Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Дорожная карта» казахстанской геополитики

Фото : 10 мая 2008, 18:50

Звездой казахстанского медиафорума, прошедшего вАлматы вконце апреля, стал Збигнев Бжезинский -американец польского происхождения, самый прославленный геополитик современности. Этот мощный 80−летний старик досих пор заставляет своих оппонентов брызгать отзлости слюной, яростно споря сним. Ноникто изоппонентов неможет сравниться сним посиле воздействия наширокую аудиторию.

Всвоем, пожалуй, самом знаменитом труде «Великая шахматная доска» титан мысли иодин изапологетов современного американского империализма напророчил Казахстану неслишком радужное будущее. Этническая разнородность населения страны позволила ему отнести Казахстан кстранам «евразийских Балкан» -потенциальному «котлу этнических противоречий». Правда, при этом онотметил, что президент Нурсултан Назарбаев выбрал «умеренный ипрагматичный вариант евразийства», лишенный мистического содержания имиссионерских устремлений, характерных для многих российских евразийцев.

Собственно отевразийства нам никуда недеться. Оно -наша судьба исторически игеополитически. Умеренный жеипрагматичный его характер диктуется трезвым взглядом наэкономико-географический статус Казахстана. Сначала продолжающейся досих пор эпохи расцвета морской торговли страны, далекие отморских путей, оказались наобочине мирового исторического процесса. Сырьевой характер национальной экономики при достаточно умеренных, вмировых масштабах, ресурсах, непозволяет надеяться нато, что наша страна вобозримом будущем сможет диктовать другим странам свою политическую волю, используя, как наши соседи поконтиненту, экономический шантаж. Про военное влияние даже говорить неприходится. Вот истарик Бжезинский всвоем труде уверенно исключил Казахстан изчисла геополитических центров (по крайней мере «на данном этапе»).

Ноэто жегеографическое евразийство, задвинувшее среднеазиатские государства на«внутреннюю обочину» мировой политики, способно стать основой для формирования новой модели экономических иполитических взаимоотношений Казахстана состранами Евразийского континента. Сегодня развитие средств транспорта иинфраструктуры впервые современ средневековья дает возможность сделать наземные перевозки конкурентными перевозкам поморю. Океанические трассы перестают справляться совсе возрастающей нагрузкой, грузовые корабли так иненаучились передвигаться соскоростью грузовых автомобилей ижелезнодорожных составов. Построить пару логистических центров иподвести кним рельсы намного проще идешевле, чем соорудить новый терминал впорту. Даеще инекаждый порт подойдет для крупного терминала. Разумеется, нестоит ждать, что автомобильные компании ижелезнодорожники «убьют» бизнес морских транспортных компаний, ното, что они будут перетягивать насебя все большую долю прироста грузопотоков вмировом масштабе, -более чем вероятно.

Поэтому скаждым годом все интереснее выглядят проекты трансконтинентальных транспортных коридоров, которым должно пересечь Евразию. Самые оптимальные маршруты -что свостока назапад, что ссевера наюг-пролегают через Казахстан. Прямой путь через центр всегда короче кружного.

Роль узлового центра натранспортных артериях сулит Казахстану головокружительные перспективы, втом числе вгеополитическом плане. Вистории много примеров того, как обретение контроля над грузовыми магистралями приводило красцвету государств, аихутрата -купадку. Появление государств крестоносцев вПалестине ивозникновение устойчивой торговли между арабами иевропейцами, которую обеспечивали североитальянские города, привело кперемещению центров экономической жизни Европы вГеную иВенецию. Последняя особенно выиграла, получив контроль над торговыми путями через Босфор после завоевания крестоносцами Константинополя. Правда, перемещение основных транспортных магистралей вокеаны после открытия морских путей вАмерику иИндию привело кихупадку. Можно вспомнить иболее близкую нам историю подъема ипадения государств, лежавших наШелковом пути.

Столетия сменяются, ноконтроль над транспортом по-прежнему остается важнейшим геополитическим фактором. Незря евразийцы российского розлива столь много размышляли обисторической миссии России как связующего звена между Востоком иЗападом. России так инеудалось стать подобным мостиком -скорее, эту функцию исторически взяла насебя Византия, апотом -оттоманская Порта. Акмоменту появления евразийцев Запад иВосток давно уже сошлись без посредников, наведя мосты поморю -как торговые, так икультурные. ВXXIвеке Казахстану выпадает шанс стать если немостом, тоключевым звеном нового моста, сухопутного. Неупустить быего.

Ахеджированием рисков изменения транспортных схем вотдаленном будущем (сиречь диверсификацией сферы производства) пусть займутся металлурги имашиностроители. Время уних есть.

Редакционная статья


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии