно бесплатно. Никаких проблем с получением талонов в Актау нет. Этим занимается сугубо дорожная полиция, и никакие частники «поляну не забили».

В Семее многие водители вообще не слышали о талонах. А те, что слышали, не придают вопросу большого значения, поскольку не понимают, для чего талоны нужны. Поскольку количество семипалатинцев, желающих обзавестись новшеством, невелико, работники РЭО справляются с оформлением документов на получение талона своими силами.

Зато в Кызылординской области зарабатывание на талонах легких денег частниками поставлено на широкую ногу. В кызылординском представительстве АО «Kazakstan Processing Centr» утверждают, что прием заявлений на выдачу талонов к водительским удостоверениям возобновили лишь две недели назад, а до этого момента с середины февраля был простой. Видимо, ждали специального распоряжения председателя правления АО Бейбута Джумагалиева, которое родилось 26 марта.

Стоимость бесплатного талона в Кызылорде однозначно оценивается в 300 тенге. Хотя то самое распоряжение босса процессингового центра за № 2 все-таки дает право на получение нового обязательного для водителей документа бесплатно. Состояние ступора, в котором оказались многие претенденты на талоны, вызвано витиеватостью, с которой составлено распоряжение № 2.

К примеру, в одном из пунктов сказано: «…заполнение заявления в электронной форме на платной основе (300 тенге за одно заявление в четырех экземплярах) для последующего получения ТВУ бесплатно». Смущают последние слова, особенно если прочесть следующий пункт: «Обеспечить водителей бланками заявлений для заполнения их от руки печатными буквами (бесплатно)».

По словам руководителя кызылординского представительства талонного оператора Умурзака Танкибаева, две недели назад им было отправлено в головной офис 340 заявлений, в том числе 120 бесплатных. В то же время работники «Казахстанского процессингового центра» в Кызылорде старательно убеждают водителей все-таки заплатить 300 тенге, чтобы оператор компьютера заполнил заявление без ошибок. Хотя какое значение имеют эти возможные ошибки, если вместе с заявлением люди сдают копии документов, удостоверяющих личность? Ничего не мешает тому же оператору вбивать в компьютер персональную информацию с этих копий, а не с заявления, которое всего лишь формальность.

С другой стороны, стал вполне понятным мотив платного «оталонивания» в Кызылорде - Умурзак Танкабаев пожаловался на отключенный за неуплату телефон, зависший в «воздухе» счет на 150 тысяч тенге за ремонт помещения и смену обветшалых окон на пластиковые. Источник требуемых денег, разумеется, один: клиент.

Зато в РЭО дорожной полиции Талдыкоргана всяк, кто пришел за талоном - почетный гость, которого любезно провожают к заместителю начальника. Водителю без раздражения объясняют предназначение талона, процедуру его получения. И все делается совершенно бесплатно. По состоянию на конец прошлой недели всего с заявлениями обратились 726 водителей, из которых 135 уже получили талоны на руки.

В Уральске у людей есть альтернатива: либо заполнять бланки заявлений самостоятельно, но бесплатно, либо заплатить 300 тенге за эту услугу. Но за последний месяц желающих «оталониться» в РЭО УДП ЗКО оказалось всего 80 человек. Негусто. Многие водители впервые услышали о предстоящем нововведении, поэтому и не торопятся за талонами.

Всего с начала года дорожной полицией ЗКО было принято 1143 заявления, из которых за услугу заплатили почти все, за исключением нескольких десятков человек. В УДП заверили, что деньги всем вернут.

Пока «Литер» успел прочесать не все регионы, поэтому мы не исключаем, что самое вкусное только предстоит узнать, если, конечно, талонные операторы на местах вовремя не подчистят хвосты. Что, кстати, вполне вероятно, тем более что грядет антикоррупционная проверка «Нур Отана». Полагаем, что если бы шумиха о 300-тенговой стоимости бесплатных талонов была поднята не в апреле, а, скажем, в июне, прибыль частных контор была бы куда солиднее. А пока можно смело ограничиться общим кушем в несколько десятков миллионов тенге. Что, кстати, тоже неплохо.

Александра АЛЕХОВА, Алматы, Татьяна КАЗАНЦЕВА, Актау, Екатерина ГУЛЯЕВА,

Семей, Юрий ЛИ, Кызылорда,Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган,Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, Уральск


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии