Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Вопросы миграции населения в нашей стране регулируются законом

Фото : 29 апреля 2008, 13:50

Наши читатели часто интересуются вопросами, связанными с репатриацией. Мы попросили ответить на них начальника управления миграционной полиции ДВД Алматы полковника Сарсена Кокебаева

Вопросы миграции населения в нашей стране регулируются законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N№ 204-1 "О миграции населения".

Этот закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создание необходимых условий жизни на новом месте для оралманов. На основании закона президент Республики Казахстан по представлению правительства устанавливает квоту иммиграции оралманов на предстоящий год и (или) на перспективу для лиц, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с настоящим законом.

В нормативном правовом акте, устанавливающем квоту иммиграции оралманов, обязательном для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности и органами государственного управления, определяется: предельное число семей с указанием стран, из которых они переселяются; мероприятия, необходимые для их приема, обустройства и адаптации; регионы, куда они должны переселиться; дифференцированные пособия и система льгот.

Внесение изменений и дополнений в квоту иммиграции оралманов является прерогативой главы нашего государства.

Если оралман тебе имя

В соответствии со статьей 14 закона Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N№ 204-1 "О миграции населения" иммигрантам, переселяющимся в Казахстан из других государств, присваивается статус оралманов или беженцев.

Ходатайства лиц о признании оралманами подаются одним из совершеннолетних членов семьи лично или через уполномоченного представителя в дипломатические представительства, консульские учреждения РК за рубежом или в уполномоченный орган.

Рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса оралмана и включении семьи в квоту иммиграции оралманов, а также решения по данным вопросам принимаются территориальными службами уполномоченного органа в течение двух месяцев со дня регистрации. (Уполномоченный орган - Комитет по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Начальник Управления Комитета по миграции по городу Алматы Керимкулов Т.)

Лицам, признанным оралманами, выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение оралмана является документом строгой отчетности и служит основанием для получения льгот и компенсаций, предусмотренных законом.

Решения территориальных служб могут быть обжалованы в вышестоящем уполномоченном органе или в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, обязаны: по получении направления в центр временного размещения отбыть туда в течение трех дней; уведомить о месте проживания соответствующие территориальные службы миграции и пройти регистрацию в органах внутренних дел (ОВД) в порядке, установленном нашим законодательством; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения; проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения; сообщать соответствующим миграционным службам сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства. Статус оралмана прекращается после получения им гражданства Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 3 закона Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N№ 204-1 "О миграции населения" регулирование миграции населения основывается на следующих принципах:

- всестороннем содействии переселению лиц казахской национальности в Республику Казахстан, организации их расселения, создании рабочих мест, социальном обеспечении и социальной помощи оралманам;

- упреждении стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки социально-экономических стимулов в среднесрочных и долгосрочных программах действий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;

- участии соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;

- личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологического и стихийного бедствий;

- сотрудничестве с другими странами, особенно принимающими иммигрантов, в области снижения незаконной миграции, в виде учебного образования, профессиональной подготовки, трудовой миграции.

Финансовое обеспечение миграционных мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете, а также добровольных отчислений организаций, в том числе иностранных, пожертвований частных лиц.

Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан для иностранцев и лиц без гражданства.

О льготах

В соответствии со статьей 29 закона "О миграции населения" установлены следующие льготы, компенсации и другие виды адресной помощи, предоставляемые оралманам:

1. Государство создает льготные условия для переселения в Республику Казахстан и обеспечивает оралманам:

- оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии;

- создание условий для изучения государственного и русского языков;

- освобождение от службы в рядах Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательством;

- выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования в количестве, определяемом правительством;

- предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты;

- выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством РК или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

- реализацию прав восстановленных в гражданстве на компенсации, установленные законом Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий";

- освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в Республику Казахстан;

- получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

- предоставление государственной адресной помощи, предусмотренной для граждан Республики Казахстан.

2. Оралманам, прибывшим по квоте иммиграции, кроме льгот и компенсаций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, государство обеспечивает:

- перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов;

- бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества (в том числе скота);

- выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий в порядке, установленном правительством Республики Казахстан.

3. Порядок выделения земельных участков, натурных грантов на индивидуальное строительство жилья, преференций оралманам при инвестировании и создании ими производств в различных отраслях экономики определяется правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Оралманы, не воспользовавшиеся льготами, предусмотренными настоящей статьей, в полном объеме сохраняют право на них и после приобретения гражданства Республики Казахстан.

5. Органы местного государственного управления могут в соответствии с законодательством Республики Казахстан установить льготы и компенсации оралманам, переселившимся в Республику Казахстан вне квоты иммиграции оралманов.

А гражданином быть обязан

Принятие гражданства Республики Казахстан регламентируется законом Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. N№ 1017-ХП "О гражданстве Республики Казахстан".

В статье 3 данного закона говорится, что Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших страну в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории других государств.

Граждане других государств и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство Республики Казахстан в соответствии с настоящим законом.

Решение по ходатайствам о приеме в гражданство Республики Казахстан принимается президентом Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 16 закона о гражданстве в гражданство Республики Казахстан могут быть приняты:

- лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан. Данное условие не требуется при приеме в гражданство Республики Казахстан лиц, вынужденно покинувших территорию Казахстана по политическим мотивам, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину.

Ходатайство о приеме в гражданство Республики Казахстан отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом:

1) совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

2) призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан;

3) осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;

5) осуждено за террористическую деятельность;

6) признано судом особо опасным рецидивистом;

7) состоит в гражданстве других государств.

При рассмотрении ходатайства о принятии гражданства статус заявителя - прибыл ли в Республику Казахстан, имеет ли он статус оралмана и прибыл ли он по квоте или вне ее - значения не имеет.

В соответствии со статьей 36 закона РК "О миграции населения" лица, признанные оралманами, освобождаются от оплаты расходов, которые несут государственные органы при рассмотрении ходатайства на всех его стадиях.

Так, в соответствии со статьей 505 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" оралманы освобождаются от уплаты госпошлины при выдаче виз "по делам въезда".

№ 78 (16464) от 29.04.2008

Сарсен КОКЕБАЕВ , начальник УМП ДВД Алматы , полковник полиции, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии