Горячие новости
Читайте также

Со временем мы преодолеем все трудности - министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов

Фото : 16 мая 2008, 17:17

АСТАНА. 16 мая. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», говоря о приоритетах макроэкономической политики, подчеркнул, что Правительство должно оперативно реагировать на угрозы финансовой нестабильности, привести налоговую систему и бюджетное законодательство в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана.В беседе с нашим корреспондентом министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов рассказывает о работе Министерства по выполнению поручений Главы государства.

- Бахыт Турлыханович, выступая на одном из последних заседаний Правительства, как одну из важных мер по сдерживанию роста цен на продовольствие, Вы назвали государственную финансовую поддержку агропромышленного комплекса. Действительно ли, с учетом инфляции, выделенных дополнительно средств - 64 миллиарда тенге - будет достаточно для значительного увеличения производства продуктов питания? Например, еще в 2003 году была принята Госпрограмма, предусматривавшая ежегодные государственные дотации - до 2005 года, для сельского хозяйства в размере 40 миллиардов тенге. И за все последние годы зависимость нашей страны от импорта продовольствия только увеличилась.

- Как вы помните, 2003-2005 годы в Казахстане были объявлены годами подъема аула. Тогда основными направлениями реализации поручений Президента были Государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 годы и Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы.

По первой программе за три года было выделено около 150 миллиардов тенге: на 2003 год - 41,2 миллиарда тенге; на 2004 год - 48,9 миллиарда тенге и на 2005 год - 59,2 миллиарда тенге. На реализацию второй программы из республиканского бюджета предусматривалось 157,9 миллиарда тенге: на 2004 год - 19,8 миллиарда тенге, на 2005 год - 18,9 миллиарда тенге, на 2006 год - 21,9 миллиарда тенге, на 2007 год - 38,9 миллиарда тенге, на 2008 год - 58,4 миллиарда тенге.

В целях обеспечения экономической и социальной стабильности, продовольственной безопасности в Республике Казахстан и развития приоритетных отраслей агропромышленного комплекса из резерва Правительства были выделены средства в сумме 64,2 миллиарда тенге.

Эти средства выделяются: на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым банками второго уровня предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции - мясо, молоко, овощи, растительное масло, сахар; на субсидирование ставки вознаграждения по лизингу оборудования. А также на целевые текущие трансферты на государственную поддержку развития агропромышленного комплекса областным бюджетам - на развитие семеноводства, племенного животноводства, удешевление ГСМ, минеральных удобрений, поливной воды и другие цели; на закуп зерна в государственные ресурсы; на увеличение уставного капитала АО «НХ «КазАгро». Обеспечивается выполнение мероприятий по финансированию приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса и на кредитование сельхозтоваропроизводителей для проведения весенне-полевых, уборочных работ и приобретение минеральных удобрений - на развитие производства плодоовощной продукции, лизинг сельхозтехники, оборудования по переработке, кредитование сельхозпроизводства через систему сельских кредитных товариществ и другое.

По расчетам Правительства, принятые меры позволят сохранить темпы развития АПК, обеспечить рентабельность и эффективность производства, улучшить качество продукции и объемы кредитования банками второго уровня предприятий по переработке сельхозпродукции.

Кроме того, в бюджете этого года на финансирование расходов АПК предусмотрены средства в сумме - 124,7 миллиарда тенге. Из них значительные средства направляются на субсидирование сельхозтоваропроизводителей. В прошлом году на эти цели было выделено всего 21,6 миллиарда тенге.

Сегодня потребность населения по основной группе продуктов питания, в соответствии с национальными нормами, обеспечивается за счет отечественного производства. Но, как Вы правильно заметили, по ряду продуктов мы еще зависим от зарубежных производителей. Это такие продукты, как: колбасные изделия; консервы мясные; масло растительное; молоко сухое; сыры и творог; молоко и сливки сгущенные; мороженое; сахар; консервы фруктовые, овощные и томатные; соки; печенье; маргарин; шоколад. В этих отраслях у нас еще наблюдается дефицит.

Но нельзя забывать, что у нашего АПК большой потенциал производства. Объемы переработки сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов с каждым годом увеличиваются.

В прошлом году перерабатывающими предприятиями произведено продукции в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. Сегодня объем производства этих предприятий составляет 7,3 процента республиканского объема промышленного производства, 19,2 процента от всей обрабатывающей промышленности.

Безусловно, есть и ряд сложностей: низкий уровень промышленной переработки и недозагруженность мощностей перерабатывающих предприятий. Кроме того, зачастую продукция отечественных предприятий просто неконкурентоспособна по сравнению с импортной продукцией. Нередки и случаи несоответствия качества продовольствия основным требованиям международных стандартов.

Но работа в этом направлении ведется. И, я считаю, мы сможем со временем преодолеть все трудности. По крайней мере, Правительство приложит все усилия для этого.

- В феврале текущего года в ходе встречи с исполнительным директором Азиатского банка развития Маргаритой Хименес Вы сказали, что у Казахстана нет большой потребности на заимствование средств в АБР. А год назад, на заседании Совета Управляющих АБР, бывшая министр финансов РК Наталья Коржова говорила о расширении сотрудничества с Банком, в том числе в сфере развития сельских территорий, снижения бедности, индустриально-инновационного развития, а также финансового сектора. Значит ли это, что в настоящее время целесообразнее расходовать средства из резервов Правительства и Национального фонда, чем брать кредиты в АБР?

- Утверждение о том, что не целесообразно брать кредиты АБР, равно как и других международных финансовых организаций, я думаю, не корректно. Кредиты АБР и других заимодателей, сотрудничающих с Казахстаном, являются достаточно привлекательными для осуществления заимствования. Вместе с тем, в настоящее время у Казахстана действительно нет большой потребности в заимствовании средств у международного сообщества.

В целом, политика Правительства в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга направлена на постепенное снижение доли внешнего долга в структуре правительственного долга. Начиная с 2001 года, государственный долг постепенно снижается. В прошлом году внешний государственный долг Казахстана уменьшился на 360,8 миллиона долларов, и снизился на 12 процентов в структуре общего государственного долга. По оценке международных организаций, в настоящее время размер государственного внешнего долга Казахстана является умеренным.

Наряду с постепенным снижением объемов правительственного долга Казахстана, увеличивается объем поступлений в бюджет, а также наблюдается стабильный рост активов Национального фонда. Так, по итогам 2007 года активы Нацфонда достигли 22 миллиардов долларов США, что на 7,6 миллиарда долларов больше, чем в 2006 году. Вместе с тем, учитывая, что Национальный фонд создан в целях накопления финансовых средств для будущих поколений и использование его средств осуществляется в соответствии с Концепцией, формируется и используется Нацфонд в размерах, позволяющих сохранять политику накопления, а не «проедания» активов.

Средства Национального фонда направляются лишь на обеспечение гарантированного трансферта, который, в свою очередь, утверждается в республиканском бюджете и направляется только на финансирование расходов бюджетных программ развития - строительство и реконструкция школ, больниц, дорог и другое, предусматривающих инвестирование проектов, которыми будут пользоваться также будущие поколения.

С целью оптимизации расходов республиканского бюджета и привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты все в большей мере применяются механизмы концессии и государственно-частного партнерства.

Для поддержки деятельности концессионеров государство уполномочено на осуществление различных видов поддержки. В том числе: предоставление поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии; предоставление государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов; передача исключительных прав, связанных с эксплуатацией объекта концессии; осуществление безвозмездной передачи земельных участков, зданий, и так далее.

На сегодняшний день с применением механизмов концессии реализуются такие проекты, как «Строительство новой железнодорожной линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск» и «Строительство и эксплуатация межрегиональной линии электропередач «Северный Казахстан - Актюбинская область».

- В свете Послания Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года и его поручений по поводу разработки нового налогового законодательства высказываются мнения о серьезных недостатках действующего Налогового кодекса. Какими, на Ваш взгляд, должны быть налоги в Казахстане - в частности, подоходный налог с работающих по найму? Станет ли наше налоговое законодательство похожим на таковое в развитых странах или же наша экономика имеет особенности, не позволяющие этого делать?

- Казахстан как и другие страны мира стремится быть конкурентоспособной страной, поэтому в рамках разрабатываемого Налогового кодекса принято решение снизить налоги с обрабатывающей отрасли экономики и увеличить с добывающей, упростить налоговое администрирование.

В концепции нового Налогового кодекса предусматривается создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны. Мы также планируем привести нашу налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики. Кодексом будут оптимизированы льготы и, соответственно, налоговая нагрузка на несырьевой сектор экономики. При этом будет реформирована система налогообложения недропользователей. Налог на добавленную стоимость будет приведен в соответствие с лучшей мировой практикой. Также предусмотрено унифицировать ставки акцизов на импорт и на внутреннее производство.

Кроме того, в рамках Административной реформы и облегчения деятельности бизнеса будут упрощены процедуры администрирования, повышено качество налоговых услуг и прозрачность налоговых процедур, сокращено количество налоговой отчетности, проведено упорядочение налоговых проверок.

Я считаю, что совершенствование налогового законодательства окажет влияние на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование развития бизнеса в несырьевом секторе экономики в условиях усиления международной конкуренции и наличия свободного перетока капитала между странами, развитие конкуренции, увеличение ВВП, доходной части бюджета и рост экономической активности населения.

Что касается налогообложения физических лиц, то в развитых странах достаточно высокие налоги. Максимальная ставка достигает в отдельных странах от 27 до 60 процентов. В нашей стране ввиду недостаточно высокого уровня доходов населения - средняя заработная плата в РК в прошлом году составила 53 тысячи тенге, государство не может пока позволить себе установить высокие ставки налогов с физических лиц.

- В последние несколько лет часто говорится о необходимости совершенствования бюджетного законодательства в связи с хроническим недоосвоением бюджетных средств. Как Вы считаете, в каких направлениях должен реформироваться Бюджетный кодекс? Нужно ли стремиться к 100 процентному исполнению расходов бюджета, если существует множество объективных причин, препятствующих освоению бюджетных средств?

- К исполнению бюджета стремиться нужно, ведь бюджет предусмотрен для решения определенных задач и если средства не использованы, то предполагается не полное выполнение этих самых задач. Тут важен сам подход к исполнению бюджета: подходить только с точки зрения 100 процентного освоения или решения поставленных задач?

Реформирование бюджетного законодательства в настоящий момент краеугольным камнем предусматривает именно решение задач, достижение целей государственными органами, реализующими политику государства. Формирование бюджета, ориентированного на результат, создаст предпосылки для перехода от «управления затратами» к «управлению результатами», то есть переориентации деятельности государственных органов с формального освоения бюджетных средств на достижение конкретных конечных результатов.

Если в этих условиях государственный орган за меньшую сумму обеспечил качественное выполнение предусмотренных задач, то право распорядиться сэкономленной суммой будет предоставлено руководителю государственного органа. Это должно стать стимулом для отхода от «освоения любой ценой», и перехода к рачительному и хозяйскому отношению к бюджетным средствам.

Именно этот подход является основой для разработки нового Бюджетного кодекса по поручению Главы нашего государства.

- Еще в 2005 году при обсуждении вопроса о недоосвоении бюджетных средств Премьер-Министр Даниал Ахметов давал поручение выработать предложения по эффективному использованию свободных остатков бюджетных средств. Какие на сегодняшний день имеются возможности, например у акиматов, по использованию сэкономленных средств?

- В соответствии со статьей 91 действующего Бюджетного кодекса предусмотрено, что свободные остатки бюджетных средств могут направляться на увеличение плановых назначений по расходам в текущем году в следующей последовательности. В первую очередь - на обязательный возврат бюджетных кредитов и сумм неиспользованных целевых трансфертов в вышестоящий бюджет, выделивший их, путем корректировки бюджета текущего года. А также на завершение финансирования бюджетного инвестиционного проекта, утвержденного в бюджете прошлого года, на сумму не более десяти процентов от его утвержденного годового объема без уточнения бюджета текущего года в Парламенте или маслихате посредством корректировки республиканского или местного бюджета на текущий финансовый год. Такие расходы будут являться расходами текущего года.

Затем, средства могут направляться на погашение основного долга по полученным займам без уточнения бюджета текущего года в Парламенте или маслихате посредством корректировки республиканского или местного бюджета. Третье направление - погашение кредиторской задолженности государственных учреждений с уточнением бюджета текущего года в Парламенте или маслихате и обеспечение финансирования текущих бюджетных программ и на другие расходы. Эти два направления, согласно Бюджетному кодексу, требуют уточнения бюджета текущего года в Парламенте или маслихате.

В настоящий момент, проектом Бюджетного кодекса планируется расширение прав местных исполнительных органов в части использования свободных остатков. Так, планируется разрешить местным исполнительным органам: не возвращать в вышестоящий бюджет недоиспользованные в течение финансового года суммы целевых трансфертов, направленные на реализацию местных бюджетных программ; продолжить финансирование незавершенных в предыдущем году бюджетных программ за счет свободных остатков бюджетных средств.

Окончательное решение, разумеется, будет принято Парламентом РК при рассмотрении проекта Бюджетного кодекса.

- Спасибо за интервью.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии