Горячие новости
Читайте также

Роскошь передвижения. Ипотека, кредиты, недвижимость: что следующее в списке диеты под названием «мировой кризис»?

Фото : 29 апреля 2008, 10:34
Роскошь передвижения


Мировой финансовый кризис затронул не только банковский и строительный сектор Казахстана. Теперь «критические дни» наступили и на автомобильном рынке страны. Огромная территория авторынка Алматы «Барыс» переполнена железными конями разной масти. Ежедневно в самые разные рекламные издания поступает до 2000 объявлений о продаже транспортных средств. Предложений много, спрос отсутствует. Когда-то самый ходовой товар превратился в тот тяжкий груз, от которого сегодня продавцы-перегонщики избавляются любыми способами: продают по ценам ниже себестоимости, предлагают обмен автомобиля с доплатой, даже распиливают его на части.Под раздачу попали и официальные дилеры, реализующие новые автомобили. Здесь готовы пойти на любые уступки. Так, «Митсубиси Паджеро» последнего поколения можно приобрести со скидкой 600 тысяч тенге, а «Митсубиси Аутлендер» стал стоить на 500 тысяч тенге дешевле.

Пришла очередь машин. У автомобильного мира Казахстана наступили «критические дни». Огромная территория алматинского авторынка «Барыс» переполнена машинами б/у на продажу. Мест на рынке уже не осталось, а число желающих продать «железного коня» растет с каждым днем. Перегонщики подержанных машин констатируют: «Спрос на автомобили в Казахстане

за последний месяц упал до рекордно низкого уровня». Ежедневно в рекламное автомобильное издание поступает до 2000 объявлений о продаже транспортных средств. Когда-то самый ходовой товар превратился в то, от чего сегодня активно избавляются казахстанцы. Подробности и причины автомобильной лихорадки узнал корреспондент «Литера», посетив авторынки Алматы.

Продавцы самого посещаемого когда-то не только алматинцами, но и жителями других регионов страны авторынка «Барыс» забили тревогу. Под угрозой оказались не только вложенные деньги, но и за годы налаженный бизнес. На помощь «серые» дилеры не рассчитывают, на то они и прозваны «серыми». Их бизнес всегда вызывал бурю негодования со стороны официальных продавцов новых машин и государства. А ведь, по сути, эти предприниматели всего лишь пытались выжить, прокормить семьи…

Владимир 9 лет занимается перегоном автомобилей. Сейчас он не знает, как вернуть свои деньги. Около 200 тысяч американских долларов вложены в 10 «престижных» авто. А о завтрашнем дне и подумать боится. Хотя думать надо, ведь каждый месяц простоя на авторынке ему обходится в 140000 тенге. Таких, как Владимир, сотни. Что их ждет завтра?

Алматинские перегонщики распродают товар на колесах по себестоимости. Спешат вернуть вложенные деньги.

- Даже свои кровные вернуть не получается, нет спроса, - рассказывает Владимир. - Машин на продажу много, а клиентов нет. В прошлом году люди массово брали машины в кредиты, а сегодня ситуация повернулась так, что они вынуждены отказываться от них. Финансовый кризис ощутим. У людей нет денег, а кредиты погашать нужно. Продажа автомобиля для многих стала практически единственный вариантом вернуть долг банку.

Ситуация на автомобильном рынке схожа с ситуацией на рынке недвижимости. Квадратные метры дешевеют, а спроса нет из-за отсутствия денег. Кредитный процент нереально завышен и продолжает расти. Жить в долг стало страшно. Автомобилисты вынуждены отказываться от средств передвижения. Причем продать готовы за полцены.

- Вот и в прошлые выходные был случай: мужчина выставил на продажу машину «Камри-35» (взял ее в кредит в прошлом году), - продолжил Владимир. - Цену поставил 12000 долларов США. Хотя рыночная стоимость этой модели 18000. Мне такая же машина обошлась в 16500, плюс я же должен что-то заработать. Вечером «кредитор» опустил цену до 10000 у.е. Так стоит ли в таком случае заниматься перегоном?

Тем, кто, несмотря на ситуацию, все же решил продать автомобиль, Владимир советует давать объявления в специализированные издания. Понятно, что звонков будет немного, но зато так можно сэкономить деньги и время.

- Выставлять машину на рынке сейчас не только бесполезно, но и очень дорого, - объяснил Владимир. - В будни стоянка на «Барысе» стоит 200 тенге, а в выходные - 1000 (на одну машину). За несколько дней избавиться от автомобиля вряд ли получится. Продажа может затянуться на полгода.

Сам перегонщик намерен попрощаться с многолетним бизнесом. Если удастся все-таки продать пригнанные машины, вложит деньги в другой бизнес. В какой именно - пока не решил. Высказал Владимир свое однозначное «за» и по поводу введения ограничения на ввоз подержанных автомобилей.

- Я лично двумя руками за введение ограничения ввоза старых машин, - говорит Владимир. - Хотя сам зарабатываю на этом. Но город и здоровье дороже. Дороги давно уже захламлены. Рынок должен обновляться, ни одна цивилизованная страна не позволяет превращать свою территорию в свалку. А в нашу страну стекается весь хлам, который уже давно списан с дорог Запада и Европы.

Бартер снова в моде

Единственным выходом, который еще возможен, стал обмен автомобиля с доплатой. Сегодня гораздо чаще в объявлениях «продам» ставится пометка «вариант обмена».

- Я потерял надежду продать, и теперь мой бизнес - это бартер, - рассказал Сакен, 14 лет занимающийся перегоном авто. - Дорогие машины продавать по запчастям очень долго и нерентабельно, это прерогатива авто с большим пробегом. Поэтому я нахожу клиентов, которые желают иметь автомобиль классом выше, получаю от них определенную сумму денег (разницу) и машину, участь которой чаще всего - разбор на запчасти.

Сегодня таким нехитрым способом выживают многие вчерашние перегонщики. Но это не решает главной проблемы. Чем им кормить семьи завтра? Ведь и этот способ заработать изживет себя, когда кризис усилится. Рынок всегда был безжалостен к слабым. Сегодня слабыми оказались продавцы машин. Такая же ситуация у всех, вращающихся в сфере автобизнеса. На рынке автозапчастей «Баян-Аул» внеплановый «мертвый сезон». Весенний ажиотаж сорван.

- У людей нет денег, - говорит Алихан, продавец запчастей, стаж 10 лет. - Торговля замерла. Большая часть автомобилистов занята более важной проблемой - продажей авто, выплатой кредиторской задолжности банкам, поиском новых способов заработать и выжить.

Контейнеры продавцов забиты до отказа запчастями из Японии, ОАЭ, Китая. Причем на территории рынка можно увидеть даже «расчлененные» автомобили. Здесь клиент может выбрать утраченную в ДТП часть автомобиля за небольшие деньги. К примеру, «морда» авто обойдется вам в 500 у.е. Этим бизнесом, как оказалось, занимаются иностранцы.

- Торгуют этим «добром» в основном афганцы и пакистанцы, - рассказал Алихан. - 90 процентов обрезков принадлежат праворульным автомобилям из Японии. Завоз этих машин запрещен, но ввоз кусков, а по документам это запчасти, вполне легальное дело. Бизнес иностранцев худшим образом сказывается на торговле местных продавцов. Понятно, что клиент предпочтет приобрести «морду» целиком, нежели за те же деньги только бампер.

- Торговли нет, а за аренду все равно нужно платить, приходится цены сбивать. Порой работаем на одну аренду, - сетует Алихан. - Не все продавцы смогут пережить кризис, многим придется искать новую работу.

В Алматы появилось множество мест под названием «авторазбор». Предприниматели этого бизнеса сейчас в лучшем положении, чем перегонщики и торговцы запчастями. Они скупают товар по цене ниже рыночной. Сегодняшний кризис им на руку. Ваш автомобиль стоимостью в 5000 долларов согласятся приобрести не больше чем за 3000.

Доступное недоступно

Кризис не обошел стороной и официальных дилеров, реализующих новые автомобили. Если в прошлом году результаты продаж автоцентров были на высоте, то в нынешнем году заметен только рост скидок. Буквально все компании бросились в бесконечную борьбу за каждого клиента. Рекламные СМИ пестрят заманчивыми предложениями. Например, «Митсубиси Паджеро» последнего поколения можно приобрести со скидкой 600 тысяч тенге, «Митсубиси Аутлендер» стал стоить на 500 тысяч тенге дешевле. Привлекательных предложений стало много, но кривая продаж неуклонно опускается вниз.

Никто не знает, как долго продлится кризис, но, если верить скептикам, к осени ситуация только ухудшится. Оптимисты живут надеждой, что найдут выход из сложившейся ситуации. Предприниматели вынуждены искать себе применение в новом деле. Как показывает история всех кризисов, у руля остаются сильнейшие. Таким образом происходит естественный отбор, что ведет к новому толчку развития рынка. И какой бы тяжелой ни была ситуация сегодня, автобизнес, однозначно, будет существовать всегда.

Оксана Лысенко, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии