Горячие новости
Читайте также

Реакционное управление. В условиях кризисной ситуации казахстанскому бизнесу пришлось на практике учиться повышению эффективности

Фото : 29 апреля 2008, 14:09

В условиях кризисной ситуации казахстанскому бизнесу пришлось на практике учиться повышению эффективности

Осенью прошлого года один мой знакомый устроился работать экономистом внедавно созданную девелоперскую компанию. Его новыми сослуживцами стали восновном бывшие сотрудники крупнейших алматинских строительных компаний. Как имой приятель, они покинули свои прежние места работы из-за задержек зарплаты или посокращению штатов. Люди искренне радовались, что нашли вразгар кризиса настроительном рынке компанию, которая, вотличие отпрочих игроков, несворачивает свою деятельность, а, напротив, бурно развивается.

Радость была недолгой -спустя месяц работа компании практически остановилась. Заказчики отказались платить, ссылаясь наотсутствие средств, объекты пришлось заморозить. Мой знакомый (как ибольшинство его новых коллег) вновь оказался наулице.

Компании, работающие встроительной отрасли, сильнее прочих пострадали откризиса ликвидности, который пришел вКазахстан после обрушения американского рынка субстандартной ипотеки. Лишившиеся доступа кзападным кредитам банкиры для начала подняли процентные ставки покредитам с14-15 до21-25%. Причем нетолько поновым, ноипостарым договорам. Это позволило банкам сохранить темпы роста прибыли. Кроме того, они подняли требования кзаемщикам, втом числе кихфинансовой устойчивости инадежности ихфинансовых потоков, минимизируя свои риски. Кконцу 2007года банки наладили активную работу попривлечению депозитов, иусилия принесли свои плоды -после небольшого провала вновь начался стабильный рост депозитной базы.

Расплачиваться заэто пришлось заемщикам, прежде всего наиболее активно кредитовавшимся строителям иихсмежникам. Внекоторых фирмах объемы выполняемых работ снизились на80-100%.

Волны кризиса пошли как круги поводе. Следом застроительством удорожание банковских ресурсов ударило посредним ималым предприятиям издругих отраслей экономики. Менее других оказались затронуты сектора, несвязанные состройкой инестоль сильно зависящие отбанковских кредитов: связь, IT, сельское хозяйство. Хуже пришлось торговым компаниям, сфере услуг, втом числе юридических, дизайнерам иаффилированным сбанками финансовым компаниям. Проблемы свыплатами зарплаты привели кснижению покупательского спроса, что дополнительно ударило поторговле.

Врегионах ситуация внекоторых компаниях выглядит совсем нерадостно. Директор филиала Фонда развития предпринимательства (ФРП) «Даму» Костанайской области Замира Оразбаева отмечает также резкое сокращение персонала, объемов рекламы ирост просрочек поплатежам всвоей отрасли.

Пытаясь устоять нарынке, игроки прибегают кантикризисным мерам, оптимизируют бизнес-процессы ипытаются повысить эффективность своей работы. Получается это увсех по-разному.

Зри вкорень

Прежде всего компании попытались найти новые источники финансирования. Наблюдатели отмечают рост популярности программ кредитования отразличных фондов, таких как «Атамекен» иФонд развития предпринимательства «Даму». Появились различные западные кредиторы, готовые вкладываться вКазахстан, поскольку многие ждут дна падения рынка инамерены провести удачные вложения. «Источником финансирования для средних компаний могут стать венчурные фонды, которые сейчас активно приходят наразвивающиеся рынки», -уверен директор отдела продаж имаркетинга компании North Winds AsiaАндрей Астахов. Аначальник управления мониторинга МКО ФРП «Даму» Конысбек Атышев отмечает, что источниками, отличными отбанковского кредитования, могут быть: увеличение уставного капитала (например выпуск иразмещение акций), привлечение средств инвестора (партнеров, инвестиционных фондов, венчурных фондов идр.), выпуск облигаций, привлечение коммерческих (небанковских) кредитов идр.

Лишние люди

Пока денег нет -игроки экономят. Ивпервую очередь нафондах заработной платы. Самым известным случаем стало увольнение 8тыс. человек встроительной корпорации KUAT, локауты отмечались ивдругих строительных иоколостроительных компаниях -до50% штата. Первым делом увольняют низкоквалифицированных рабочих. Тем, кто остается, зачастую приходится мириться сзадержками выплаты зарплаты -дополугода. Вбанковских идругих сферах сотрудник имеет большую ценность. Поэтому нарынке стала популярной формулировка «отпуск без содержания», который длится отнескольких недель донескольких месяцев. Персонал, оставаясь без зарплаты, неуходит, поскольку многие компании наиболее пострадавших отраслей стали объявлять моратории наприем новых сотрудников.

«Если раньше компании точно заявляли, сколько они будут платить новым сотрудникам, тосейчас они ссылаются нато, что зарплата будет зависеть отквалификации, опыта ит.д. Компании теперь тщательно оценивают новый персонал иустанавливают соответствующие зарплаты»,- говорит директор рекрутингового агентства Account Expert Нина Гаврилова.

Витоге реальная заработная плата в2007году выросла примерно на7% против более чем 10−процентного роста впредыдущие три года.

Несветиться

Другим источником сокращения расходов стала реклама.

Втожевремя впресс-службах различных компаний отмечают, что сегодня стало проще купить рекламное место, появляются новые скидки. «Падение рекламных объемов заметно впервую очередь состороны строительных компаний. Было падение ибанковской рекламы, нобанки очень быстро возобновили рекламную активность. Сегодня клиент для них важен как никогда, -отмечает исполнительный директор Openeyes DDBЮрий Королев. -Сейчас будет сложнее выживать мелким рекламным агентствам. Крупные агентства имеют устойчивых клиентов, также имоказывают поддержку клиенты, имеющие сети. Сетевые клиенты дают агентствам возможность поддерживать нужные объемы заказов».

«Бюджеты некоторых рекламных агентств сократились до1/3, -соглашается заместитель главного редактора казахстанского журнала LifeVoyager Максим Раков. -Многие строительные, риелторские исопутствующие компании (торгующие мебелью ит.д.) приостановили свою рекламную деятельность. Примерно 30% рекламы шло отбанков, итеперь ихпроблемы дают осебе знать. Умногих локальных рекламных агентств наблюдаются значительные трудности, вплоть дослучаев прекращения деятельности. Рекламный рынок, повсей видимости, был слишком большим, агентства стояли буквально через дом, инебольшие агентства, работающие только снесколькими локальными клиентами, сейчас исчезают».

Вновых условиях клиенты стали тщательнее планировать рекламные кампании. «Если раньше они просто гнались завыгодной ценой идавали красивую, ноневсегда эффективную рекламу, тосейчас впервую очередь имеет значение понимание агентством маркетинга клиента, его задач. Клиенты хотят уменьшить затраты нарекламу, ноповысить ееэффективность», -говорит Юрий Королев.

Любым способом

ВКазахстане вдоговорах напоставку, как правило, неоговариваются штрафы запросрочку платежей. Поэтому для сохранения финансовых ресурсов компании стали наращивать свою кредиторскую задолженность, взамен получая рост задолженности дебиторской. Поданным Агентства постатистике РК, вIVквартале 2007года всравнении саналогичным периодом 2006−го дебиторская задолженность впромышленных компаниях выросла на7%.

«Компании получают большие отсрочки поплатежам поставщикам, втожевремя становятся более требовательными кклиентам, сокращаются суммы исроки торговых кредитов. Откладываются новые проекты. Менеджмент сосредоточивает свое внимание наосновных клиентах. Сейчас никто незанимается экспансией рынка, задача -удержать что есть иполучить прибыль», -рассказал Андрей Астахов.

Кроме того, компании стали уделять больше внимания диверсификации бизнеса. Так, финансовые компании стремятся максимально отойти отбанковских ресурсов ипродуктов, видя ихнебольшие перспективы.

Другие компании прибегают креструктуризации. Водной издизайнерских компаний, оказывающих большой спектр услуг, нам рассказали ореорганизации вгруппу компаний. Каждая небольшая компания, впрошлом подразделение, работает всвоем профиле исама ищет себе клиентов независимо отголовного офиса -это позволяет увеличить общий оборот предприятия. Однако вбольшинстве компаний реструктуризация сводится купразднению лишних должностей. Как отмечает г-нАстахов, сейчас «меняется структура предприятий, сокращается количество управленцев, структура становится более разумной ипродуманной».

Внекоторых банках врамках изменения принципов работы основной акцент смещается сработы фронт-офиса всторону укрепления бэк-офиса, арежим работы -наболее консервативный.

Стремясь кэкономии, участники рынка уменьшают свои расходы, насколько можно. «Меняют дорогие офисы наболее дешевые, меньше стали вкладываться вновые проекты, покупать ERP-системы исистемы управления», -свидетельствует заместитель генерального директора Investment Company Capital Management Павел Нечипоренко.

Вкомпаниях строительного сектора часто можно получить прайс-лист сценами продаваемых поостаточной стоимости основных средств.

Многие участники рынка полагают, что после окончания кризиса ликвидности компании все равно сохранят основные направления работы пооптимизации бизнес-процессов. Вероятнее всего, срынка уйдет множество мелких компаний. Абизнес после прохождения стресс-теста будет более устойчивым.

Василий Калабин, корреспондент «Эксперт Казахстан»


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии