Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Результаты проверки по авиационной безопасности

Фото : 14 мая 2008, 13:47

В результате прокурорских проверок применения законодательства в деятельности аэропортов, Комитета гражданской авиации Минтранскома и РГП «Казаэронавигация» в 2007 году выявлены многочисленные нарушения требований Законов Республики Казахстан, постановлений Правительства, приказов Комитета, регламентирующих обеспечение безопасности полетов, а также выдачу разрешений на использование воздушного пространства страны.

В частности, в ходе ежегодных проверок транспортными прокурорами выявляются такие нарушения, как отсутствие периметрового ограждения аэродрома, плохое состояние взлетно-посадочных полос, отсутствие руководителя службы авиационной безопасности, не прохождение им соответствующего согласования в органах КГА и КНБ, некачественный ремонт авиатехники и т.д.

Так в АО «Международный аэропорт Астана» проверены основные службы, задействованные в жизнеобеспечении предприятия. В результате выяснилось, что служба поисково-аварийного и спасательного обеспечения полетов недостаточно укомплектована сотрудниками и аварийно-спасательным оборудованием, в аэропорту отсутствует карантинная стоянка для воздушных судов необходимая на случай посадки воздушного судна с заложниками на борту или зараженными инфекцией пассажирами.

В ходе проверок также выявлены нарушения контрольно-пропускного режима, порядка допуска посторонних лиц и автотранспортных средств на территорию аэродрома.

Кстати, аналогичные нарушения выявлены также в деятельности аэропортов гг. Астана, Алматы, Костанай и Кокшетау.

Не меньше ошеломляют итоги прокурорской проверки в деятельности аэродрома Аягоз, эксплуатантом которого является АО «Семейавиа». Выяснилось, что в нарушение Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома, Аягозский аэродром не имеет аэровокзального комплекса.

Поэтому персоналу аэропорта из трех человек для обслуживания рейсов предоставлено помещение в здании железнодорожного вокзала ст. Аягоз. При этом, договор аренды на размещение авиакассы и досмотровой комнаты не был заключен.

Разумеется, собственной противопожарной службы, а также техники и медицинского персонала для обслуживания рейса на аэродроме Аягоз у эксплуатанта не имеется.

Несоответствие аэродрома сертификационным требованиям очевидно. Так же ясно, что решение уполномоченного органа о выдаче сертификата годности аэродрома вынесено незаконно.

Прокурорами установлено что, в аэропортах республики не в полной мере обеспечивается авиационная безопасность.

Во избежание различных ЧП назначение и освобождение руководителя службы авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний производится только по согласованию с Комитетом и органами национальной безопасности.

Однако, как установлено проверкой, Комитет практически не принимает меры по исполнению данных требований законодательства.

Так, согласно протоколам комиссии по рассмотрению кандидатур для согласования на должность руководителей служб авиационной безопасности, с 2005 года и по настоящее время за согласованием обратились всего 50 авиакомпаний и аэропортов. Это притом, что в республике на сегодняшний день насчитывается 87 субъектов гражданской авиации.

Из этого следует, что в 37 организациях либо вовсе отсутствуют руководители служб авиационной безопасности, либо на таких должностях работают лица, чьи кандидатуры не были согласованы с КГА и КНБ.

Осуществление работы в должности руководителя службы без согласования является серьезным правонарушением, ставящим под угрозу авиационную и даже национальную безопасность. Однако, Комитет, как уполномоченный орган, не принимает меры по предупреждению и устранению подобных нарушений.

К примеру, в акте инспекционного обследования АО «Авиакомпания «Жезказган-эйр», составленном сотрудниками Комитета в мае прошлого года, в числе нарушений черным по белому указано, что вице-президент по авиационной безопасности авиакомпании назначен на должность без согласования с КГА и КНБ.

Однако, до конца года авиакомпания так и не подала заявку на согласование назначения, а Комитет, при наличии полномочий предоставленных КоАП РК, не применил меры административного воздействия к акционерному обществу.

Анализ состояния безопасности полетов, проведенный Комитетом с 2003 года по 2007 год показывает, что в последние годы произошло уменьшение количества авиационных инцидентов с участием воздушных судов Республики Казахстан - с 27 до 14 случаев.

Однако, в ходе проверки прокуроры доказали обратное, выявив факты укрытия авиационных инцидентов от учета.

К примеру, 13 апреля 2007 года в аэропорту Астаны самолет Як-40, принадлежащий Коммунальному государственному казенному предприятию «Авиационное подразделение ВКО», при посадке пересек кромку взлетно-посадочной полосы. Данное событие служебным расследованием классифицировано как инцидент, однако на учет оно не было поставлено.

Аналогичным образом не взяты на учет авиаинциденты, произошедшие с судном AIRBUS в апреле и октябре 2007 года в аэропортах Алматы и Атырау.

Фактически же в прошлом году с воздушными судами Республики Казахстан произошло 18 авиаинцидентов, что свидетельствует о ненадлежащем учете происшествий и об ухудшении состояния безопасности полетов по сравнению с 2006 годом (15 инцидентов).

Кроме того, в анализе Комитета не учтены как минимум 6 авиационных событий, произошедших с самолетами Казахстана на территории иностранных государств.

Например, в феврале 2007 года в зоне ответственности Управление воздушных движений аэропорта Женевы (Швейцария) произошло опасное сближение ТУ-154М, с транспортным самолетом Алжира. Данное событие Комитетом расследовано и классифицировано как авиационный инцидент.

В ходе проверки также выявлены нарушения законности при строительстве жилых и производственных зданий вблизи объектов гражданской авиации, выделении земельных участков возле аэропортов, которые создали угрозу безопасности полетов.

Так, постановлением акимата Актобе в частную собственность был предоставлен земельный участок площадью 100 тысяч кв.м. для ИЖС в непосредственной близости от городского аэродрома. Право собственности на участок было предоставлено гр. Зобенко Г.В. без разрешения Комитета. В данном случае акимат не учел того, что любое строительство на данном участке представляет угрозу безопасности полетов воздушных судов и будущих жильцов.

Другой пример: на расположенном вблизи аэропорта г.Алматы земельном участке, выделенном городскими властями индивидуальному предпринимателю, была возведена гостиница высотой 17 м. По заключению «Казаэропроекта» высота кровли здания пересекла допустимую поверхность взлета почти на полметра, а информационную - практически на 5 метров.

Согласно СНиПов «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», размещение всех объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне границ в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома подлежит согласованию.

Однако как установлено проверкой, нарушение требований этих СНиПов допущено во многих городах республики. В 10 км от контрольной точки аэродромов Алматы, Актобе, Шымкента, Атырау, Усть-Каменогорска без разрешения Комитета и без определения степени угрозы безопасности полетов построены целые населенные пункты, микрорайоны.

Проверкой установлены факты ненадлежащего исполнения постановлений Правительства Республики Казахстан.

Стоит напомнить, что постановлением Правительства от 30 июня 2006 года утверждена Программа развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан на 2006-2008 годы.

Два пункта этой Программы остались нереализованными, в том числе во вновь созданном РГП «Государственный авиационный центр» не обучено ни одного пилота, несмотря на то, что в 2006 (две тысячи шестом) году из бюджета на эти цели выделены 100 млн. тенге.

Проверкой установлены факты ненадлежащего исполнения договоров о государственных закупках.

В нарушение «Правил исполнения республиканского и местных бюджетов» Комитетом без подписания акта приема-передачи и поставки техники были подписаны счета к оплате. Так через органы Казначейства г.Астана на счет поставщика техники - ТОО «Advanced Technologies» - перечислена вся сумма по договору - 241 млн. тенге. Иными словами, деньги налогоплательщиков были уплачены за мифический товар, без каких-либо гарантирующих документов.

Кроме того, несмотря на то, что срок поставки по договору был установлен до 20 декабря 2007 года, со стороны Комитета претензии к поставщику о применении штрафных санкции в виде неустойки, предусмотренной пунктом 34 Договора, до настоящего времени не предъявлены, тогда как её сумма уже составляет 1,7 млн. тенге.

Результаты прокурорских проверок показали, что в деятельности Комитета и аэропортов республики имеются многочисленные грубые нарушения законодательства по обеспечению безопасности полетов воздушных судов, а также отсутствует системная организация контроля и надзора уполномоченного органа. также допускаются нарушения требований своих же приказов и нет четкого разграничения полномочий при выдаче разрешений на использование воздушного пространства между Комитетом и РГП «Казаэронавигация».

Причиной нарушений в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности является игнорирование акиматами требований законодательства, направленных на обеспечение безопасной работы объектов гражданской авиации.

Нарушению законодательства по обеспечению авиационной безопасности способствует также несовершенство законодательных актов в сфере гражданской авиации.

В связи с этим, Генеральной прокуратурой РК внесены представления Премьер-Министру РК К.Масимову и Председателю Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан М.Кубаеву об устранении нарушений законности, причин и условий, способствующих им.

Недавно Генпрокуратура получила ответы на представления, из которых следует, что Комитет гражданской авиации признает все нарушения и принимает меры к их устранению. В частности был подготовлен план мероприятий по устранению нарушений законности, указанных в представлениях Генпрокуратуры, утвержденный и.о. Министра транспорта и коммуникаций А.Бектуровым 23 апреля 2008 г.

На сегодняшний день в связи с допущенными нарушениями действующего законодательства привлечены к дисциплинарной ответственности начальник управления аэропортов и авиакомпаний Комитета Г.Сыртлаганов, начальник управления государственного авианадзора Комитета А.Жолдыбаев и главный эксперт Комитета О.Авдеев.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии