Горячие новости
Читайте также

Нурлан Смагулов, президент холдинга Astana Group: Предприниматель - это человек, который не просто хорошо все просчитывает, а у кого прежде всего хватает терпения преодолевать встречающиеся на его пути препятствия

Фото : 6 мая 2008, 11:03

- Нурлан Эркебуланович, вы достаточно амбициозный и, как многие утверждают, богатый человек. Как при таком сочетании вам удается оставаться в стороне от большой политики?

- Насчет амбиций - согласен, как предприниматель, я амбициозен. Насчет богатый… Скорее, я предприниматель, у которого достаточно много проектов и много обязательств.

Не вмешиваться в большую политику - моя личная позиция, но вообще я знаю, что ее придерживаются многие бизнесмены. Политика - это всегда борьба за власть, которая предполагает противоречия, непростые ситуации. Мы же, предприниматели, должны создавать новые продукты, новые услуги, новые рабочие места - в этом я вижу предназначение любого бизнеса. Я не являюсь членом какой-либо партии, и хотя мои взгляды достаточно либеральны, как у любого предпринимателя, не выражаю их ни в какой политической форме.

- Большой бизнес, как правило, связывают с большими трудностями и проблемами. Судя по динамике развития вашей компании, у вас таких трудностей нет. Как удается?

- Неправда. Трудности и проблемы есть у всех, и тем более у большого бизнеса. Вопрос в том, как относиться к решению этих задач. Если опускаются руки, если видишь в этом трагедию, то никогда не преодолеешь барьеры. А если методично работаешь день за днем, преодолеть можно многое. Да, не скрою, нашей компании помогает известность и хорошая репутация. Хорошая репутация и успешно прожитые в бизнесе годы повышают уровень доверия к тебе и твоей компании. Конечно, благодаря этому нам легче, по сравнению с людьми, которые только входят на рынок, или людьми из малого или среднего бизнеса, решить те или иные деловые и административные вопросы.

Хотя мы тоже не являемся большой компанией в понимании того же сырьевого холдинга. У нас нет сырьевых ресурсов, урановых или нефтяных месторождений, мы не владеем металлургическими заводами. Мы работаем на потребительском рынке, в самых конкурентных сегментах: торговля автомобилями, производство муки и макарон, производство и экспорт зерна, строительство торговых центров, офисов, жилья. Но мы чувствуем себя комфортно как раз там, где высокая конкуренция, где нет никаких административных ресурсов, лицензирования, квотирования. Мы, например, не поставляем запасные части для железной дороги, ГСМ для авиакомпаний, не строим объекты для недропользователей, не участвуем в тендерах на строительство. Нам нравится работать в рознице, потому что там потребитель выбирает кошельком и выбирает то, что понятно, то, что дешевле и лучше соответствует соотношению цена - качество.

- Если сравнивать условия 90-х годов и сегодняшнюю ситуацию, много ли изменилось и что сейчас мешает развитию отечественного предпринимательства?

- И тогда, и сейчас были и есть свои плюсы и минусы. В начале 90-х были свободны многие ниши, не было никакой конкуренции. Заниматься можно было всем, чем хочешь. И если бизнес делался правильно, то он становился успешным. Минусы - высокая инфляция, преступность... В 2000-е годы стало больше организованности, понимания важности бизнеса, увеличилось количество программ по поддержке предпринимателей. Но уровень коррупции сегодня намного выше, чем в 90-х. Тогда еще и стеснялись, и боялись брать взятки. Второй сегодняшний минус для предпринимателей - устройство налоговой системы не стимулирует к уплате налогов. Тут можно говорить, к примеру, о снижении подоходного налога, дальнейшем уменьшении НДС. Сегодня вообще трудно стать предпринимателем, особенно это касается малого и среднего бизнеса. Крупные компании расширяют свои горизонты, государственный сектор начал конкурировать с частным, преуспеть все сложнее и сложнее.

- А это правильно?

- Это неправильно. Они работают на бюджетные деньги, у них нет никаких кредитных ставок. И когда государственные компании начинают конкурировать с частными, я считаю, это парадокс. Мы декларируем, что должны поддерживать частный бизнес, что это будущее Казахстана, а на деле чиновники или близкие к власти люди в национальных компаниях начинают создавать непрофильные активы. Они конкурируют с молодым малым и средним бизнесом. Это, безусловно, минусы. А плюсы в том, что стало больше информированности. У людей меньше страха, растерянности, они стали более самостоятельными, образованными в сфере предпринимательства.

- А вот то, что в Казахстане до сих пор не очень много таких успешных компаний, как ваша, обусловлено дефицитом талантливых амбициозных личностей или наличием труднопреодолимых барьеров для их появления?

- Предпринимателей вообще не должно быть много. Бизнес-среда очень конкурентна, и естественный отбор высок. Ведь предприниматель - это человек, который не просто очень хорошо все просчитывает, а у кого прежде всего хватает терпения бороться с невзгодами, преодолевать встречающиеся на его пути препятствия. А если у такого человека образование и возраст совпадают с переходной экономикой, когда открыты многие ниши, - это вообще удача. Моему поколению, я считаю, вообще повезло. Многие, имевшие желание заниматься бизнесом, преуспели. Люди постарше уже зависели от каких-то обстоятельств: кто защитился, кто-то работал на заводе, они не могли все бросить и рискнуть - нужно кормить семью. А другие, наоборот, были слишком молоды и не понимали, что вокруг происходит. Но в Казахстане достаточно много талантливых и амбициозных людей, они были, есть и будут. Сейчас идет поколение, которое проходит обучение по «Болашаку», они дети обеспеченных родителей. Сотни, тысячи казахстанских детей учатся по всему миру, и я смотрю на них с завистью. Это уже другая генерация, у них отличное образование мирового уровня. А у нас же, кто учился в Москве и университетах Казахстана, образование было просто хорошее. Сейчас знание иностранных языков, основ рыночной экономики является базовым уровнем. У нас это было достижением. Уровень вырос. Теперь достижение - это степень МВА, стажировки в банках мирового уровня и в западных компаниях. С приходом этих людей у Казахстана возникает новая вероятность экономического скачка. И мы не смотрим на них как на конкурентов. Мы смотрим на них с надеждой, что в связи с предстоящим вхождением Казахстана в ВТО они смогут превратить наши компании в конкурентные не только внутри страны, но и в мире.

У нас и сейчас есть талантливые менеджеры как в частном бизнесе, так и в государственном секторе. Но известных мало - большинство просто «закрыты». Моя позиция такова, что предприниматели переходной экономики должны быть очень активными, публичными и транспарентными - ведь за ними идет новое поколение, которое должно брать с кого-то пример.

- Вы стремитесь попасть в списки самых богатых людей планеты в журнале Forbes?

- Среди людей бизнеса быть в рейтинге Forbes престижно. В Forbes попадают люди сложившиеся, удачливые, которые создали и продвинули бизнес. В нашем обществе есть негативное отношение к соотечественникам, которые были названы журналом Forbes как одни из самых богатых людей планеты. Ведь 15 лет назад все были равны - имели почти одну и ту же зарплату, образование, квартиры, и вдруг часть из них становится миллиардерами. Нашему поколению вообще трудно привыкнуть к тому, что за 15 лет можно сделать такой капитал. Многие считают, что это невозможно.

- Они считают, что это невозможно сделать честным путем.

- На самом деле такие прецеденты есть. Подобные капиталы зачастую создаются на быстрорастущих рынках, к коим относится и Казахстан. Я не буду говорить за всех участников Forbes от Казахстана, но большинство из них создали этот капитал собственными руками, я знаю их лично. Такие миллиардеры - необыкновенные люди, принимавшие непростые решения, не боявшиеся идти наперекор многому, и эти люди заслуживают уважения.

Что касается меня, то попасть в Forbes - не самоцель. Не скоро, наверное, я там окажусь, и не знаю, окажусь ли вообще. С тем, чем мы занимаемся на таком маленьком рынке, как Казахстан, попасть в Forbes очень трудно, практически невозможно. Вот если бы мы занимали в России хотя бы одну из трех лидирующих позиций - автомобили, зерно, торговые центры, как мы их занимаем в Казахстане, то я бы в Forbes вошел. Из-за того, что рынок в Казахстане маленький, это достижимо только, если ты занимаешься минеральными ресурсами или, скажем, работаешь в банковском секторе. Ни медийные ресурсы, ни торговые центры, ни продукты питания не могут завести деловых казахстанцев в Forbes.

- Ваша компания собиралась участвовать в большом проекте совместно с американской фармкомпанией Max Well Corporation. Планы не изменились?

- Нет, не изменились. Мы вплотную подошли к реализации проекта. Уже нашли землю в Карасайском районе. На днях я был у акима Алматинской области, который поддержал нас, и мы согласовали свои планы. Будем строить современное биофармпроизводство по изготовлению различных лекарств - антибиотиков, гормональных препаратов, как в области онкологии, так и в области сердечно-сосудистых заболеваний. Этот новый бизнес вписывается в философию развития Astana Group - он несет пользу людям. При этом он привлекателен коммерчески. Казахстан импортирует лекарств почти на 1 млрд долларов ежегодно, это валюта, которая вывозится из страны. Более того, фармакологический рынок быстро растет - по 20 процентов в год. Второй фактор, сподвигнувший нас на реализацию проекта: слишком низкий процент собственного производства лекарств - всего 12 процентов. Эта цифра чрезвычайно мала для вхождения Казахстана в 50 конкурентных стран. Третий фактор - низкая продолжительность жизни в стране. А у нас есть возможность повысить этот уровень. Кстати, этот проект входит в программу «30 корпоративных лидеров».

- Всегда было интересно, почему именно тридцать?

- Этот вопрос я тоже задавал премьер-министру. Он удачно ответил: потому что двадцать - мало, а сорок - много. Золотая середина.

Беседу вела Ирина САВЕЛЬЕВА, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии