Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

На поле банки грохотали

Фото : 4 мая 2008, 12:17

Если раньше банковские армии бежали на поле боя, закидывая население снарядами в виде банковских продуктов, причем не столь уж креативными (бутылки с разными этикетками были наполнены одной и той же зажигательной смесью), то сейчас кредитная деятельность резко остановилась - на клиентскую базу идут с саперными лопатками, избегая рискованных проектов. В этом году стратегии казахстанских банков, особенно тех, кого раньше называли флагманами рынка, резко изменились. В первую очередь речь идет об игроках первой шестерки. Но у медали всегда две стороны. Суровые сводки с западных финансовых фронтов дают шанс средним банкам перейти свой Рубикон и написать свою историю успеха.

Особняком стоят военные стратегии компаний, разместивших акции на Лондонской бирже: Народного банка, Казкома, и Альянс банка. Все три армии совершенно разные как по тактике ведения боя, так и по харизме своих полководцев. Так что же происходит в их стане?

Среди крупнейших игроков на поле военных действий сейчас наиболее вольготно себя чувствует армия Халыка - пожалуй, одна из самых многочисленных и матерых в Казахстане. Стратегия главнокомандующего Григория Марченко основывается на двух традиционных преимуществах банка: за 80 лет Народный оккупировал практически каждый мало-мальски стратегически значимый населенный пункт и глубоко проник в розничный сектор. Через Народные блок-посты проходит более 60% пенсий по стране, обслуживается более 50% всех зарплатных схем и всех карточек.Тяжелой артиллерией для развития всей финансовой группы считается пенсионный фонд, который на сегодняшний день является самым крупным в Казахстане.

«Народная» армия не борется за первые места там, где низкая маржа и высокая конкуренция - в сфере торгового финансирования, обслуживании крупных корпоративных клиентов, необеспеченного потребительского кредитования или автокредитов. Основная цель, за которую бьется г-н Марченко и его штаб - показатель рентабельности и доходности на одну акцию. Больной мозолью для топ-менеджмента Народного банка можно назвать неповоротливость огромной махины, которой тяжело, несмотря не ее конкурентные преимущества, достигнуть максимальной эффективности.

Кроме того, г-н Марченко мало напоминает дирижера, на малейшее движение палочки которого слаженно реагируют его командующие фронтами, в полномочиях же последних - привести в движение основные массы. Однако несомненным плюсом этого маститого главу казахстанской финансовой системы можно назвать омоложение своего топ-менеджмента. Свежая кровь народной армии не помешает точно. Самым же слабым местом, позволяющим пробить брешь в сильной и большой военной машине системы Халык, является сервис, а точнее его полное отсутствие. А это то, на чем строится банковский бизнес в борьбе за хороших клиентов …

Что касается боевых сил Казкоммерцбанка, то стратегическая ставка на финансирование больших строительных объектов оказалась на данный момент не очень удачной. Массированный удар на застройку приостановился. Теперь армия Казкома, которая была в прошлом году перебрендирована, то есть, переодета в новую военную форму, должна несколько сократить свой бизнес и, что самое главное, атакующую стратегию роста.Все чем сейчас занимаются военизированные части банка - это расплачиваются по своим внешним займам. На «алтарь расплаты» приносится все - сокращение гарнизонов, расходов и т.д.

Экспансия на соседние рынки, которая раньше рассматривалась как диверсификация бизнеса, сейчас выходит боком, ведь вести войну на нескольких фронтах всегда сложнее как с точки зрения координации сил, так и распределении ресурсов - денежных и человеческих.

В войне за клиентов Казком отличается применением инновационного оружия. Наличие прорывных для Казахстана методов доставания клиентов через HOME-банкинг и кобрендинговые продукты делают эту армию одной из самых инновационных.Хотя назвать Интернет оружием массового поражения в Казахстане сейчас нельзя, однако опыт его использования в бою, ценен без сомнения.

Если говорить об Альянс банке, то в этой армии наблюдается явная деморализация войск. Закрытие внешних рынков свело на нет агрессивные атаки, к которым привыкли АЛБанские батальоны. Как оказалось, вести войну при недостатке импортных боеприпасов эти ритейловые солдаты были просто не готовы. Очевидно, что у штаб-квартиры Альянса просто не было так называемого «плана Б». В результате банк начал уступать свои позиции в некоторых нишах, практически свернув кредитование и оставив ранее завоеванные плацдармы.

После перехода на режим жесткой экономии, часть армейского состава была расформирована и отправлена по домам, гарнизоны выставлены на продажу, а из розничного кредитного арсенала оставшихся бойцов вооружают револьверами, точнее револьверными кредитами… С этим оружием бойцы и идут сейчас в массы.

Что касается ставки главнокомандующего, то и в ней произошли определенные перестановки. Хотя на переправе коней не меняют, председатель правления Даурен Керейбаев был отозван с линии фронта. Какие новшества привнесет с собой новый полководец, покажет этот год. По прогнозам военных экспертов, в этом году армия Альянса должна уйти в глухую оборону, собирая розданные ранее ресурсы, так что о взятии новых рубежей говорить точно не приходится. Хотя от Альянса можно ожидать всего, чего угодно: к примеру, стратегического альянса (уж простите за каламбур!) с крупным международным игроком.

Отметим еще одну потенциальную слабость, которая присуща всем трем армиям из разряда публичных компаний - это их зависимость от «стадного инстинкта» союзников-инвесторов, прикупивших размещенные ими акции на Лондонской фондовой бирже. С точки зрения вложений - всем инвесторам нужен быстрый рост стоимости акций, «… нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», - вот их песня. А это возможно, если бизнес растет и остается прибыльным.

Но если с временным отсутствием роста международные инвесторы еще могут смириться, то со снижением прибыли - нет. Поэтому задача всех трех армий будет заключаться в том, чтобы сделать показатель прибыльности как можно красивее. А сделать это при закрытых рынках капитала - задача не из легких.

Особняком со своей стратегией развития стоит Банк ТуранАлем. Не случайно главу совета директоров БТА Мухтара Аблязова журналисты окрестили банковским Наполеоном. Амбиции этого полководца не скромнее, чем у великого корсиканца. БТА стал своего рода банковским Чингисханом, который покоряет все рынки, на которые только падает взгляд. Но если раньше БТА и Казком соревновались в гонке для двоих «кто займет больше денег», то сейчас гонка сменила название на «кто быстрее расплатится с долгами».

Стратегия БТА действительно похожа на стратегию французской армии эпохи Наполеона I, которая характеризовалась стремлением к достижению победы над противником в одном генеральном сражении. Наполеон нашел правильное стратегическое применение колоссальных вооруженных масс для разгрома сил врага, но его стратегия, выражавшаяся в стремлении завоевать мир, в целом была авантюристической. Выразителем французской стратегической мысли был Ф. Фош, сформулировавший «вечные», «неизменные» принципы ведения войны. Основной формой стратегических действий он признавал наступление и требовал сосредоточения сил по внутренним операционным линиям с целью разгрома важнейшей группировки противника.

В штаб-квартире БТА срочно ищут союзников уже не на западных рынках, а в мусульманских странах, активно муссируя тему исламских финансовых вооружений.Однако пока армейская казна не наполняется теми же темпами, что и раньше, БТА перешел от длинных кредитов к коротким. Это связано с изменением структуры заимствований. Сейчас мы видим, чтобанк усилил акценты работы на рынке автокредитов и экспресс-кредитов.

Радует, что бизнес-битвы казахстансих банков проходят не в формате локальной гражданской войны. Многочисленные военные обозреватели в этом году предсказывают смену диспозиций на казахстанском финансовом фронте: в страну проникает все больше интервентов-западных банков, привыкших вести весьма агрессивную политику на финансовых рынках стран бывшего социалистического лагеря.

Однако больших побед и удачных нападений интервенты так и не показали, предпочитая действовать партизанским методом. Ни у Банка ЦентрКредит (покупка 30%-го пакета южнокорейским банком), ни у АТФБанка не было сколько-нибудь крупных вылазок. Если коротко обрисовать стратегию того же БЦК, то она соответствует поговорке «Война план покажет». Что касается АТФБанка, который вошел в международную группу Юникредит, то в армии с иностранным руководством идет борьба «дедов» и «духами»: европейские топ-менеджеры сталкиваются с прежним укладом военной жизни и испытывают неприятности с миноритарными акционерами.

А в это время тотальным затишьем на поле боя могут воспользоваться армии, которые никогда яростно не атаковали, в больших завоеваниях не участвовали. Из оставшихся банков в первой десятке к таким причисляют Каспийский банк, который рассматривается в качестве лакомого кусочка для инвесторов. В свое время активно муссировались слухи, будто бы каспийскую армию пытается купить группа Райффайзен. Однако как заявили в один голос нынешние полководцы Каспийского Михаил Ломтадзе и Вячеслав Ким, продаваться армия не намерена, самим нужна для реализации стратегии завоевания Средней Азии. Какую военную тактику культивирует эта консервативная боевая машина?

Банк не вышибает соперников с занятых ими позиций, поскольку не хочет тратить на это живые силы и ресурсы. Со стратегической точки зрения, забегать с криком «Ура!» оголтело всем банком на гору без укрепленного тыла, чтобы занять нужную высоту, Каспийская армия не собирается.

Что же делают командиры с западным образованием, пришедших в эту армию, после того как контроль над ней получил международный фонд прямых инвестиций Бэринг Восток? Делают один шаг - закрепляются. Делают следующий шаг - закрепляются, оставляют свои дозоры и ресурсы. Что означает? Что потом с таких укрепленных позиций армию сдвинуть будет невозможно.

Оценивая картину на месте банковских баталий можно говорить о том, что армии агрессивных игроков прижаты к стене, и единственный выход для них оставаться боеспособными - привлечь в свои ряды иностранцев в качестве стратегических инвесторов. В этом смысле показательны заявления штаба Альянс банка и Темирбанка, которые готовы к продаже, однако, по словам непосредственно потенциальных инвесторов, нынешние собственники казахстанских банков должны преодолеть некий психологический барьер. Должно пройти некоторое время, чтобы они привыкли к реалиям и объективно оценили стоимость своего бизнеса, именно снижения ценовой планки и ждут банки-интервенты с Запада и с той же Южной Кореи. Рано или поздно это произойдет, ведь всем нужны деньги, чтобы продолжать эффективно дальше развиваться.

Во всей этой истории есть очень большой плюс. Речь даже не о самих банках. Это изменение менталитета казахстанского или, как говорят в России, казахского бизнеса в целом. Если раньше предприниматели брали кредиты, строили свой бизнес, а на получаемую прибыль прикупали себе разные активы в виде побочных компаний или яхт и самолетов, то теперь они вынуждены продавать это и все больше личных денег вкладывать в свой основной бизнес. А это значит - переосмысливать, как они зарабатывали деньги до кризиса, и придумать, как они будут зарабатывать их сейчас.

Ботагоз Жуманова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии