Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Астане запахло горючим. В течение недели правительство должно решить: запрещать или нет экспорт ГСМ

Фото : 7 мая 2008, 11:15

В течение недели правительство должно решить: запрещать или нет экспорт ГСМ.

«Тенденция нехорошая. Мировая цена растет, а населению этого не объяснишь. Думаю, игроки работают на повышение, надо эту тенденцию переломить», - так премь¬ер Карим Масимов оценил ситуацию на внутреннем рынке ГСМ в ходе вчерашнего совещания правительства. В связи с этим он поручил Министерству энергетики и минеральных ресурсов разработать комплекс мер по регулированию экспорта нефтепродуктов.

По мнению Минэнерго, основной причиной роста внутренних цен на бензин является повышение мировых цен на нефть, а также подорожание ГСМ в соседней России. По данным независимых трейдеров, Россия обеспечивает более 25% потребностей Казахстана в ГСМ. Поэтому рост отпускных цен на российских НПЗ непременно отражается на розничных ценах в Казахстане.

Однако у нас цены растут не так быстро, как в России и в странах Средней Азии. Цены на бензин марки АИ-92 в РФ находятся на уровне 21 рубля (115 тенге) за литр, сообщили «&» в компании Financial Bridge. В Кыргызстане литр бензина в среднем на 5 тенге дороже, чем в Казахстане. В связи с этим дисбалансом экспорт ГСМ из Казахстана увеличивается.

«Среди владельцев АЗС циркулировали упорные слухи, что правительство запретит экспорт топлива с 1 мая. Эта дата уже прошла, но слух о запрете экспорта не прекратился, - рассказал «&» Коитбек Камбаров, председатель Ассоциации владельцев АЗС ЮКО. - Видимо, это стало основной причиной роста цен на бензин и дизтопливо в нашем регионе». По словам г-на Камбарова, сегодня компания PetroKazakhstan Oil Product (бывший ШНОС) прекратила поставку дизтоплива на рынок, объясняя этот шаг необходимостью обеспечения топливом весенне-полевых работ. В результате цена литра солярки на тех АЗС Шымкента, где она пока есть, составляет 86-88 тенге. В области цена выросла до 95 тенге.

Уже больше недели не отпускает ШНОС и бензин. На заправках Шымкента бензин АИ-92 стоит также 86-88 тенге. Хотя шымкентский НПЗ, по данным ассоциации, выпуск продукции не прекращает, склады не затоваривает, топливо отгружает регулярно. «По словам моих коллег, это топливо идет на экспорт, чтобы успеть продать как можно больше до возможного запрета», - заметил г-н Камбаров.

В других регионах страны цены на ГСМ также выросли. По данным Интерфакс-Казахстан, на АЗС Павлодара бензин всех марок подорожал в среднем на 5 тенге за литр: с начала текущей недели литр бензина марки А-80 стоит 81 тенге, АИ-92 - 92 тенге, АИ-96 - 100 тенге, дизтоплива - 79 тенге. В Костанае цена литра бензина на АЗС увеличилась в среднем на 7%: А-80 стоит 81 тенге против прежних 76 тенге, АИ-93 - 92 тенге против 87 тенге. В Алматы бензин АИ-92/93 продается по 92-95 тенге, АИ-96 - по 100-105 тенге и выше.

Независимый трейдер, пожелавший остаться неназванным, заявил «&», что правительству пора ввести полный запрет на экспорт. «Это настоящий беспредел! Вчера в Актау солярка продавалась по 90 тенге. Таких цен не было никогда! Если никаких мер не будет предпринято, цена на дизтопливо и бензин АИ-92 в течение месяца может вырасти до 100 тенге за литр», - прогнозирует трейдер.

Для оздоровления ситуации необходимо ввести хотя бы элементы прозрачности в работе НПЗ и предприятий-давальцев. «Потребности каждого региона в ГСМ известны, поэтому давальцы должны хотя бы раз в месяц предоставлять общественности и местным властям информацию о том, куда, сколько и какого качества горючее было поставлено. Это позволит резко сдержать темпы роста цен на ГСМ», - считает г-н Камбаров.

Рост цен на бензин в Казахстане в течение мая вряд ли превысит 8%, поскольку рынок так или иначе контролирует один крупнейший игрок - нацкомпания «КазМунайГаз», отметил в беседе с «&» аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров. Поэтому цены на ГСМ хотя и будут расти, но все-таки меньшими темпами, чем цена на нефть. «С другой стороны, в Казахстане, как и в России, никогда при снижении мировых цен на нефть не происходило снижения цен на ГСМ. Фактически это показатель наличия ценового сговора производителей», - подчеркнул аналитик. Кроме того, на ценах будет сказываться нестабильность ситуации на рынке в связи с недавним введением в Казахстане пошлины на экспорт нефти. «Рынок еще не привык к такому механизму и будет реагировать на изменения ростом цен на ГСМ. Вероятно, движение цен будет скачкообразным», - прогнозирует г-н Александров.

С другой стороны, сложившаяся ситуация показывает, что правительству нужен более совершенный механизм контроля за деятельностью НПЗ и трейдеров. «Наличие пошлины на экспорт сырой нефти очень здорово стимулирует именно переработку нефти. Причем, если бы у вас была пошлина на темные нефтепродукты, это было бы очень хорошее стимулирование глубокой переработки. В идеале самая высокая пошлина должна быть на экспорт сырой нефти, 60% от этой суммы - на экспорт темных нефтепродуктов и 30% - на экспорт светлых», - рассуждает г-н Александров. В этом случае соблюдался бы и интерес государства, и рынок более стабильно наполнялся бы качественным топливом, резюмировал эксперт.

Адиль Урманов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии