Горячие новости
Читайте также

Поставлена задача повышения эффективности правосудия, обеспечения прозрачности и доступности судебной системы, упрощения судопроизводства

Фото : 6 мая 2008, 11:40

В Послании народу Казахстана нынешнего года Глава государства обращает внимание на необходимость не просто дальнейшего развития отечественной судебной системы, но и проведения глубокой реформы в этой сфере. Основой для нее послужат изменения и дополнения в Конституцию, внесенные в мае прошлого года и направленные на дальнейшую демократизацию общества.

Поставлена задача повышения эффективности правосудия, обеспечения прозрачности и доступности судебной системы, упрощения судопроизводства. Реформа должна свести к минимуму судебную волокиту, обеспечить доступность граждан к правосудию и укрепить состязательность процесса, принципы его открытости.

В условиях обновления законодательства, повышения роли и значения защиты прав и свобод граждан, появления новых категорий дел и увеличения их численности существенно растет не только объем работы и сложность рассматриваемых судами дел, но и появляются новые подходы к их решению, а также новые правила ведения процесса. Этим объясняется формирование в республике множества специализированных судов. Однако приравнивание их статуса к районным вызывает определенные сомнения.

По действующему закону, в качестве местных судов функционируют районные и областные, а также приравненные к ним суды. К областным приравниваются городской суд столицы, городской суд города республиканского значения, специализированный суд — военный суд, специализированный финансовый суд и другие. К районным приравниваются городской, межрайонный (экономический, административный, ювенальный), специализированный суд — военный суд гарнизона и другие.

Теперь предлагается создать новые межрайонные суды с участием присяжных заседателей. В результате реорганизации в эти суды перейдет много квалифицированных судей областных судов, ранее работавших в коллегиях по уголовным делам. Не исключено, что их социальные интересы при этом могут быть ущемлены. В этой связи, считаю, имеются все основания и предпосылки для того, чтобы межрайонные суды с участием присяжных заседателей по своему статусу были выше районных судов, но ниже областных. Во-первых, эти суды имеют отдельные признаки областных: действуют на территории двух и более административно-территориальных единиц. Во-вторых, они будут рассматривать наиболее сложные дела, которые в областных судах сейчас рассматриваются в составе трех судей. Преимущество данных предложений также заключается в том, что они позволили бы решить немаловажную для судов проблему улучшения их материального и социального обеспечения. Следует также отметить, что все упомянутое можно отнести и к межрайонным экономическим судам.

В итоге сформировалась бы такая система: районные и приравненные к ним суды; специализированные межрайонные суды по уголовным делам с участием присяжных заседателей и специализированные межрайонные экономические суды; областные и приравненные к ним суды; Верховный суд.

Подобный подход в специализации судов выглядит, на мой взгляд, более верным, поскольку не противоречит требованиям Основного закона, который допускает создание, кроме местных, и других судов. Кроме того, уместно и обоснованно к категории других судов отнести и межрайонные, законодательно определив их новый статус. Показательно, что воплощение изложенной идеи в жизнь не потребует выделения дополнительных бюджетных средств.

Берик БЕКЖАНОВ,

депутат Мажилиса Парламента РК


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии