Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В предвкушении кашаганской нефти Казахстан разрабатывает новые маршруты для ее транспортировки

Фото : 4 мая 2008, 12:23

В предвкушении кашаганской нефти Казахстан разрабатывает новые маршруты для ее транспортировки. Активным помощником Астаны в поиске вариантов выступает Chevron, у которой «лишние» объемы «черного золота» появятся уже в этом году.

«Сейчас мы ведем переговоры с Грузией насчет транспортировки казахстанских нефтепродуктов на мировые рынки посредством предоставления услуг инфраструктурных компаний Грузии. В первую очередь это касается вопросов железной дороги и управления нефтепроводами», - рассказал журналистам глава холдинга «Самрук» Канат Бозумбаев после встречи с министром экономического развития Грузии Екатериной Шарашидзе, состоявшейся 25 апреля. По его словам, если Грузия сможет обеспечить «относительно невысокую стоимость транспортировки», Казахстан готов дополнительно переваливать в этом направлении «несколько десятков миллионов тонн нефти в год». К конкретным договоренностям стороны пока не пришли, добавил г-н Бозумбаев.

Четырьмя днями ранее вице-президент Chevron по странам Европы, Евразии и Ближнего Востока Йен МакДональд, говоря о необходимости создания альтернативных КТК (Тенгиз - Новороссийск) коридоров, назвал «южный» маршрут (из Казахстана в Грузию через Азербайджан) наиболее перспективным. По его информации, коммерческое обоснование «южного» маршрута уже готово. На первом этапе будет построен трубопровод Тенгиз - Актау - Курык мощностью 15-20 млн. т в год, транспортировка по Каспию до Баку будет осуществляться на маломерных танкерах (12 тыс. т), далее часть объемов пойдет в трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан, а часть - в черноморские порты Грузии.

Лоббировать новые маршруты Chevron вынуждена из-за позиции России в отношении КТК. Москва, помимо претензий к финансовым показателям КТК, жестко привязывает работы по его расширению к графику строительства нефтепровода Бургас - Александруполис. Между тем, сообщил г-н МакДональд, СП «Тенгизшевройл» (ТШО, у Chevron 50% доли участия в СП) планирует уже в этом году увеличить добычу до 25 млн. т нефти в год и сохранять этот объем в течение нескольких лет. Нефтедобыча же Казахстана в целом, с учетом Карачаганака и Кашагана, по его данным, может вырасти до 150 млн. т (в каком году, не уточняется). Таким образом, резюмировал г-н МакДональд, в течение 5 лет Казахстану необходимо обеспечить новые экспортные маршруты и повысить пропускную способность существующих. Кстати, 14 апреля в Астане прошла встреча председателя правления Chevron Дэвида О’Райлли с Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которой О’Райлли озвучил Президенту другие цифры. По сообщению пресс-службы Президента, в 2008 году ТШО планирует увеличить добычу до 18,7 млн. т (добыча в 2007 году - 13,9 млн. т), а с завершением второго этапа проекта расширения деятельности ТШО - до 24 млн. т (год не указан).

Так или иначе, в расширении экспортных маршрутов Астана действительно нуждается. Как сообщил «&» источник в КазМунайГазе (КМГ), интерес нацкомпании к покупке доли в Бургас - Александруполис не иссяк. «Мы давно присматриваемся к этому проекту. Его привлекательность для нас заключается в бесперебойных поставках казахстанской нефти в обход турецких проливов, - пояснил источник. - Россия, Болгария и Греция уже создали проектную компанию, которая займется постройкой трансбалканской трубы. КМГ готов обсуждать вопрос своего участия в ней, но пока никаких предложений не поступало, так как страны-участницы оговаривают окончательные нюансы проекта».

Впрочем, отметил источник, Бургас - Александруполис - не единственный перспективный маршрут для КМГ. Есть еще Констанца - Триест с побережья Черного моря на европейский рынок и Самсун - Джейхан, соединяющий порты на черноморском и средиземноморском побережье Турции. Кроме того, КМГ разрабатывает казахстанскую каспийскую систему транспортировки для доставки нефти в Баку. «Этот маршрут поставок нефти через Каспий увязан с трубопроводным проектом Ескене - Курык, - добавил источник. - Работа по нему уже ведется, Chevron также проявляет к нему интерес».

Привлекательность «южного» маршрута заключается только в его альтернативности КТК, при этом он не может стать для Казахстана доминирующим, считает главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. «Зимой порт Новороссийска каждый третий день закрывается из-за шторма, поэтому кавказский маршрут выгоден Казахстану, - рассказал он «&». - Кроме того, если в Новороссийске приходится платить за перевалку нефти, то в Грузии этих затрат можно избежать, ведь КМГ владеет батумским морским терминалом». В то же время эксперт отметил, что Европа от Казахстана находится достаточно далеко, тогда как рядом есть реальный потребитель - Китай, и Казахстан мог бы сократить прокачку нефти на Новороссийск в пользу Китая. Такая переориентация потоков позволит Астане по-прежнему обозначать свое присутствие на европейском рынке и получать большую выгоду от поставок нефти в Китай, рассуждает г-н Логвин.

Увеличение объемов добычи в Казахстане в недалеком будущем спровоцирует гонку потребителей за этими объемами, считает начальник аналитического отдела ИК «Энергокапитал» Денис Демин. «Экспорт нефти из Казахстана будет нарастать, что обострит борьбу между альтернативными транспортными проектами, - сказал он «&». - Проект Бургас - Александруполис вызывает неприятие ряда международных игроков, и любые альтернативные варианты экспорта казахстанской нефти могут существенно осложнить реализацию трансбалканского проекта». Для казахстанской экономики с ее высокой степенью зависимости от продажи энергоресурсов стратегически выгодна как диверсификация маршрутов поставки нефти, так и диверсификация потребителей, уверен эксперт. «Для западных стран привлекательны любые маршруты из Казахстана в обход России. С этой точки зрения вероятность задействования новых вариантов транспортировки довольно велика, а «южный» маршрут может претендовать на то, чтобы стать постоянным, хотя он и представляется достаточно дорогим», - подчеркнул г-н Демин.

Ксения Бондал


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии