Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Негоже крупному бизнесу «мелочиться»

Фото : 13 мая 2008, 11:50

Госкорпорации должны создаваться в исключительных случаях и на определенный срок, а контролировать их должен орган статусом не ниже Счетной палаты. Такое мнение высказал в интервью «&» председатель Комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский.

- Виктор Семенович, начнем с самой актуальной для всего мира проблемы - финансового кризиса. В своем выступлении на VII Евразийском медиафоруме вы подчеркнули «вклад» прессы, усердно «разрекламировавшей» это явление...

- Безусловно, в раздувании масштабов финансового кризиса и создании паники СМИ сыграли не последнюю роль. Между тем для России и Казахстана проблема кризиса стоит не так остро. Наши страны богаты полезными ископаемыми, цены на них растут, и деньги от продаж позволяют смягчить последствия кризиса. Конечно, постоянная надежда на природные богатства не является положительным моментом, но благодаря запасам сырья мы переносим тяжелые времена легче, нежели страны, делающие ставку на интеллектуальный потенциал.

- В последние годы стало модным создание госкорпораций. Эта тенденция характерна как для России, так и для Казахстана. Как вы считаете, насколько госкорпорации способствуют развитию экономики?

- Моя позиция прямо противоположна той, что официально озвучивается в России. Я считаю, что госкорпорации - это правовые суррогаты. Проблемы, решаемые ими, можно решить иначе - например, наделив специальными полномочиями экспортные организации. Скажем, Экспортно-импортному агентству РФ можно было бы придать функции банка развития.

Впрочем, создание госкорпораций оправдано в тех случаях, когда необходимо объединить усилия и добиться результата за короткий срок. Пример: корпорация для организации Олимпиады в Сочи. Возможно, оправдано создание корпорации нанотехнологий, по этому пути в свое время пошла Южная Корея. Но меня не устраивает то, что в последнее время госкорпорации начинают покушаться на такие отрасли, как, например, почта. Для меня стало неприятной неожиданностью, когда в уставе госкорпораций я обнаружил возможность заниматься коммерческой деятельностью, хотя в том же уставе прописано, что корпорация создается не с целью извлечения прибыли. Возникает вопрос: если цель - не прибыль, зачем тогда право на коммерцию?

Наглядный пример развития страны через отраслевые госкорпорации - Южная Корея. Итогом тамошней политики создания бесконтрольных госкорпораций стало обвинение в коррупции и возбуждение уголовных дел на двух президентов. Мы (депутаты Госдумы. - «&») пытаемся добиться того, чтобы в России госкорпорации создавались в исключительных случаях и на определенный срок. Чтобы предотвратить стихийное расширение полномочий госкорпораций, их деятельность должна жестко контролироваться, причем орган контроля по статусу должен быть не ниже Счетной палаты. Мне кажется, в казахстанской системе создания госкорпораций логики больше. Ведь у вас нет закона, запрещающего разукрупнение и приватизацию той же железной дороги или, к примеру, почты.

- Как же разграничить сферы деятельности МСБ и госкорпораций, дабы последние не задавили конкурентный бизнес?

- Если говорить о материальном производстве, то МСБ должен обеспечивать комплектующие, а крупный бизнес - сборку, бренд, контроль над производством. Большая ошибка, когда крупный бизнес начинает «мелочиться». Мы это уже проходили в Советском Союзе, когда одно предприятие производило все - от гвоздя до космического корабля.

- «Казына» хочет создать единого для Казахстана поставщика фармацевтической продукции. Насколько целесообразна, по-вашему, монополизация такого конкурентного рынка, как рынок медпрепаратов?

- Я не знаю, чем обусловлено желание «Казыны» зайти на фармацевтический рынок, который, безусловно, является конкурентным. Скорее всего, намерения нацелены на повышение качества лекарств, ведь и у вас, и у нас существует проблема подделок. Но почему рынок кишит фальшивыми лекарствами? Потому что нет надлежащего контроля. И государству следует предпринять шаги именно в этом направлении, а не пытаться монополизировать рынок. От появления монополиста стоимость лекарств не снизится, поскольку госкорпорации, как мы уже говорили, создаются не для извлечения прибыли, следовательно, они вольны в расходах. В этом случае доля расходов в структуре себестоимости окажется выше, что вообще характерно для госэкономики. Сравните, например, два магазина - дореволюционный и советский. Помещение частника было одновременно и торговым, и складским, и своеобразным офисом. В магазинах же, построенных в советский период, кабинеты директора, бухгалтера и прочих руководителей занимали огромную часть от основного помещения, что снижало эффективность торгового объекта в целом. Почему их так строили? Да потому что не было хозяина. Отсутствие конкуренции влечет за собой массу негативных последствий, начиная от отсутствия выбора и заканчивая плохим качеством.

- Наша страна стоит на пороге вступления в ВТО. Власть рвется в эту организацию, производители же высказываются против, аргументируя это своей неготовностью конкурировать с импортом. А каковы настроения в России?

- У нас более-менее трезвое отношение к вступлению в ВТО сложилось именно на нынешнем этапе. В экспертном сообществе давно идет обсуждение создания новой глобальной торговой организации. Как известно, ВТО пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле. На мой взгляд, пройдет 3-5 лет, и ВТО в своем нынешнем виде рухнет, если не успеет переформатироваться в объединение с более продуманной технологией вступления и членства. Странно ведь, когда членом всемирной организации является, например, Куба, но в то же время в нее не входит такая страна, как Россия. ВТО - это механизм договоренностей о мировой торговле, по крайней мере, таковой она задумывалась изначально. А сегодня многие механизмы ВТО создают препятствия для естественного развития самой организации. К примеру, Польша, едва вступив в ВТО, выставила свои условия России, используя право вето. То же самое проделала Грузия, причем претензии этих стран зачастую совершенно необоснованны. Этому способствует отсутствие четких механизмов вступления в организацию, исключения из нее и наказания за неисполнение торговых соглашений.

Что касается отечественных производителей, то, естественно, им трудно конкурировать с мировыми игроками, так как на стороне последних многолетний опыт, автоматизация технологий, звучные бренды и многое другое. Наши производители зачастую не могут похвастать и десятилетним опытом. Обычно при вступлении в ВТО страна договаривается о переходном, акклиматизационном периоде. Чаще всего именно условия этого периода являются камнем преткновения при переговорах. Национальному бизнесу нужно дать время для того, чтобы он встал на ноги. Но, говоря о производителях, нельзя забывать о потребителях. Здесь не должно быть никаких перегибов, так как если создавать условия лишь для отечественных производителей, в конечном итоге это негативно скажется на доступе потребителей к товарам.

Неправильно входить в ВТО мгновенно, не выторговав для себя определенных смягчающих условий. Но также неправильно вообще отказаться от вступления в ВТО. Компаниям можно дать, к примеру, 5 лет, и за этот срок они должны улучшить качество продукции настолько, чтобы реально конкурировать с западными игроками. Не успеешь - и иностранцы вытеснят тебя с твоего же рынка. На данном этапе и у казахстанских, и у российских компаний есть возможность развивать современные способы производства.

- Казахстан - огромная страна с огромным транзитным потенциалом. Но, по словам экспертов, международные перевозчики стараются обогнуть нашу территорию из-за постоянно растущих ж/д тарифов. Насколько оправдана политика постоянного повышения тарифов?

- Железная дорога - это в первую очередь инфраструктурный объект, поэтому полноценное установление рыночных тарифов здесь невозможно. Я считаю, что сегодня и России, и Казахстану выгоднее было бы способствовать развитию инфраструктурной отрасли, снижая для нее налоговую ставку, но при условии, что образовавшийся инвестиционный потенциал будет контролироваться государством. Транспортная отрасль стратегически важна не только с точки зрения транзита, но и для внутренних перевозок грузов. Тарифными ставками, как и налоговыми, можно депрессировать целый регион, а можно и создать оптимальные условия для развития. К примеру, снижением налогов для конкретного участка железной дороги можно добиться интенсивного роста перевозок в отдельном районе в силу того, что доставка и вывоз товаров в этом направлении будут обходиться дешевле. К великому сожалению, в постсоветских государствах эти регуляторы используются неразумно.

- В связи с мировым кризисом цены на недвижимость в Казахстане резко упали, по некоторым данным - на 60%. В России же жилье дорожает. Почему?

- Ситуацию на российском рынке недвижимости никак нельзя назвать хорошей. С одной стороны, у нас наблюдается кризис ликвидности, связанный с большим количеством выданных потребительских кредитов. С другой - имеет место и избыток ликвидности, в первую очередь благодаря средствам, вырученным от экспорта энергоносителей. Ситуация, как видите, довольно противоречива. Много денег сейчас сосредоточено в руках у населения. Отсутствие нормальных финансовых инструментов и достаточно примитивная политика регулирования Центробанка побуждают людей использовать недвижимость не для проживания, а для инвестирования средств. Это является одним из основных факторов, влияющих на рост цен.

- А каковы другие факторы?

- Во-первых, это отчисления на инфраструктуру. Подчас для того чтобы построить дом, бизнес должен отдать муниципалитету чуть ли не половину его стоимости. В регионах эта цифра достигает 10-12% от стоимости дома, а в Москве - 40-50%. Второй фактор - неразвитость института аренды. Где-нибудь в Нью-Йорке вы, будучи арендодателем, практически не сможете выгнать арендатора, если тот является добросовестным. В России же, как и в Казахстане, сделать это очень легко. В силу данного обстоятельства многие хотят приобрести недвижимость именно в собственность, но никак не в аренду. В развитых странах считается нормальным, когда молодой человек арендует квартиру сначала в непрестижном районе, затем по мере повышения своего благосостояния переселяется на условиях все той же аренды в более респектабельный район, и так до тех пор, пока не приобретет жилье в собственность. Третья причина - промышленные предприятия, обволакивающие города. Они тормозят новое строительство, поскольку занимают наиболее перспективные для застройки участки в городе и пригороде. Эта проблема - наследие советских времен, она характерна практически для всех крупных городов СНГ.

Все эти факторы роста побуждают население приобретать недвижимость в тех городах, где цены на нее растут наиболее интенсивно. Например, какой-нибудь нефтяник из Тюмени постарается купить как можно больше квартир в Москве, хотя он не будет жить в них сам, они будут пустовать. По разным оценкам, доля пустующих квартир в Москве составляет от 20% до 30%. Естественно, самому городу рост цен на недвижимость выгоден, так как это дополнительные инвестиции в его развитие. Однако на стране удорожание жилья в крупных городах сказывается негативно.

Дамир Мухаметов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии