Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Узаконить строительство платных дорог без бесплатной альтернативы требует Минтранском

Фото : 4 мая 2008, 12:32

Узаконить строительство платных дорог без бесплатной альтернативы требует Минтранском. Может быть, чиновники не видят другого способа привести в пристойный вид разбитые магистрали страны, кроме как отдать их в руки частных владельцев. А может быть, у их предложения есть и другие мотивы…

«Подправлять» Закон «Об автомобильных дорогах» правительство начало еще в 2006 году. Чиновники добились законодательного разрешения на участие частного бизнеса в управлении транспортными магистралями. В новой редакции закона было закреплено положение о том, что автомобильные дороги общего пользования хоть и находятся в собственности государства и не подлежат приватизации, но могут быть переданы в концессию. Проще говоря, в аренду частным компаниям.

В новой редакции закона указывается, что платные дороги могут создаваться или за счет госбюджета, или за счет частных вложений. Так же предусмотрена возможность передачи уже существующей государственной дороги в управление частной фирме - естественно, для создания платной магистрали. Землю под строительство платных дорог отдают бесплатно - в постоянное или временное пользование. Правда, строить на отведенных под платную дорогу землях можно только объекты дорожного сервиса - и ничего более.

Контроль над «арендаторами» возложен на министерство транспорта и коммуникаций. А вот право устанавливать размер платы за проезд по частной дороге - в компетенции местных властей.

Все эти положения устраивали автомобильных чиновников. И все было бы хорошо, если бы не одно «но» - и Закон «Об автомобильных дорогах» и Закон «О концессии» предписывал в обязательном порядке иметь бесплатную дорогу рядом с платной, как альтернативу для тех, кто не хочет или не может платить за проезд. Вот уж скоро год, как министерство транспорта и коммуникаций ведет борьбу за отмену этого пункта.

В первый раз вопрос о необходимости отмены пункта об альтернативе был поставлен в середине прошлого года министерством транспорта и коммуникаций. Мотив был простым и, на взгляд чиновников, убедительным - при наличии бесплатной дороги ездить по платной никто не будет. А значит, частный бизнес вкладываться в наши магистрали не станет, и они так и останутся проблемой. Но тогда мажилисмены прыть министерства не поддержали, и вопрос был на время отложен.

И вот на днях министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов вновь вернулся к теме - альтернативе платным магистралям быть не должно. В нижней палате Парламента на правительственном часе он сообщил, что возглавляемое им ведомство уже подготовило соответствующие поправки в законодательство. Только так, по мнению министра, возможно с 1 января 2009 года начать реализацию приоритетных транспортных проектов, озвученных в послании главы государства - строительстве современных дорог Астана - Боровое, Астана - Караганда, Алматы - Капшагай и других.

Пообещал министр и то, что благодаря платности дорог ежегодная экономия бюджетных средств составит три миллиарда тенге.

И тут самое время вспомнить, что на стадии рассмотрения поправок в закон «Об автомобильных дорогах» в 2006 году свою оценку проекту давали эксперты Института законодательства. И отметили, что в предложенной правительством новой редакции закона не отображены четкие критерии, по которым будут выбираться победители конкурсов на право взять дорогу в аренду. Эксперты посчитали это упущение прямой предпосылкой для появления коррупционной схемы. В итоге право взять дорогу в концессию, возможно, будут получать не те фирмы, которые могут наиболее качественно содержать и развивать транспортные магистрали, а те, кто больше «заинтересует» конкурсную комиссию.

Здравый взгляд на планы чиновников однозначен: передача дорог в «аренду» очень напоминает попытку создания очередной государственной кормушки для близких к власти коммерческих структур. Что-то подобное мы уже проходили с коммунальными монополиями: их, помнится, тоже передали в частные руки. Дельцы грели руки у чужого котла в течение многих лет, вышибали из населения миллиарды «на ремонт оборудования». Но полноценных ремонтов при этом не проводили, а деньги вывозили через счета в оффшорных банках. В итоге коммунальная система многих городов страны оказалась в таком плачевном состоянии, что встала речь о необходимости участия государства в восстановлении доведенной до ручки отрасли.

Возникают вполне резонные опасения, что аналогичный финансовый кульбит будет проделан и с транспортными магистралями: определенная группа бизнесменов получит в управление дороги, построенные за счет госбюджета, будет ежегодно требовать опять-таки бюджетные деньги на их ремонт, будет «трясти» плату за проезд с автомобилистов. А в итоге лет через пять выясниться, что волки сыты, а вот овцы совсем не целы…

Скажете, эти мысли ничем не подтверждены? А как вам еще одно заявление Серика Ахметова, прозвучавшее на том же правительственном часе в Мажилисе? Он объявил, что Минтранскомом предложены изменения и в Закон "О концессиях" с тем, чтобы, цитирую: "там, где платность автомобильных дорог не будет обеспечивать затраты инвестора, государство будет возмещать данные затраты на период концессии".

В переводе с казенного языка на человеческий это значит, что государственной казне заранее отведена роль финансового донора для частного бизнеса определенных лиц. А кто войдет в число этих счастливчиков? Смотрите мнение экспертов тремя абзацами выше…

Примут ли депутаты Парламента предложенные правительством поправки? Будем надеяться, что нет. Во всяком случае, пока positция мажилисменов в отношении министерского предложения отрицательна. Народные избранники выразили сомнения как в способности Минтранскома управлять строительством новых дорог, так и следить за качеством уже построенных.

Как пример карагандинский мажилисмен Мухтар Тиникеев привел состояние трассы Астана-Караганда. Отметив, что в негодность дорожное покрытие пришло через год после реконструкции, депутат предположил привлечь к уголовной ответственности чиновников, не обеспечивших качество работ и участвовавших в разворовывании бюджета. По мнению депутата, эта мера намного эффективнее повлияла бы на состояние дорог в стране, чем поправки в законодательство...

Дмитрий Суриков


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии