Горячие новости
Читайте также

В 2007 году число переведенных в колонии-поселения осужденных увеличилось на 37 процентов

Фото : 7 мая 2008, 12:58

Генеральная прокуратура РК провела анализ состояния законности в деятельности колоний-поселений Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК (далее - Комитет УИС МЮ РК) за 2007 год.

В республике имеется 73 исправительных учреждений, в том числе 17 колоний-поселений. В прошлом году КУИС установил лимит их наполнения, который составляет 4800 осужденных. Однако, как выяснили прокуроры, некоторые учреждения на самом деле способны содержать в 3-4 раза меньшее количество осужденных, чем установлено лимитом. Это дает основания полагать, что работа по установлению лимита была проведена поверхностно. При расчете лимита в отдельных случаях не учитывались фактическая жилая площадь колоний-поселений, предназначенная для проживания осужденных, а также материально-техническая база учреждений. Из-за недочетов в работе комитета проблема перенаселения в колониях-поселениях так и не была решена.

Так, колонии-поселения г.Астаны, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской и Мангистауской областей при общем лимите наполнения в 1770 человек, фактически могут содержать лишь 774 осужденных, т.е. лимит наполнения установлен почти в 2,5 раза больше реальных возможностей.

Ситуация усугубилась ужесточением требований к лицам подпадающим к условно-досрочному освобождению.

Если раньше для досрочного освобождения достаточно было иметь лишь положительную характеристику, то сейчас нужно еще и возместить причиненный преступлением ущерб. Но у большей части осужденных сегодня нет возможности заработать деньги лишь потому, что учреждения не могут предоставить им работу. А тем, кто уже работает, часто не выплачивается заработная плата. Так проведенными прокуратурами областей проверками выявлена задолженность перед работниками РГП «Енбек-Оскемен» - около 5,5 млн. тенге, «Енбек-Шымкент» - более 4 млн. тенге, «Енбек-Кызылорда» - более 2 млн. тенге.

Отсутствие возможности погасить иск стало препятствием к условно-досрочному освобождению осужденных.

Однако, закон позволяет переводить осужденных с положительной характеристикой на облегченные условия содержания. Таким образом, число переведенных в колонии-поселения из колоний общего и строгого режимов в 2007 году увеличилось на 37% (с 2675 до 4238 осужденных).

По причинам необоснованного завышения лимита и перевода осужденных у администраций отдельных учреждений возникли серьёзные проблемы с размещением осужденных. А в некоторых учреждениях осужденные содержатся даже сверх установленного лимита. К примеру, в колониях-поселениях Акмолинской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областей при общем лимите наполнения в 760 осужденных, фактически в них содержится 1025 человек, что на 25% больше установленного лимита.

В результате этого учреждение несет непредвиденные и завышенные расходы на питание, ненадлежащим образом оказываются медицинские и коммунально-бытовые услуги. Кроме того, ущемляются права осужденных, не соблюдается норма жилой площади, определенная законодательством (норма жилой площади в расчете на одного осужденного в колониях-поселениях не может быть менее 2-х квадратных метров).

Администрации забитых до отказа колоний-поселений, в которых на одного осужденного иногда имеется один квадратный метр жилплощади, пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Так, в прошлом году значительно увеличилось количество осужденных, которым предоставлено право проживания за пределами колоний-поселений.

К примеру, в учреждении ЛА-155/13 УКУИС по г.Алматы и Алматинской области, расположенного в г.Алматы, при лимите наполнения в 300 осужденных на момент проверки числилось 278 человек. Колония-поселение при потребности не менее 600 квадратных метров жилой площади (по 2 «квадрата» на 1 человека) располагает только 228 квадратными метрами и 102 спальными местами, т.е. фактически в колонии может проживать и содержаться только одна третья часть осужденных от установленного лимита наполнения.

Но приказы, даже нереальные, нужно исполнять, поэтому из 278 осужденных в учреждении содержатся 82 человека, остальным 196 подопечным администрация вынуждена была разрешить проживать за пределами колонии-поселения. Таким образом 132 осужденных проживают с семьями в черте г.Алматы, 46 - при других исправительных учреждениях области, 18 - в общежитиях работодателей.

Естественно, что контроль за этими людьми, осужденными за реальные, порой тяжкие преступления, практически полностью отсутствует, поскольку колония-поселение не располагает такой штатной численностью, материальными и техническими средствами, которые позволяли бы своевременно контролировать поведение осужденных по 132 домашним адресам в крупном мегаполисе и на различных рабочих объектах.

Подобная ситуация складывается в большинстве колоний, предоставивших осужденным право проживания за пределами учреждений.

Отсутствие контроля со стороны администрации негативно сказалось на состоянии преступности и правонарушений в колониях-поселениях.

Так, в 2007 году в сравнении с 2006-м количество преступлений увеличилось более чем в 2 раза (с 30 до 69 фактов). Причем совершено 4 особо тяжких и 18 тяжких преступлений (в 2006 году все преступления имели среднюю тяжесть).

Анализ показал, что наибольшее количество преступлений совершено именно осужденными учреждений г.Астаны, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской и Мангистауской областей, где нет возможности размещения осужденных по установленному лимиту.

К примеру, осужденный учреждения АК-159/20 УК УИС по Карагандинской области К.Титоренко изнасиловал малолетнюю. А осужденный колонии-поселения Мангистауской области Т.Магзамов убил гражданина, также за пределами учреждения.

Количество правонарушений тоже возросло на 24% и составило 1322 факта, в том числе 772 случая злостных нарушений.

Наибольшее количество злостных нарушений приходится на долю осужденных колоний-поселений УКУИС по г. Алматы и Алматинской области.

В нарушение требований уголовно-исполнительного кодекса РК, которым предусмотрено, что осужденным может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории, прилегающей к исправительному учреждению, либо в пределах населенного пункта, где располагается колония - поселение, 242 осужденным незаконно предоставлено право проживания на территории области!

Указанное нарушение допущено в колониях-поселениях г.Алматы, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Павлодарской областей.

Вопиющий случай нарушения законности выявлен в ходе проверки деятельности колоний-поселений УКУИС по г.Алматы и Алматинской области. По ее результатам установлено незаконное функционирование учреждения ЛА-155/12.

Так, согласно Программе дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы РК на 2004-2006 годы, в течение указанных лет колония-поселение подлежала реконструкции в исправительную колонию строгого режима. В связи с чем, находящиеся на территории колонии-поселения здания и сооружения были списаны с баланса и подлежали ликвидации (демонтажу).

В настоящее время все здания, за исключением общежития осужденных, медицинской части и столовой, которые ранее находились на территории колонии-поселения, демонтированы.

В результате принятых мер, колония-поселение осталась без административного здания, складских помещений, котельной, а также других необходимых объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность учреждения. А уцелевшие здания, где осужденные проживают, питаются и получают медико-санитарное обслуживание, не числятся в каких-либо документах.

На сегодняшний день строительство колонии строгого режима не завершено. Еще не построены предусмотренные по плану здания банно-прачечного комплекса, карантина, общежитий 8 «Б», 8 «В», школы и инженерно-технических сооружений. Возведены лишь здания административного корпуса, столовой, дежурной и медицинской частей, общежития 8 «А», штрафного изолятора, котельной, водозаборной башни. Кроме того, проведена сеть наружной сточной канализации. При этом построенные здания в эксплуатацию еще не введены. Несмотря на это, администрация колонии-поселения самовольно (незаконно) вселилась в административный корпус строящейся колонии строгого режима.

Но хуже всего то, что условия содержания осужденных не отвечают требованиям уголовно-исполнительного законодательства и санитарно-гигиенических норм, не соответствуют Минимальным стандартным правилам обращений с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН в 1955 году.

Во-первых, площадь общежития колонии-поселения составляет всего 344 квадратных метра, тогда как, для содержания 307 (310 по лимиту) осужденных необходимо не менее 620 квадратных метров жилой площади. Фактически общежитие может принять только 164 осужденных, т.е. реально в нем могут проживать и содержаться только половина осужденных от установленного лимита наполнения.

Во-вторых, в колонии отсутствует банно-прачечный комплекс, что идет в разрез с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Кроме того, на 164 осужденных, проживающих в общежитии, имеется всего 2 одноместных санузла. Из-за отсутствия надлежащих санузлов осужденные не только не могут принимать душ, но даже не имеют возможности для осуществления элементарных требований личной гигиены.

Проблемным также является вопрос удовлетворения естественных нужд, поскольку накопитель в расположенном во дворе туалете переполнен.

Следует отметить, что на завершение строительства колонии строгого режима по Программе дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы РК на 2007-2009 годы средства не выделены, иными словами в течение 2 лет реконструкция производиться не будет.

Сложившееся положение в колониях-поселениях свидетельствует о том, что принимаемые Комитетом УИС меры отчасти не отвечают задачам и целям уголовно-исполнительного законодательства.

В связи с чем, Генеральной прокуратурой РК внесено представление Министру юстиции З.Балиевой об устранении нарушений законности. В частности прокуратура просила принять действенные меры по устранению допущенных нарушений законности с привлечением виновных должностных лиц к ответственности, пересмотреть лимиты наполнения колоний-поселений, а также рассмотреть вопрос о прекращении деятельности учреждения ЛА-155/12 УКУИС по г.Алматы и Алматинской области, не имеющего материальной базы для своего функционирования, либо решить вопрос о разрешении содержания осужденных колонии-поселения в построенных зданиях строящейся колонии строгого режима с введением их в эксплуатацию.

Недавно Генпрокуратура получила ответ на представление, из которого следует, что Минюст признает все нарушения, меры к их устранению принимаются.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии