Горячие новости
Читайте также

Нефтяная арифметика

Фото : 7 мая 2008, 11:47

Чем может обернуться для рядового казахстанца мировой финансовый кризис? Каждый из нас невольно примеряет этот вопрос на себя - коснется ли кризис лично меня, мою семью, работу, отразится ли он в целом на всей стране. И ищет про себя ответ: «А где же спасение, как уберечься от этой надвигающейся опасности не быть раздавленным мировой рецессией?» А вслух задает вопрос: «А что по этому поводу думает, а главное, делает правительство?» Ответ правительства вполне конкретный - ввести экспортные пошлины на нефть и газ, чтобы государство имело возможность продолжать реализацию социальных программ, а миллионы граждан нашей страны сохраняли спокойствие и благополучие в своих домах.

 Если бы страна жила за «железным занавесом», сама себя полностью обеспечивала - от сырья до самых высокотехнологичных машин, то никакой мировой кризис, возможно, нам не был бы страшен. Но таких стран в мире нет, как и невозможно иметь и делать абсолютно все одинаково хорошо. Поэтому и существует разделение труда и обмен продуктами этого труда между странами. Так, как это происходит между людьми, когда сапожник тачает сапоги, портной шьет одежду, а крестьянин выращивает пшеницу не только для собственного потребления, но и для товарного обмена. Узкая специализация позволяет тому же сапожнику поддерживать высокое качество выпускаемой продукции, но одновременно ведет и к росту риска, связанного с тем, что спрос на обувь может упасть, а ничего другого, кроме обуви, сапожник производить не умеет.

 В мировой системе разделения труда «специализация» Казахстана заключается в том, что наша страна занимает одно из лидирующих положений среди мировых экспортеров минеральных ресурсов и зерна. И удача для казахстанцев состоит в том, что, с одной стороны, на ближайшие десятилетия мировой спрос прежде всего на нефть и газ не будет падать, а только расти; с другой - у Казахстана запасов нефти и газа достаточно, чтобы заработать максимальную прибыль в пик максимального спроса.

 Но если помнить о рисках узкой специализации в глобальном разделении труда, то следует соблюдать условия будущего благополучия страны.

 Условие такое - разумная политика государства в отношении стратегических запасов сырья. Нефть и газ, безусловно, продавать необходимо, но продавать так, чтобы поступления в казну были стабильными. Чтобы средства от добычи сырьевых ресурсов страны не распылялись между отдельными собственниками-нефтемагнатами, а шли на решение реальных проблем реальных жителей страны. И при этом важно, чтобы нефтяные деньги работали на экономику всей страны, а не только тех регионов, где идет добыча нефти и газа.

 Есть, например, такая международная инициатива - Инициатива прозрачности в добывающих отраслях. В 2002 году ее впервые озвучил премьерминистр Великобритании Тони Блэр. Суть этой инициативы в том, что прозрачность отрасли является гарантией разумного использования национального достояния государств - их природных ресурсов. Нефть - это не только сфера частного бизнеса, нефть - это невозобновляемый ресурс страны, который должен послужить на благо всего народа, проживающего на его территории. Казахстан поддержал эту инициативу в 2005 году, поскольку повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики. Об этом неоднократно заявлял президент Республики Казахстан в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана.

 Следовательно, разумная политика в области добывающего сектора - это прозрачная политика.

 Нефть как стратегическое условие нашего благополучия должна работать на всю страну. Тем более что в мире вообще происходит отрезвление по поводу так называемых нефтедолларовых капиталов. Времена, когда нефть тихо обогащала отдельные слои населения, постепенно уходят. Нефть как в масштабах ее использования, так и приносимых доходов, все больше становится продуктом социальным, значимым для всех без исключения людей. Для современной цивилизации нефть сравнима с кислородом, перекрыв который, можно удушить все человечество. Ни одна страна в мире не может позволить себе так рисковать со своей национальной безопасностью.

 Теория прибавочной стоимости Маркса в XIX веке вскрыла капиталистическую природу эксплуатации человеческих ресурсов, когда результаты общественного труда присваивались частными лицами. В XXI веке происходит наступление национальных правительств на транснациональные нефтяные компании с целью прекращения эксплуатации природных ресурсов в угоду сугубо частных интересов. В какойто момент истории этот экономический вопрос о нефти становится вопросом этическим.

 Первым шагом в этом направлении в Казахстане стало создание в 2001 году Национального фонда, в котором аккумулируются доходы государства от продажи нефти в счет будущих поколений. По состоянию на 1 апреля средства Нацфонда составили 2,8 триллиона тенге. Эти средства - своеобразная подушка безопасности для страны.

 Создание фонда позволило разделить прямые государственные доходы от продажи нефти, которые аккумулируются в фонде, и косвенные - в виде налогов с нефтегазовых компаний, которые, как и прежде, идут в бюджет.

 Уже сейчас удельный вес отчислений в бюджет нефтегазовых компаний составляет около 1/4 части всех поступлений в бюджет. Но вопрос ставится таким образом - насколько соразмерными являются чистый доход от продажи сырья и доля отчислений в бюджет в условиях постоянно растущих мировых цен на нефть?

 Отсюда второй шаг со стороны государства - новые таможенные пошлины на экспорт нефти и газа, которые с апреля текущего года ввело правительство Карима Масимова

 Решение, может быть, непопулярное для нефтяников, но чрезвычайно результативное для народа. Именно в такой ситуации, когда прибыль от реализации нефти значительно возросла, и проявляется роль государства в определении социального значения нефтяного богатства страны. Государство, вводя новые пошлины, сохраняет прибыльность отрасли для частных инвесторов в абсолютных цифрах, но сокращает ее в относительных пропорциях. А иначе социально ориентированному государству в условиях частных сверхприбылей поступать нельзя.

 Президент в недавней встрече с группой депутатов парламента образно отметил, что «у нас появилась дырка в бюджете», которую необходимо закрыть. Новые налоги позволят восполнить эту потребность бюджета в финансировании социальных программ на сумму 170 млрд тенге.

 Кроме того, пошлины делают выгодным для нефтегазовых компаний реализовывать и перерабатывать нефть внутри страны, тем самым решить ежегодную проблему дефицита ГСМ в период сельскохозяйственных работ, а в долгосрочной перспективе - развивать кластеры нефтехимической индустрии в Казахстане.

 Главный промежуточный итог нефтяной арифметики нынешних реформ в Казахстане заключается в том, чтобы использовать нефтяные богатства для устойчивого социального и гуманитарного развития страны, без которого, в свою очередь, невозможен модернизационный рывок страны в будущее.

Галина Скоробогатова

07 май 2008


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии