Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Регулятор быстрого реагирования

Фото : 13 мая 2008, 11:57

Агентство по финансовому надзору (АФН) полно решимости довести до конца разработку системы оперативного реагирования на угрозы в финансовом секторе. Заместитель председателя АФН Куат Кожахметов в интервью «&» подчеркнул, что, разрабатывая эти меры, регулятор открыт для диалога с банками.

- Куат Бакирович, разработанный АФН законопроект, направленный на повышение устойчивости финансовой системы, предусматривает серьезное расширение полномочий регулятора. Как вы считаете, какой эффект принесет принятие этого закона?

- Конечно, ожидаем, что эффект должен быть весьма положительным, ведь мы разрабатываем механизмы системного и оперативного реагирования на современные угрозы. Цель всех этих действий - дальнейшее развитие устойчивого финансового сектора страны. Для этого мы усиливаем ответственность крупных участников и руководящих работников финансовых организаций, расширяем основания для проведения аудиторских проверок в финучреждениях. Кроме того, на случай ухудшения финансового положения субъектов нашего сектора расширены компетенции уполномоченного органа, чтобы вовремя принять оперативные меры. А для чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в финансовом секторе, разработана специальная система мер быстрого реагирования.

- Расскажите подробнее о том, какие полномочия появятся у представителей АФН, работающих в банках?

- По новому законодательству главная задача представителей АФН - анализ финансового состояния банков в режиме постоянного доступа, а также контроль за соблюдением ими нормативных правовых актов, в контексте формирования эффективной системы корпоративного управления в банках. Для этого представителю АФН будет предоставлена возможность вносить предложения по проверке деятельности финансовых институтов, присутствовать в качестве наблюдателя на заседаниях правления, совета директоров, постоянных или временных комиссий, рабочих групп банка, на общем собрании акционеров банка. Представитель АФН имеет право запросить у учреждения и его должностных лиц в устной и письменной форме сведения и документы, в том числе по финансовой отчетности и материалы заседаний органов банка, а также объяснения ответственных и компетентных его работников. Вместе с тем представитель АФН будет иметь доступ к автоматизированным системам и базам данных.

- Не секрет, что многие инициативы АФН встречают сопротивление со стороны банкиров. Какие именно предложения встретили наибольшее неприятие со стороны БВУ?

- Один из самых острых вопросов, вызвавших бурное обсуждение в банковском сообществе, - это внесение изменений в Уголовный кодекс. В статью 216 часть I вводится положение о доведении финансовой компании до неплатежеспособности и (или) до банкротства, согласно которому крупные акционеры и руководители банка несут за эти действия уголовную ответственность. Не менее жаркие споры были и по мерам раннего реагирования по банкам и страховым организациям. Однако самой обсуждаемой и острой темой стало решение о внесении статьи о приобретении объявленных акций банка правительством. И это несмотря на то, что мы неоднократно подчеркивали, что к этой статье будем прибегать только в случае ухудшения финансового состояния банка. Это необходимо, чтобы не допустить повторения ситуации, как, например, с Валют-Транзит Банком. Все эти вопросы дорабатываются, и участники рынка могут внести свои замечания.

- На совещании у премьер-министра в середине апреля этого года АФН и Нацбанку в недельный срок поручили проработать вопросы внедрения исламского банкинга. Что уже сделано в этом направлении?

- АФН был разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования». Весь пакет изменений сейчас находится на обсуждении в заинтересованных государственных органах и будет направлен в Ассоциацию финансистов. Особенность исламского банкинга заключается в отсутствии процентов при выдаче займов. Доход инвестора складывается несколько иным образом. Для того чтобы внедрить подобную практику, необходимо тщательно подойти к этому вопросу. Исламский банкинг дополнит финансовую систему страны. В данном случае казахстанцы смогут выбирать, в какой банк им обращаться - в традиционный с процентами вознаграждения за кредиты и депозиты или выбрать исламский банкинг, основанный на добровольном определении доли инвестора с будущей прибыли. Исламский банкинг в некотором роде схож с инвестиционным банкингом.

- Насколько, на ваш взгляд, критично снижение темпов роста активов и кредитного портфеля банков? Разделяете ли вы точку зрения агентства Fitch, которое выразило озабоченность качеством активов казахстанских банков?

- Несмотря на влияние американского кризиса на глобальный финансовый рынок, во втором полугодии 2007 года, а также в первом квартале 2008-го сохранялась положительная динамика развития банковской системы республики и были отмечены лишь незначительные отрицательные колебания некоторых показателей банковского сектора. Приведу несколько цифр: на 1 апреля этого года общий ссудный портфель банков в объеме активов составил 75%. За прошлый год увеличение совокупного кредитного портфеля было на уровне 48%. Согласно рекомендациям МВФ адекватным темпом роста кредитного портфеля считается уровень, не превышающий 15%. И тенденция снижения динамики роста ссудного портфеля во втором полугодии 2007 года свидетельствует как раз об улучшении качества кредитного портфеля. На переоценке рисков сказался и глобальный кризис ликвидности, что привело к проблемам с рефинансированием. К тому же АФН достаточно консервативно подходит к классификации ссудного портфеля и формированию провизий, что позволяет банкам избегать больших потерь. Размер сформированных спецпровизий по ссудному портфелю на 1 апреля этого года составляет 615 млрд. тенге, или 6,9%. На начало года этот показатель был равен 5,9%. В то время как на 1 января 2007 года сумма провизий составляла 4,98%. Как видите, банки формируют достаточный объем провизий в соответствии со сложившимся качеством ссудного портфеля. Мы, безусловно, озабочены снижением качества активов, в том числе ссудного портфеля банков. Но, так же как и Fitch, отмечаем наличие значительного запаса прочности фининститутов по покрытию возможных убытков от кредитной деятельности.

- За первый квартал на финансовом рынке Казахстана появились новые зарубежные игроки. Есть ли вероятность усиления иностранного влияния на БВУ в дальнейшем и каковы последствия такой тенденции?

- Интерес зарубежных инвесторов к банковскому сектору страны постепенно растет. За последние три года некоторые зарубежные финансовые учреждения приобрели несколько казахстанских банков. Учитывая предстоящее вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, есть основания полагать, что эти процессы будут продолжаться. Кроме того, по Концепции развития финансового сектора на 2007-2011 годы предусмотрена дальнейшая либерализация доступа иностранных банков на казахстанский рынок. Подобная политика «открытых дверей» должна создать благоприятные условия для притока прямых иностранных инвестиций. Другим ожиданием является увеличение уровня конкуренции, что должно стимулировать повышение эффективности ведения бизнеса. Ну и, конечно, с приходом иностранных банков мы ждем новых технологий, что позволит еще больше укрепить общее институциональное строение нашего финансового сектора. Другим немаловажным фактором прихода иностранных банков на наш рынок является приток через них прямых иностранных инвестиций в другие отрасли экономики. Мы обращаемся к международному опыту, который показывает, что иностранные банки сыграли положительную роль в модернизации финансовых структур стран постсоветского пространства, в Восточной Европе, в восстановлении экономик стран Азии и Латинской Америки.

- Правда ли, что налоговые органы сейчас лоббируют получение постоянного доступа к информации о банковских счетах налогоплательщиков? Если да, то как к этому относится АФН?

- Этот вопрос нужно адресовать Министерству финансов. Но мы хотели бы добавить, необходимо, чтобы доступ к банковской тайне со стороны государственных органов и служащих был адекватным и оправданным. В этом вопросе АФН стоит на страже законных интересов и прав клиентов банков. Мы должны быть уверены, что исключается и не допускается повышение вероятности, повторяю - даже вероятности, недобросовестного использования информации, содержащей банковскую тайну.

Бактыгуль Бурбаева


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии