Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Не тот инвестор. Перераспределяя активы недропользователей с целью наращивания своего ресурсного потенциала, государство усиливает контроль над сырьевым сектором. Но пользы обществу и экономике страны это не приносит

Фото : 29 апреля 2008, 16:27

Перераспределяя активы недропользователей с целью наращивания своего ресурсного потенциала, государство усиливает контроль над сырьевым сектором. Но пользы обществу и экономике страны это не приносит

Проблема нефтяного будущего Казахстана -пожалуй, самая сложная насегодняшний день. В90−егоды государство отстранилось отпрямого участия вуправлении сырьевым сектором. Зазывая иностранных инвесторов, власти объявили: это делается для того, чтобы засчет богатства недр развивать остальные отрасли экономики. Политика открытых дверей, проводимая, кпримеру, внефтяной сфере, привела ктому, что общая доля участия зарубежных компаний впроектах подобыче нефти игаза составила почти 85%. Нефть встране добывают около 50компаний: американские, итальянские, английские, российские, китайские. Невсе они делают это достаточно эффективно, даиприбылью делятся неохотно. Результатом проведенной приватизации явилось то, что крупнейшие инаиболее перспективные рудные, нефтяные игазовые месторождения оказались вне контроля государства. Более того, контракты синостранными инвесторами поосвоению наиболее перспективных месторождений (Карачаганак, Кашаган) заключались наоснове соглашений оразделе продукции (СРП) -непрозрачных инепубличных.

В1998году для обеспечения прямого диалога сработающими вКазахстане инвесторами был создан Совет иностранных инвесторов. Тем неменее напроходящих дважды вгод заседаниях совета ниразу небыло поднято ниодного острого вопроса. Таким образом, напротяжении всех лет независимости Казахстана крупные иностранные инвесторы чувствовали себя более чем вольготно.

Недостатки нормативно-правовой базы инеотработанный механизм регулирования недропользования позволили частным компаниям аккумулировать значительные доходы рентного характера исамим определять принципы ведения хозяйственной деятельности, что негативно сказалось как насостоянии минерально-сырьевой базы, так инаналоговых отчислениях вбюджет. Нафоне растущих цен нанефть последнее особенно стало беспокоить официальную Астану. Иэто понятно -сегодня засчет нефтяной отрасли формируется почти 40% бюджета страны.

Врамках существовавшего законодательства правительство Казахстана немогло низаблокировать, ниизменить условия уже неустраивающих его сделок, нитем более восстановить прямой контроль над значительной частью нефтегазовых активов. Однако Казахстан, подключившись кпроцессу восстановления ресурсного суверенитета, стал пытаться изменить правила игры скрупным зарубежным бизнесом иисправить сложившийся перекос. Правительство помере роста цен нанефть поэтапно пересматривало налоговые требования идругие регламенты (например ввело в2004году рентный налог), стало возвращать активы вэлектроэнергетике, угледобыче, увеличивать присутствие внефтедобывающей отрасли.

Сэтой целью были внесены поправки вНалоговый кодекс, закон «Онедрах инедропользовании», законодательство обокружающей среде, ужесточающие условия поотношению киностранным инвесторам. Кнововведениям относится право государства наполовину доли вкаждом новом проекте ипри его перепродаже, запрет перепродажи лицензий нанедропользование втечение двух лет, ужесточение контроля состороны Министерства позащите окружающей среды, обязательное требование попривлечению «казахстанского содержания» (увеличению доли местных кадров, оборудования, услуг), атакже использование фактора национальной безопасности как причины для изменения условий контрактов идаже отказа водностороннем порядке отисполнения контракта нанедропользование.

Несмотря накажущуюся суровость, это насамом деле довольно скромные меры посравнению стем «ресурсным национализмом», который захлестнул мир отВенесуэлы доРоссии. Ивсе-таки изменения позволили входящей вгосхолдинг «Самрук» национальной компании «КазМунайГаз» (управляет долями государства вшельфовых проектах разведки идобычи вКаспийском море, атакже впроектах нефтепроводов, вчастности вКаспийском трубопроводном консорциуме) приобрести ряд активов. Кпримеру, обеспечить ейпреимущественное право напокупку доли покидавшей Северо-Каспийский проект (освоение Кашаганского месторождения сгеологическими запасами нефти в4,8 млрд тонн) британской нефтегазовой компании BGGroup, азатем иудвоить ее. Сменить одного инвестора надругого, готового предоставить определенную долю государству: укитайской CNPCInternational Ltd, сменившей канадцев ввертикально-интегрированной компании PetroKazakhstan Inc, АО«НК “КазМунайГаз”» получило 33% акций компании исоздало напаритетных началах совместное предприятие набазе Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Последнее позволило компании на76,9% увеличить консолидированный объем переработки нефти заIквартал 2008года, доведя его до1,42 млн тонн.

Ведутся переговоры опокупке контрольного пакета акций АО«Мангистаумунайгаз» (основной владелец -индонезийская компания Central AsiaPetroleum Ltd), владеющего крупными нефтедобывающими иперерабатывающими активами вКазахстане.

Бизнес по-казахстански

Экологические претензии, обвинения внедоплате налогов, нарушении инвестобязательств исверхлимитном сжигании попутного нефтяного газа, использование административного ресурса стали вКазахстане обычным явлением для иностранных инвесторов. Очередной международной компанией, попавшей под пресс экологической иналоговой служб, стал консорциум Karachaganak Petroleum Operating (BGиEni-по32,5%, Chevron -20%, ЛУКОЙЛ -15%), разрабатывающий согласно соглашению оразделе продукции газоконденсатное месторождение Карачаганак вЗападно-Казахстанской области. Причиной атаки госорганов стали установленные проверкой факты практически ежедневного самовольного сжигания попутного газа наобъектах промысла. Консорциуму предъявлены претензии насумму 1,8 млрд тенге засверхнормативные выбросы вокружающую среду, которые онтеперь оспаривает всуде.

Однако самым известным эпизодом вборьбе Казахстана засвою нефть стал спор сзападными инвесторами, осваивающими месторождение Кашаган. Ситуация сложилась очень похожей насобытия вокруг проекта «Сахалин-2». Месторождение было поделено иначало осваиваться 10лет назад посоглашению синостранными компаниями, наоснове которого был создан консорциум AgipKCO. Операторы собрались вочередной раз перенести срок ввода вэксплуатацию этого богатейшего месторождения (промышленная добыча должна была начаться еще в2005году, сегодня -это конец 2011года) ирезко повысили (с57млрд до136млрд долларов) сметную стоимость проекта. Астана непреминула воспользоваться этим для пересмотра контракта. Тем более что принятые поправки взакон онедрах позволяют государству втаких ситуациях действовать весьма решительно -вплоть доодностороннего разрыва контракта.

Безусловно, настоль радикальные меры правительство бынепошло. Однако, припугнув инвесторов такой перспективой, оно за1,78 млрд долларов добилось увеличения доли НК«КазМунайГаз» впроекте -с8,3 до16,8%. Теперь нацкомпания изыскивает средства для финансирования этой сделки. Вместе стем Казахстану пришлось выполнить одно изглавных требований ExxonMobil, аименно увеличить срок действия СРП на4года, продлив его до2041года.

Следует отметить, что еще осенью 1998года Казахстан за500млн долларов продал свою долю (14,29%) вКашаганском проекте японской Inpex NordLtd. иамериканской Philips Petroleum Co. Весной 2005−го государству сбольшим трудом удалось выкупить уконсорциума AgipKCOвсего лишь 8,33% акций -долю покидавшей проект британской BGGroup, ноуже за630млн долларов. Таким образом, восстановление баланса интересов синвесторами обошлось Казахстану почти в1,3 млрд долларов. Иэто далеко неединственный пример такого «государственного бизнеса по-казахстански». Кпримеру, правительство, создав в1993году снемецкими компаниями совместное нефтедобывающее предприятие «Казгермунай», избавилось отсвоей доли внем, азатем заодин миллиард долларов приобрело 50% его акций.

Распродажа государством забесценок многих своих активов сихпоследующим выкупом заогромные деньги очень напоминает схему «освоения» бюджетных денег спользой для личных интересов «распиливающих». Эта практика наблюдается вовсех отраслях экономики -энергетике, промышленности, добыче полезных ископаемых. При этом каждый раз (ипри продаже, ипри выкупе активов) правительство доказывает экономическую целесообразность своих действий.

Ноу-хау встиле фьюжн

Одним изосновных инструментов для усиления роли государства вэкономике, повсей видимости, станет Налоговый кодекс. Вчастности, вфеврале этого года премьер-министр Карим Масимов распорядился прекратить все переговоры синостранными инвесторами позаключению новых контрактов всфере недропользования допринятия нового кодекса, вкотором планируется значительно сократить налоговые льготы, стем чтобы увеличить налоговую нагрузку надобывающий сектор экономики, впервую очередь нанефтедобывающие компании (см. статью «Время собирать активы»). Кроме того, чиновники убеждены, что такой подход должен иметь обратную силу. Тоесть распространяться инатепредприятия, которым когда-то были предоставлены льготы иобещана неизменность налогового режима. Глава правительства также дал команду исключить СРП как вид контракта при заключении новых сделок нанедропользование.

Безусловно, государство может вернуть себе очень многое, ночто будет делать сним дальше? Похоже, что долгосрочной стратегии управительства нет. Главная цель -установить контроль над ресурсами, имеющими определенный потенциал. Алгоритм прост: усиление контроля ирешение самых различных задач (бюджетная исоциальная политика, личное обогащение имеждународное влияние).

Можно предположить, что вотношении части возвращенной собственности угосударства скоро появится желание опять еекому-нибудь передать вуправление. Помнению ряда аналитиков, продекларированная политика повозвращению части месторождений есть нетолько забота огосударственном благе, ноиспособ провести ревизию первой волны приватизации впользу «правильных» компаний илюдей.

И если вВенесуэле, Боливии иРоссии изменением ситуации вотношениях снедропользователями занялись новые власти, товКазахстане изменение контрактов инициировала практически тажеадминистрация, содобрения которой происходило ихподписание. Вероятно, именно этим объясняется невенесуэльский иболивийский, аболее мягкий именее открытый вариант деприватизации ссоблюдением повозможности интересов инвесторов. Этим жеможно объяснить ито, что экологические требования растут, нозагрязнения остаются. Так, вдекабре 2004года был принят закон ополной утилизации сжигаемого вфакелах попутного газа, нокомпании добились отсрочки до2008-2009 года.

Вместе стем реальные рычаги управления экономикой, как ивВенесуэле, передаются непосредственно под контроль президента -именно ему подчинены холдинг поуправлению государственными активами «Самрук» исосредоточивший всебе огромные инвестиционные ресурсы Фонд устойчивого развития «Казына». Таким образом, если вполитике сформирована монопартийная система «Нур Отана», товэкономике выстраивается холдинговая система управления.

Кое-что оминусах

Концентрация энергетических ресурсов вруках государства усиливает конкурентные преимущества национальных компаний, ноослабляет развитие несырьевого сектора. Вэтом можно убедиться, посмотрев, начто идут нефтяные деньги. ВКазахстане создано множество разнообразных фондов, холдингов ипрочих государственно-предприимчивых структур, успешно «осваивающих» бюджетные средства. Однако, просмотрев проекты ипрограммы, накоторые уходят деньги, обнаруживаешь, что мало какие изних действительно связаны сдиверсификацией экономики страны.

Вопрос становится риторическим, если учесть мнение некоторых аналитиков, считающих, что почти неменяющейся властной элитой создана параллельная политико-экономическая система, непрозрачная нетолько для общества, ноидля большей части государственных структур. Спомощью этой системы приватизированы все рычаги государственного управления экономикой имеханизмы финансирования «прорывных» проектов. Помнению известного экономиста Каната Берентаева, как государственная, так ичастная структуры одинаково неэффективны, если воглаву угла ставится нестратегическое развитие экономики, априбыль конкретной компании.

Итог этого печален: страна резко теряет свою конкурентоспособность. Пословам Бектаса Мухамеджанова, исполнительного директора Фонда первого президента Республики Казахстан, Казахстан вмеждународном рейтинге попоказателю конкурентоспособности опустился с56−го на61−еместо. Этому способствует целый комплекс причин: отсутствие масштабной модернизации основных фондов, недостаток капитала вреальном секторе экономики, непродуманная налоговая политика, администрирование налогов, пробуксовка реформ всистеме образования.

Чтобы сохранить темпы роста инайти свое место среди ведущих мировых держав, Казахстан должен сойти ссырьевого пути ивсе усилия направить надействительное, анедекларативное развитие внутреннего товарного производства, малого исреднего бизнеса. Пока же, отмечают эксперты, для правительства сбор «дани» важнее развития страны, анаселение выступает вроли аборигенов, которые сами должны заботиться освоем выживании.

Сергей Смирнов, руководитель отдела промышленности «Эксперт Казахстан»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии