Горячие новости
Читайте также

Аудит с пристрастием. В Казахстане отсутствуют методы оценки госпрограмм

Фото : 13 мая 2008, 10:07
Аким г


В февральском послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев сделал особый акцент на реализации соцпрограмм и ввел новое понятие - «аудит с пристрастием». Это значит, что государством должны быть разработаны по-настоящему действенные механизмы эффективного исполнения бюджета. Ежегодно в нашей стране принимается несколько сотен государственных и региональных отраслевых программ. Под их реализацию выделяются миллиарды тенге. Только вот в конце года выясняется, что львиная доля этих средств оказывается недоосвоенной. То есть до конкретного выполнения некоторых, быть может, даже нужных проектов у чиновников просто не доходят руки. Проблема состояния и распределения финансов в каждой конкретной отрасли явно требует пристального внимания. «Литер» намерен провести свой аудит эффективности госпрограмм и расходования бюджетных средств.

Не так давно глава государства потребовал ввести «аудит с пристрастием» в отношении использования бюджетных средств. Причем речь шла отнюдь не о нецелевых тратах в виде уже набивших оскомину чартерных рейсов первых руководителей государственных органов или организации ими роскошных чествований и празднований. Нецелевые траты нынче уже не то чтобы «не модны», а, скорее, просто чреваты последствиями. Ведь если еще пару-тройку лет тому назад все ограничивалось констатацией неприглядных фактов в отчетах Счетного комитета и сдержанным покаянием проштрафившихся начальников, то теперь и партбилет можно на стол положить. А там уже и до тюремных нар недалеко.

Нет, Нурсултан Назарбаев имел в виду несколько другое, а именно - понять наконец, что должен представлять из себя главный финансовый документ страны, разработать по-настоящему действенные механизмы его эффективного исполнения и, самое главное, четко определить ту грань между наполнением и расходованием средств, которая позволит распоряжаться деньгами, поступающими от налогоплательщиков, с максимальной пользой.

Забегая чуть вперед, приведу только один пример: в прошлом году Министерство здравоохранения РК недоосвоило три миллиарда выделенных ему тенге. То есть часть запланированных программ в области улучшения качества медицинских услуг попросту осталась нереализованной в должном объеме, а часть вообще осталась только на бумаге. Да и годовой рост инфляции без малого в девять процентов тоже со счетов сбрасывать не надо. Так что часть недоосвоенных средств уже можно смело признать «ушедшими в песок». Обидно? Бесспорно. И судя по всему, министру здравоохранения Анатолию Дерновому тоже обидно, иначе не распекал бы он с таким жаром своих подчиненных. Да только вот и предыдущие министры тоже не молчали, а недоосвоение было и продолжается.

Общие цифры недоосвоений по стране впечатляют еще больше: в среднем ежегодно нереализованными остаются примерно 60-65 миллиардов тенге. В лидерах традиционно числятся Министерство труда и социальной защиты, уже упомянутый Минздрав, Министерство образования… И это при декларируемой с самых высоких трибун «социальной ориентированности» главного финансового документа государства. В чем же дело? Если опустить обывательское «деньги им, видать, девать некуда», то на авансцену, очевидно, выходит проблема отсутствия государственного планирования расходной части казны. В изначальном варианте бюджета РК текущего года расходы составляли 2 триллиона 905 миллиардов тенге и увеличивались по сравнению с прошлым годом на 520 миллиардов тенге (в процентном выражении - на 23 процента). Что же до отраслей, то расходы на социальную сферу составляли 32,7 процента от общей части, развитие системы образования - 27,8 процента, здравоохранение - 19,2 процента, жилищно-коммунальное хозяйство - 11,9 процента, культуру и спорт - 6,5 процента. Остальное доставалось аграрникам и индустриально-промышленному сектору. Даже с поправкой на коэффициент инфляции можно было бы теоретически сделать вывод, что все упомянутые отрасли получат существенный материальный стимул к развитию, а работающие в них граждане начнут «жить лучше, жить веселее». До сего дня, правда, особого оптимизма социальное положение бюджетников не вызывало, да и реализация ежегодных планов также оставляла желать лучшего.

Вот цитата из одного правительственного документа: «В настоящее время в Республике Казахстан принято более 100 государственных, отраслевых программ и более 350 региональных. К сожалению, при их разработке не в полной мере учитывались стратегические задачи и цели развития страны. Ожидаемые результаты многих отраслевых программ были сформулированы без четких критериев и индикаторов оценки их достижения. Еще одной проблемой бюджетных программ является то, что из-за отсутствия индикаторов их результативности невозможно качественно контролировать эффективное исполнение. Кроме того, отдельные программы дублируют друг друга…» То есть, говоря проще, ежегодно каждое ведомство исправно плодило целый сонм программ (иначе говоря, долгосрочных обязательств), успешно защищало их «наверху», выбивало из казны немалые средства под их реализацию, а потом начиналась пробуксовка. Или программа оказывалась чересчур мудреной, или исполнители бестолковыми, или еще что, но факт оставался фактом - деньги, возможно, остро необходимые на других участках работы (да элементарно способные идти на увеличение зарплат и премий сотрудникам), либо бездарно кисли на ведомственных счетах, либо, что еще хуже, списывались в авральном режиме на что угодно, лишь бы это хоть немного соответствовало профилю того или иного ведомства.

В следующем году в стране начинается эксперимент с трехлетним бюджетным планированием. Многие экономисты видят в этом единственное спасение от устоявшейся практики неэффективного расходования госказны. Однако стоит прислушаться и к мнению скептиков, резонно отмечающих, что ежегодный бюджет раза три в году проходит так называемую процедуру «уточнения» (как правило, сопровождающуюся секвестрованием), и если Министерство финансов не в состоянии изначально заложить в нем все риски и просчитать изменения ситуации, то о чем говорить в грядущей «трехлетке»? Вот и последняя «антикризисная» корректировка бюджета на 84 миллиарда тенге (а это 700 миллионов долларов США) неминуемо затронет ряд бюджетных программ. Каких именно, пока неизвестно. Вроде бы не социальных (хотя опыт предыдущих лет доказывал прямо противоположное), каких-то других, но в любом случае нужных для полноценного функционирования экономики, иначе зачем они вообще принимались? Заодно не совсем ясно, когда корректировки поступят для обсуждения их парламентариями. Ну и наконец, так и осталось «за кадром» - почему правительство предполагает резкое уменьшение доходной части (общие ссылки на якобы грядущий спад импорта и, соответственно, снижение налоговых поступлений по большему счету неубедительны, особенно на фоне бодрых рапортов об успешном преодолении первого этапа кризиса). А значит, пока каждое ведомство предпочтет ожидать конкретных указаний в свой адрес и не будет предпринимать активных шагов в реализации своих программ - по принципу «а вдруг завтра их вообще отменят?». Вот и получается замкнутый круг, который неизбежно приведет к очередному витку недоосвоения выделенных денег…

Вообще, возвращаясь к теме эффективного исполнения бюджета, можно выявить и еще один парадокс: согласно статье 12 закона РК «О государственных секретах», сведения о расходах республиканского бюджета рекомендовано раскрывать лишь в виде обобщенных показателей. То есть целый ряд постатейных сведений попадает в разряд «кино не для всех». И при этом из года в год заявляется о необходимости обеспечения максимальной прозрачности расходования денег налогоплательщиков во избежание нарушений бюджетной дисциплины. В итоге даже Счетный комитет по исполнению республиканского бюджета вынужден признать, что данные от того или иного ведомства приходится буквально «выбивать», что существенно сказывается на оперативном реагировании и устранении допущенных чиновничьих перекосов. Так что проблема состояния и распределения выделенных средств в каждой конкретной отрасли и реального администрирования утвержденных программ явно требует отдельного разговора. Тут-то, возможно, и не обойдется без того самого «аудита с пристрастием», которого потребовал от своих подчиненных президент Назарбаев и к освещению которого намерена вплотную подключиться газета «Литер». Иначе следующий виток мирового кризиса (а он, как известно, ожидается на этот раз продовольственным), по уже нехорошей традиции, опять застанет многих отечественных финансистов врасплох. И тут уже будет не до деталей администрирования…

Евгений КОСЕНКО, Алматы

Серик Оспанов, депутат мажилиса парламента РК, член комитета по финансам и бюджету:

- Если бы мы знали ответ на этот вопрос, то давно уже решили бы проблему. Я думаю, что это какие-то бюрократические проволочки. Я был руководителем рабочей группы по отчету за бюджет 2006 года, тогда меня самого поражали колоссальные суммы, оставшиеся из-за неэффективного освоения. Я возмущался и предлагал ужесточить наказание за это, и многие меры были прописаны в Бюджетном кодексе. Другое дело, что на практике не все они реализовались. Но ответственность в любом случае была ужесточена. Однако до сих пор здесь главную роль играет человеческий фактор. Каждый чиновник на каждом уровне должен за что-то конкретно отвечать и точно знать, что за плохо выполненную работу, в том числе и по освоению бюджета, последует наказание.

Нурлан Сейтжапаров, председатель Южно-Казахстанского облфилиала ОСДП:

- Это же как дважды два! Бездарность и воровство! Что же еще может мешать? Вот две вещи, которые мешают нашим министерствам осваивать миллионы тенге, выделенные из бюджета. Кадровыми перестановками делу не поможешь. Ведь менять людей - это все равно что тасовать колоду карт, в конечном итоге ничего от этого не изменится.

Дос Кошим, председатель общественного объединения «Улт тагдыры»:

- По моему мнению, только коррупция может быть этому помехой. Когда проходят тендеры, все чиновники ищут своих людей, а когда их нет, создают подставные фирмы, договариваются с какими-то компаниями. На эту ненужную работу уходит очень много времени. Мне кажется, многие руководители государственных структур только этим и занимаются. Вот она - самая главная причина. А так рабочие руки у нас есть, так называемый фронт работ - есть, правительство деньги дает, а значит, ничто не должно мешать осваивать бюджет эффективно.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии