Горячие новости
Читайте также

В Парламенте обсуждают экологические проблемы. Гость программы «Бетпе бет» - Владимир Нехорошев - депутат Мажилиса Парламента РК

Фото : 8 мая 2008, 12:40

Гость: Владимир Нехорошев - депутат Мажилиса Парламента РК

Тема: «В Парламенте обсуждают экологические проблемы».

Журналист: Данил Москаленко.

Ведущий:

На канале «Хабар» время программы «Бетпе бет», добрый вечер, я вас рад приветствовать. Это честный открытый диалог без купюр. Сегодня в студии прямого эфира Владимир Нехорошев - депутат Мажилиса Парламента РК, член комитета по экологии и пользованию. Сегодня в Парламенте состоялся диалог с министром охраны окружающей среды. Экологические проблемы были под прицелом парламентариев. Подробности этого диалога нам сегодня наш гость и поведает. Давайте для начала определимся, вы пригласили министра для того, чтобы он просто отчитался, обозначил какие-то там цифры и приоритеты и т.д., или это был допрос с пристрастием, и вы перед ним обострили какие-то проблемы?

Гость:

Это не то и не другое. Это плановый правительственный час. На который пришел министр со своими членами министерства, который предварительно сделал хорошую экспозицию, чего добилось министерство за этот период после принятия экологического кодекса, после утверждения президентом концепции устойчивого развития. И ответил на вопросы депутатов парламента.

Ведущий:

Ну я так понимаю по настроению, что вас все устраивает в плане экологии.

Гость:

Нет. Такого быть не может, чтобы все устраивало. Здесь нужно, на мой взгляд, рассмотреть вопрос таким образом. Устраивает, не устраивает не совсем верный подход, а есть ли позитивные изменения. Какие, и как дальше идти.

Ведущий:

Вот у нас принят экологический кодекс. Вы возглавляли рабочую группу, которая писала этот экологический кодекс. Вот загрязнения хромом рек, керосиновое озеро в Семее, сера в Атырау - все это есть, но сдвинулись решения этих проблем с мертвой точки?

Гость:

На 18 заседании совета иностранных инвесторов президент сказал, что мы заявили всему миру, что мы государство с высокими стандартами жизни. Для того чтобы эту задачу осуществить и была в свое время разработана концепция устойчивого развития, и потом принят экологический кодекс. Есть или нет изменения. Есть. Если говорить о таких изменениях, как выбросы в атмосферный воздух, то за этот год уменьшилось на 8%. Где-то в среднем у нас около 3 млн. тонн. Т.е. где-то на одного около 200 кг. В этом году 2 млн. 900, т.е. уменьшения есть. Я не говорю, что оно большое, что оно действительно впечатляет. В водные объекты выбросы на 7% уменьшились. Объем размещенных отходов снизился на 3%. т.е. есть определенная тенденция к изменению в лучшую сторону, но от этого качество жизни, те задачи которые были поставлены в концепции устойчивого развития добиться например к 2024 году, продолжительность жизни 73, а сегодня мы знаем средняя жизнь 65,9 лет. То есть здесь такие темпы, конечно, не устраивают. Поэтому сегодня депутаты задавали вопросы. В твердых веществах мы видим уменьшение выбросов, к большому сожалению растут выбросы от автомобильного транспорта.

Ведущий:

Вот у нас есть вопрос. По - моему он касается именно автомобилей.

Телезритель:

Добрый вечер! В Мажилисе был депутатский запрос по поводу повышения пошлин на ввоз импортных машин. Потом недавно депутаты Сената тоже 2 депутатских запроса было, хотели узнать насчет этого - будет ли вводиться запрет или повышение пошлин?

Гость:

Вообще решение этой проблемы, проблемы уменьшения загазованности от автомобильного транспорта. Мы знаем, что во многих городах воздух уже сизый. И скоро мы будем говорить о кислороде только как о кислородных подушках. К большому сожалению выбросы растут. И здесь два направления. А именно правительство приняло решения о введения на бензин евростандартов, евро 2,3,4. евро 2 к 2009 году, то есть вредные примеси, бензолы и прочее будут уменьшены. Но для этого нужна перестройка и на МПЗ, это одно направление. И второе - это более строгий подход к тому виду транспорта, в частности к старым автомобилям. Я сторонник того, чтобы к нам возилось те машины, которые бы подходили под наши требования. То есть по ЦО-2 можно было замерить, и они отвечали нашим требованиям. Если нет - можно привести в порядок, нет вопросов. Но если не подходят, не отвечают требованиям, то конечно утиль мы же не можем допустить стать государством - свалкой для других. Поэтому я думаю, что здесь вопрос нужно в первую очередь рассматривать вопрос по топливу. И правительство сказало, что оно не будет трогать старые автомобили.

Ведущий:

Если позволите, я бы хотел немножко подробнее говорить по поводу общего количества этих выбросов. Сегодня министр доложил, и вы сейчас процитировали, что у нас идет снижение выбросов в атмосферу на 8%, в воду на 7%. Насколько мне известно, это результат работы экологического кодекса. Но вопрос вот в чем: опять же не результат ли это так скажем предвзятого отношения, сейчас все строится, все вот эти данные идут непосредственно от предприятий, от недропользователей. То есть они предоставляют данные, а потом министерство делает отчеты. Не результат ли это вот такого предвзятого отношения к данным? То есть они занизили, где-то скрыли, где-то не показали. Вот вам хорошая цифра, снижения на 8%.

Гость:

Я не могу сказать, что этого нет. Конечно, одна из задач, это независимый мониторинг и этим занимается и министерство, и в тех планах министерства есть мониторинг независимого мониторинга, который обеспечил истинную картину и соответствии с Орхуской конвенцией мы должны общественность знакомить со всем. Это уже около 6 лет. Вместе с тем вопрос поставлен верно, что это действительно должно быть. И министр в своем ответе сказал, что да. Начинает вводиться с тем, чтобы действительно можно и на большом экране посмотреть, какая положение в экологии. Какие выбросы, какие загрязнения, что делается в том или ином городе, или в той или иной области. Сегодня в некоторых городах министерство уже и лаборатории, которые были, привели в порядок и новые открывают лаборатории. Но это все очень серьезный вопрос. И над этим работают.

Ведущий:

Давайте послушаем нашего телезрителя.

Телезритель:

Добрый вечер! Кузнецов из Алматы. Вот сейчас у Алматы находят 3 ТЭЦ, которая уже своими отвалами и золой весь город грязью обнесла. И сейчас аналогичную ТЭЦ хотят построить на Балхаше. А это ТЭЦ будет работать десятилетиями. Десятилетиями будет идти грязь. Как вы на это смотрите?

Гость:

Сегодня был задан вопрос - каким образом министерство осуществляет контроль за проектами. И министр в своем ответе как раз затронул вопрос о том, что сегодня тот проект, который планируется осуществить и внедрить около Балхаша, проходит экспертизу в министерстве охраны окружающей среды. И министр сказал о том, что задача стоит, чтобы это была безотходная технология, как в передовых странах. Там будут уголь сжигать, но в передовых странах есть продолжения этой технологии. То есть эти золоотвалы идут на переработку, могут на дороги, могут идти на цементные заводы. Они должны быть включены в дальнейший процесс, чтобы не было загрязнения окружающей среды. Безусловно, это очень серьезная тоже постановка вопроса, потому что те угли, на которых работать будет Балхашская ТЭЦ, очень зольные.

Ведущий:

Здесь я могу сказать спасибо, потому экологический кодекс, который вы писали, там предусмотрено, что оценка воздействия при каждом проекте любое производство должны быть и точка. Вот несколько вопросов, которые поступили по электронной почте. Есть конкретные проекты по утилизации серы как отхода нефти добычи. И второй вопрос. Будут строиться заводы по изготовлению бензина высокого качества?

Гость:

Действительно вопрос серы очень серьезно, там около 9 млн. тонн. «Тенгизшевройл» в прошлом году заплатили 37 млрд. и сегодня министр в своем выступлении сказал, что опять постановка вопроса в связи с тем, что именно по отходам, а именно по сере вопрос должным образом не ведется, опять министерство выдвигает санкции, новой иск о более крупных штрафах. Это не выход. Но тем не менее я должен сказать, что сегодня мы все знаем, что там идет большое строительство, вот именно которое позволит эту серу безусловно продавать, надо не допускать увеличения этого. Для этой цели там строится перерабатывающее производство, которое позволит в дальнейшем не увеличивать эту серу. Сегодня я думаю, что ищут пути решения - каким образом резко уменьшить вот эти отходы серы. Пока сдвигов мало. Если говорить о бензине высокого качества, то есть Евро-2, я сказал 2009 год. Евро-3 - это 2010 год. Евро-4 это 2011,2012 год. То есть это мировые стандарты. Вот для этой цели нужно провести большую реконструкцию, у нас не один завод сегодня это обеспечить.

Ведущий:

Есть у нас вопрос. Давайте послушаем телезрителя.

Телезритель:

Добрый вечер! У меня два вопроса. Первый вопрос связан с общественным мониторингом. Я вот обучался в Кингерском университете, изучал вот этот вопрос, как занимается этим вопросам правительство Великобритании. Например, там выделяются деньги где-то там в рамках общественного лота для общественных организаций или бюджета. Т.е. почему у нас такая практика не ведется? Например, государство выделяет через лот Министерство культуры информации или экологическое министерство. И общественные организации проводят такой мониторинг. Почему у нас такого нет? Второй вопрос. Вот Казахстан собирается подписать Киотский протокол, в принципе там существует много критики. Насколько это выгодно Казахстану, как вы думаете?

Гость:

По первому вопросу я уже в начале своей беседы сказал о том, что министерство выделяет серьезные средства для того, чтобы проводился мониторинг. И для того чтобы общественность этой неправительственной организации была подключена, и пилотные проекты уже сегодня есть, я знаком с этим, потому что в Темиртау крупнейшее предприятие «Арселор Миттал» в качестве наработок в включило свои план мероприятий. Вообще в принципе не было и газоотчистки конвертерного цеха Темиртау. А это 120 млн., но сегодня после экологического кодекса, после определенной большой работы я должен сказать - молодцы. Теперь что касается второго вопроса. Киотский протокол Россия подписала, США не подписали. И даже не рассматривают. Мы проводили общественные слушания по этому вопросу. Казахстан готов к подписанию Киотского протокола. Все те моменты, которые там обозначены, Казахстану под силу решить. У нас как раз мы можем торговать квотами. Я думаю, что Казахстан скоро подпишет Киотский протокол.

Ведущий:

Вот один вопрос. От Алексея. Тема борьбы с загрязнением такая же вещь, как и борьба с коррупцией. Можно ли узнать - в Казахстане сколько выбросов идет в год по сравнению с другими странами в количестве на одного человека, и на один квадратный км. ? Честно говоря, в Японии экологическая обстановка намного хуже нашей.

Гость:

Во-первых, в этом году я уже сказал - на одного человека это около 200 кг. 3 млн. с лишним у нас было до этого. 2 млн. 900 в этом году. Хотя я должен сказать, что в 2000 году было 163 кг. То есть увеличение есть. Это действительно серьезные загрязнения, и здесь есть над чем работать. И министерство сегодня выдавая разрешения на миссию, или выдавая комплексное разрешение, а мы знаем, что сегодня 2 вида разрешения в соответствии с экологическим кодексом. О Японии нужно сказать так. 80 лет средняя продолжительность жизни в Японии, 65,9 у нас сегодня. Мы ставим задачу к 2024 году всего 73 года. Поэтому говорить о больших выбросах в Японии, о том что мы загоним - нет, мы не загоним.

Ведущий:

Спасибо большое, что пришли. Мы говорили сегодня об экологии. И в студии был Владимир Нехорошев - депутат Мажилиса Парламента РК. Спасибо вам. До встречи.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии