Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Оплачивать коммунальные услуги только по показаниям приборов учета должны все казахстанцы с 1 января 2009 года

Фото : 19 мая 2008, 12:19
Жажда обмана


Оплачивать коммунальные услуги только по показаниям приборов учета должны все казахстанцы с 1 января 2009 года. Соответствующие поправки в законодательство были внесены парламентариями еще несколько лет назад. Изменения эти коснутся, в основном, оплаты за холодную и горячую воду, ведь электричество и сейчас оплачивается строго по счетчикам. И пока монополисты работают над приборизацией всей страны, сама страна работает над методами обмана этих самых счетчиков.

Особенно остро проблема оплаты холодной воды стоит перед Карагандой. Город в центре страны не имеет другого источника водоснабжения, кроме канала имени Каныша Сатпаева. Это чудо инженерной мысли протяженностью в тысячи километров качает воду «в гору» из Иртыша. Затраты огромны, именно поэтому в Караганде - самый высокий по Казахстану тариф на холодную воду.

Не смотря на это, экономическое положение и водного монополиста «Караганда Су», и самого канала плачевное. Неплатежи стали неразрешимой проблемой, долги карагандинцев достигают 500 млн тенге. А ненормативные потери в водопроводных сетях - 30 %. Эту цифру специалисты объясняют повсеместным воровством воды населением города. Изобретательности горожан в этой сфере можно только поразиться.

- Мы боремся за то, чтобы у нас была 100-процентная приборизация, - рассказывает Ирина Вабищевич, инженер Центра коммунальных платежей Караганды. - Соответствующая программа в Караганде есть, и акимат требует ее реализации. Ну, а пока мы зачастую наблюдаем картину, когда люди пользуются холодной водой бесконтрольно. Ведь согласно действующим правилам, в отсутствие прибора учета начисление производится по количеству проживающих. Существует норма потребления на одного человека, и люди играют на этом. То есть, в квартире может проживать семья из 4 человек, а прописаны будут только 2 человека. Сведения об этом нам не предоставляются, и мы выставляем счет только на 2-х человек. А расход идет в два раза больший. И так в какую квартиру, везде такая история. Вот поэтому люди и не хотят устанавливать приборы учета - потому что могут платить за 1 человека, а жить впятером… Очень часто заселяют в квартиру какую-нибудь студентку, а к ней из совхозов постоянно приезжают родители, родственники, друзья. И мы это контролировать не можем.

Так же специалисты отмечают чисто психологический феномен - как только в квартире появляется водомер, абоненты начинают намного бережнее относиться к потреблению. Ведь если учета нет, абонент льет воду, не задумывается. Люди забывают закрывать краны, заливая соседей - таких случаев регистрируется масса. Согласно правилам предоставления коммунальных услуг, каждый обязан содержать внутриквартирную разводку в исправном состоянии. Но пока счетчик воды не установлен, протекающие краны и унитазные бачки - обычное дело. Вода потоками уходит в никуда, и платить за это некому.

- Всеобщая приборизация обещает решить эти проблемы, - уверена Ирина Вабищевич. - Когда мы ставим счетчик, то лишнего не тратим. Потому что знаем - за все придется платить именно нам. И никто уже не допустит, чтобы в его унитазе бежала струйка. Потому что эта струйка маленькая-незаметная, но когда она течет сутками, расход огромный. Бывает такое, приходят люди на абонентский участок со счетами за воду на 3-4 тысячи. Говорят, что это ошибка, что не может такого начисления быть. Контролеры проверяют повторно и чаще всего отмечают скачёк показаний, который как раз с этими «маленькими» утечками и связан. Вот так унитазные струйки и становятся золотыми…

Тем не менее, в Центре коммунальных платежей уже столкнулись с новой проблемой, связанной с приборизацией. Люди находят способы, как обмануть приборы чета. Уже можно даже провести определенный анализ методов наших «Кулибиных».

Итак, самый сложный метод - это дополнительная врезка в водопровод. Люди устанавливают дополнительный кран в трубу до того места, где стоит счетчик. Таким образом, они бесплатно пользуются водой в свое удовольствие.

Более простой метод - пустить струйку. Многие заметили, что если открыть кран совсем чуть-чуть, то вода течет, а счетчик не крутится. У слабой струи не хватает мощности крутить механизм. В этом случае, конечно, пользоваться напором не представляется возможным - слишком он слаб. Зато можно не торопясь набрать большие емкости - и пользоваться водой уже из них.

Самый распространенный метод - установка магнита на счетчик. Замечено, что даже современные приборы учета, якобы не поддающиеся намагничиванию, замедляют вращение механизма, если к ним приделать мощный магнит. Многие люди пользуются этой бытовой физикой, чтобы сократить свои расходы на коммуналку.

- Подобных фактов очень много, - вздыхает Ирина Вабищевич. - Наши контролеры пытаются их выявлять по мере возможностей. Главное в этом случае доказать факт нарушений. Раньше было немало случаев, когда факт установки магнита был зафиксирован, составлен акт, но в суде мы не могли доказать свою правоту. Поэтому мы пошли на то, чтобы закупить всем контролерам фотоаппараты. Теперь, если они при снятии показаний обнаруживают на приборе учета магнит, они делают фотографию.

Сам магнит аккуратно помещают в пакет, сохраняя отпечатки пальцев хозяина квартиры. Это делается на случай, если этот факт решат оспорить в суде. Но практика показывает, что с очевидным люди не спорят. Приходят и платят штраф. Причем, иногда такие солидные люди приходят - и бизнесмены, и чиновники! Те, кого и по телевизору у нас показывают… Им неудобно, они пытаются объяснить, что виноваты не они, а «бабушка решила сэкономить». А мы понимаем - люди у нас просто не привыкли платить за коммунальные услуги. Вода в кране считается чем-то само собой разумеющимся. Такую психологию мы и пытаемся сейчас изменить.

Число обнаруженных «намагниченных» счетчиков исчисляется десятками в месяц. То, что хозяева забывают про магниты, которые сами и поставили, контролеров не удивляет. Речь идет о той же психологии, которая такие ухищрения и обманом-то не считает. Тем не менее, наказание «физикам» вполне ощутимое - штраф 39510 тенге. Кроме того, «намагниченный» счетчик признается негодным. Ведь с течением времени он выходит из строя и без магнита начинает наоборот крутиться быстрее, чем надо. Так что у застуканного с поличным абонента остается только один выход - менять счетчик. А это опять немалые дополнительные расходы. Есть ли смысл в такой «экономии»?

- Экономить надо по-умному, - считает Ирина Вабищевич. - То есть, привести в порядок внутриквартирную разводку и не тратить воду напрасно. А по-прежнему продолжаться не может. Люди готовы платить большие деньги за врезку в водопроводные сети. Но из-за нынешнего положения вещей мы просто не имеем дополнительные мощности. Технические условия сейчас никому не выдаются на подключение. Мы не можем услугу предоставить, и не можем взять деньги у тех, кто готов платить... Благосостояние людей растет, в каждой квартире множество бытовых приборов, телевизоры в каждой комнате. Люди уже не смотрят, где включены лампочки, где нет. Свое детство вспоминаю, тогда по телевизору оповещали - не забудьте выключить то и это. Сейчас все это нужно возвращать. Каждый должен понимать - мы можем просто оставить своих детей без воды.

Самый проблемный по сборам за воду - Октябрьский район Караганды. Общая сумма долга живущих здесь абонентов - 258 млн тенге. Должниками являются две трети потребителей. Есть отдельные рекордсмены, суммы персональных долгов которых с пеней и штрафами перевалили за 300 тысяч тенге.

Дмитрий Суриков


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии