Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Наш бренд - инкогнито. Неясные культурные очертания затрудняют выработку имиджа страны и представление ее на мировой сцене

Фото : 29 апреля 2008, 14:24

Современные тенденции казахстанской культуры - этничность, эклектичность, ориентация на прошлое. Неясные культурные очертания затрудняют выработку имиджа страны и представление ее на мировой сцене

Примерно год назад поканалу «Евроньюс» крутился рекламный ролик Казахстана. Его авторы подошли кпроблеме презентации страны более чем креативно. Зритель ипотенциальный турист неувидел никрасот природы, ниархитектурных достопримечательностей, ниобычаев икухни, никультурных достижений. Вместо всего этого вовесь экран красовалась надпись -terra incognita. Земля неизведанная продолжает жить как метафора внашем языке, всплывая периодически как тщетная попытка осмысления глобального жизненного контекста. Номесто, вкотором мыживем, сегодня понятие нестолько топографическое, сколько временное. Терра инкогнита -это современность, аискусство -возможность выражения неуловимого настоящего, способ его осмысления. Однако современное актуальное искусство неразвито иплохо представлено наотечественной сцене. Это приводит кархаизации иэтнографизации современного казахстанского искусства. Оно становится неинтересным своим соотечественникам: ихнеудивишь ниэлементами традиционного быта, ниретроэстетикой советского прошлого. Зато оно оказывается прибыльным зрелищем для жаждущей экзотики иностранной публики.

Этнография против искусства

«Всовременном искусстве существует сильная экспертиза, -говорит искусствовед, директор Центра современного искусства Валерия Ибраева. -Любой куратор международной биеннале сразу отличит голую этнографию отсовременного искусства. Нетолько мы, казахи, подозреваем себя вэтнографизме. Существует такой регион, как Африка, чья культура востребована намировом рынке иявляется главным поставщиком этнографических артефактов».

Втожевремя, помнению г-жи Ибраевой, «художник неможет немыслить глобально. Если онмыслит локально, тоэто ремесленник, удовлетворяющий потребности своего локального рынка. История развития мирового искусства -тому подтверждение. Новезде существуют эпигоны, влюбой стране имеет место рисование “открыток” назаказ. Это коммерческое искусство, мертвое воспроизведение формы сцелью прибыли -обычное явление. Нопроблема нашей страны втом, что унас такое искусство составляет 70% объема арт-рынка. Это вызвано духовной нищетой нашего художественного сообщества».

Преобладание этнографизма вказахстанском искусстве объясняется еще итем, что это центральная составляющая культурной политики государства. Анациональные культурные сообщества являются средством централизации управления истрогой иерархизации. Натолковании культуры спозиции этничности основана иидеология возрождения иконсервирования народных корней. Историческое прошлое стало главной темой самых разных видов казахстанского искусства. Воздвижение памятников как старым, хорошо знакомым, так инеизвестным, новым героям прошлого приобрело нешуточный размах. Ваулах, городах, настанционных разъездах устанавливаются десятки Абаев, Валихановых, местных биев ибатыров. Выполненные вкамне ибронзе, данные произведения вызывают большие сомнения относительно иххудожественного уровня иценности. Историческая тематика является главной врепертуаре театров, литературной икинематографической деятельности.

Эклектизм как тренд

Умами деятелей культуры владеет мифологема осоздании самобытного современного искусства, которое трактуется как соединение западных техник иприемов сэтническими элементами местной традиционной культуры (см. статью «Разрушение мифа», «ЭК» №14, 2008). Монумент Независимости наплощади Республики вАлматы сочетает всебе коновязь, барочные мотивы, суровый стиль советской монументальной пластики ипр. Подобная эклектичность вомногом объясняется отсутствием развитого института критики вобществе иневысоким уровнем образования.

Несформировались критерии, требующие качества отпроизводимых вместной художественной среде артефактов. Это приводит ктому, что представления осовременном искусстве основываются насмешении любых, нередко неорганичных между собой форм истилей. Эклектизм становится главным методом творчества иистолковывается как новый ход или новое видение. Немало примеров этому можно встретить вархитектуре, натеатральной сцене, вкинематографе, литературе ит.д. Например, монументальные постройки новой Астаны: центральная мечеть «Нур-Астана» похожа наУспенский собор, «Триумф Астаны» -насталинские высотки, а«Ак орда» отдаленно напоминает Белый дом. Бросается вглаза четко выраженное вархитектуре пристрастие кфаллосоподобным ияйцеобразным формам. Навевают эротические фантазии (акого-то, возможно, изаставят залиться стыдливым румянцем) фонтаны наплощади перед резиденцией «Ак орда», украшенные фигурками амуров вфривольных позах сраспустившимися бутонами между ног. Видимо, задумка призвана передать дух изабавы версальского двора… Все это свидетельствует окризисе академического искусства вКазахстане, которое больше несправляется споставленными временем задачами, ивлиянии дешевых образцов массовой культуры.

Встране ощущается нехватка институтов образования всфере искусства икультуры. Назвать можно только Академию искусств соспециализациями: изобразительное искусство, театр, кино итележурналистика, хореографическое училище итри художественных колледжа -два вАлматы иодин вШымкенте. Кэтому скромному списку можно добавить факультет дизайна вКазахской государственной академии строительства иархитектуры. Кроме этого, существует несколько музыкальных школ, музыкальное училище иГосударственная консерватория. Совсем нет учебных заведений, работающих споэтами, писателями, драматургами, сценаристами. Все программы обучения основаны наакадемическом классическом методе, новобразовательных программах отсутствует ориентация насовременные тенденции иновые технологии.

Где наши Маринины иАкунины?

Что касается казахстанской литературы, тоиздания местных авторов по-прежнему выпускаются малыми тиражами ипродолжают распространяться среди узкого круга читателей. Всвоей стране наша литература мало кому интересна инеподвергается экспертному анализу, поскольку литературная критика Казахстана -взачаточном состоянии. Вреспублике всего лишь одно издание -журнал «Книголюб» -обозревает новинки местной литературы. Помнению его редактора Лилии Калаус, литературных издательств, которые издают произведения местных литераторов, встране небольше 10. Писатели публикуются восновном влитературных журналах, перечислить которые можно попальцам: «Простор», «Нива», «Аполлинарий», «Литературная Алма-Ата» и«Литературная газета». Всложившейся конъюнктуре рынка наша литература оказывается неконкурентоспособной. «Вотношении бизнеса унаших авторов существует два минуса. Во-первых, ихникто незнает. Во-вторых, играет роль то, что это гуманитарная литература: критика, поэзия, проза. Атиражи утаких книг всегда маленькие ираспространяются они очень медленно. Поэтой причине ихнеберут книжные магазины», -рассказывает г-жа Калаус.

Несмотря наэто, как считает писательница, президент благотворительного фонда развития культуры «Мусагет» Ольга Маркова, запоследнее десятилетие вКазахстане появилась плеяда молодых интересных авторов: Ербол Жумагулов, Тигран Туниянц, Михаил Земсков, Елена Терских. Ноони становятся известными прежде всего запределами своей страны. Как, например, пианист Амир Тебенихин или сестры Бековы.

Однако оценить ихобщество неспособно -показателен сам факт отсутствия вКазахстане престижных литературных премий. Есть только госпремия илитературная номинация вучрежденной казахстанскими меценатами общенациональной независимой премии «Тарлан». «Вдругих странах премия -это длительный процесс, привлекающий внимание общественности. Разрабатываются положения опремии. Она превращается вдейство нескольких месяцев, когда рассматриваются рукописи, публикуется лонг-лист, появляются десятки рецензий. Затем -шорт-лист. Это интрига иобсуждение ит.д. Итолько потом -победитель. Процедура при всех недостатках понятна илогична. ВКазахстане желишь сообщается отом, что премию получил тот-то. Премия должна быть одним изважных инструментов развития литературы, аунас это данность. Унас отсутствует такое явление, как премиальный год. Издательства, литературные журналы хотят, чтобы ихавторы получили премии, иготовятся кего началу. Это событие иинформационный повод, результатом которого становится воспитание читателя. Люди читают произведения, опубликованные влонг— ишорт-листах», -считает г-жа Маркова. Премия (поскольку ихбуквально раз-два иобчелся), конечно, нужна. Ноесть опасность, что если она будет учреждена, тоеенеминуют болезни, свойственные казахстанскому обществу исказывающиеся налюбых мероприятиях, результатом которых становится денежный приз. Это все варианты давления идоговоренностей.

Запоследние 20лет влитературе непоявилось ниодной яркой фамилии вроде Акунина иПелевина или хотя быМарининой иПерумова. Помнению Ольги Марковой, это унас иневозможно. «Частные издательства небудут рисковать потому, что наказахстанском рынке неразвита дистрибьюторская сеть. Унас очень дорогая полиграфия, нет льготного налогообложения наиздание ипродажу книг. Наши издательства мечтают необиздании книги наших Марининой сАкуниным, аополучении госзаказа, который оплатит тираж иснимет все заботы оего распространении. Пиар требует вложений, авкладывать деньги всистему, неимеющую развитой дистрибуции, никто небудет», -говорит она.

Подающие надежды писатели (как, впрочем, художники ирежиссеры) эмигрируют вдругие страны, где живут иработают, внося вклад вчужую культуру, либо меняют род деятельности, изыскивая более благодарные иприбыльные занятия. Например, бывший казахстанец Сергей Лукьяненко приобрел популярность ибольшие тиражи, переехав жить вРоссию. Тожесамое можно сказать про экранизировавшего его фэнтези режиссера Тимура Бекмамбетова. Приходится признать, что мынеконкурентоспособны иможем экспортировать лишь природные ресурсы, анекультурные достижения.

Награни выживания сложно говорить оразвитии

ВКазахстане функционируют преимущественно национальные академические театры, созданные еще всоветское время. Немногие экспериментальные труппы, появившиеся в90−хгодах, как ихудожественные галереи, закрылись. Положение академических национальных театров тоже остается незавидным. Сейчас два театра Алматы -академический национальный театр драмы им. Лермонтова инациональный немецкий театр -неиграют насвоих площадках. Что значительно понизило тонус театральной жизни. Зрителю сложно воспринимать театры вне зависимости отихместоположения. Затянувшиеся ремонты помещений этих театров могут привести кпотере ихзрительских аудиторий. Общественная позиция театров слаба, иони неуруля общественного мнения. Финансирование сократилось, госчиновники делают ставку насамо-окупаемость театров. Появилось мнение, что театры должны выживать сами. Если театр окупается ипублике нравится, тоонимеет право насуществование, аесли нет -тотакой театр ненужен. «Ни водной стране мира театр неявляется самоокупаемым бизнесом. Возможно, есть компании, которые живут порыночным условиям инеимеют государственного финансирования. Ноэти компании всегда являются партнерами крупных культурных организаций ифондов. Наш театр неполучает государственной поддержки. Мывынуждены работать несМинистерством культуры, куда мымогли бы, как наши коллеги издругих стран, подавать проекты награнты ивыигрывать ихнаобщих условиях, асмеждународными организациями. Нам приятно, что люди узнают окультурном Казахстане, когда мыстановимся культурными послами. Иявляясь такими послами, мыполучаем поддержку только состороны наших зрителей имеждународных фондов. Очень большое количество серьезных культурных проектов неможет быть сегодня осуществлено, так как отсутствует контакт между государственными структурами инезависимыми культурными инициативами», -считает директор единственного вАлматы экспериментального театра «АРТиШОК» Вероника Насальская.

Спонсоры требуются нетолько частным, ноигосударственным театрам, которые неполностью финансируются государством. Льготное налогообложение мотивировало быочень многих предпринимателей икомпании давать деньги наискусство. Такая практика существует вочень многих странах, иэто правильно. Сегодня театры больше закрываются, чем открываются. Впровинции дела обстоят хуже, чем встолицах. Провинциальные театры вынуждены сокращать свой штат изарплаты. Отсутствие государственного испонсорского финансирования очень сильно влияет насостояние культуры.

Помнению г-жи Насальской, сейчас наши актеры ирежиссеры учатся тому, что было 100лет назад, неимея доступа ксовременной информации, кпроисходящему намировой театральной сцене. Новейшая иновая история современного театра неизучается, образование однобокое, нет доступа ксовременным театральным методикам, выпускаемые кадры немультикультурны. Втакой ситуации сложно говорить оразвитии культурных традиций. Сейчас, когда актеры получают минимальный оклад (например, внемецком драмтеатре -неболее 30тыс. тенге), желающих получить высшее актерское образование практически нет.

Приходится констатировать -унас досих пор неразработана эффективная модель культурной политики. Апринятый накануне прошлого года закон окультуре невыдерживает критики (см. «Управлять или развивать?», «ЭК» №1-3, 2007). Действует президентская программа «Сохранение культурного наследия». Сохранять культуру, конечно, необходимо, ноэтого недостаточно. Полноценная культурная политика должна быть направлена наразвитие культуры, поддержание современного культурного процесса.

Ольга Власенко, корреспондент «Эксперт Казахстан»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии