Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

На правительственном часе в Мажилисе депутаты обсудили работу Агентства РК по регулированию естественных монополий

Фото : 19 мая 2008, 17:50

Астана, 19 мая, Дом Мажилиса. Сегодня на Правительственном часе в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Жанибека Карибжанова состоялся правительственный час, на котором была рассмотрена деятельность Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.

Парламентарии выразили обеспокоенность повышением тарифов на тепло, воду и электроэнергию. Тревогу за высокие цены на тепло высказала Гульнар Сейтмаганбетова из Мангыстауской области. Валерий Котович из города Степногорска Акмолинской области недоумевает, почему в одинаковых климатических условиях применяются разные нормы расхода воды и тепла, при этом не используется зарубежный опыт по установке приборов тепла.

По словам депутата Багили Баймагамбетовой, попросила объяснить: почему в Костанайской области самые высокие по республике цены на электроэнергию и газ, а также тепло и воду. Проблемами «Таразсу» поделился депутат из Жамбылской области Амангельди Момышев.

В коммунальной сфере не хватает сварщиков и слесарей, считает депутат Серик Оспанов. Удивление по поводу того, что в нефтедобывающей стране высокие цены на ГСМ выразил депутат из Южно-Казахстанской области Ерзат Альзаков.

Высказанные депутатами проблемы носят системный характер, считает депутат из Алматинской области Алтай Тлеубердин. Установка приборов учета так же актуальна, как и 16 лет назад. АРЕМ каждый год подвергается деформации, из-за чего возникают разного рода осложнения. АРЕМ всегда был оппонентом отраслевых министерств. И нужно построить четкую систему в сфере регулирования естественных монополий.

Развитие системы государственного регулирования монопольного сектора экономики, обеспечивающей сохранение динамичного роста всей экономики Казахстана, является стратегическим направлением деятельности Агентства, заявил в своем выступлении перед парламентариями глава Агентства Нурлан Алдабергенов.

Формирование тарифов нацелено на достижение баланса интересов потребителей регулируемых услуг и субъектов естественных монополий. При утверждении тарифов в обязательном порядке учитывается равновесие между экономической и социальной составляющей.

Благодаря поддержке депутатов и пониманию проблем регулирования монопольных секторов экономики, отметил Председатель Агентства, усилена роль Агентства. Появились новые эффективные методы регулирования деятельности субъектов. Так, начиная с прошлого года, Агентство дополнительно регулирует деятельность более 300 доминантов, около 200 субъектов, чьи услуги включены в номенклатуру; более 1000 лицензиатов. Увеличились регулируемые Агентством доли отраслей. Так, например, практически вся железнодорожная отрасль сегодня регулируется АРЕМом.

В 2007 году субъектами естественных монополий была подана 418 заявка на утверждение 757 тарифов, из них отклонено за нарушения 452 тарифа, это 60% от общего количества поступивших заявок. По итогам рассмотрения 305 тарифов: оставлено на уровне действующих - 70 тарифов; утверждено со снижением - 17 тарифов; утверждено с повышением - 218 тарифов, в т. ч. 22 базовым СЕМ утверждено 42 тарифа. Из 218 тарифов с повышением утверждено: 114 тарифов - в водохозяйственных системах; 86 тарифов - в теплоэнергетике; 15 тарифов - в электроэнергетике; 2 тарифа - на услуги трубопроводов; 1 тариф - на услуги подъездных путей.

За четыре месяца 2008 года в Агентство поступили 163 заявки субъектов естественных монополий на утверждение 276 тарифов. Из них по причине нарушения законодательства отклонены 206 тарифа. По итогам рассмотрения 70 тарифов: без изменения оставлены 45 тарифов; со снижением утверждены 23 тарифа. Утверждены с повышением 2 тарифа для ТОО «Водные ресурсы - Маркетинг 2» (ЮКО) на услуги водоснабжения и канализации на среднесрочный период с ростом на 10%. Кроме того, за четыре месяца текущего года в Агентство поступило 43 заявки от регулируемых Агентством доминантов, из них по 40 заявкам был дан мотивированный запрет на повышение цен.

Развитие системы тарифного регулирования субъектов естественных монополий осуществляется в направлении повышения их инвестиционной привлекательности, стимулирования модернизации и обновления изношенных производственных активов. Для достижения поставленных целей в Закон «О естественных монополиях» включены нормы, которые позволяют субъектам сэкономленные средства, полученные в результате применения современных технологий и методов, направлять на ремонтные работы и обновление активов.

Одной из основных задач Агентства является увеличение числа субъектов, применяющих среднесрочные и долгосрочные тарифы. Особенность среднесрочных и долгосрочных тарифов заключается в том, что они утверждаются на период до пяти лет и не изменяются, соответственно приносят ощутимую пользу потребителям. В настоящее время Агентство создает условия для упрощения перехода субъектов на такие тарифы. Значительно сократилось число документов, требуемых к заявке. Благодаря этим изменениям в прошлом году 7 базовым субъектам утверждены тарифы на среднесрочный период. В необходимых случаях Агентство может в 10-дневный срок рассматреть заявку субъекта и принять решение.

Наряду с этим, Агентство проводит финансовые и технические экспертизы деятельности субъектов естественных монополий. Так, в прошедшем году проведены 70 финансовых и 56 технических экспертиз и осуществлены проверки деятельности более 100 базовых субъектов. В результате проведенных мероприятий установлены временные компенсирующие тарифы, т.е. снижены тарифы для 48 субъектов.

Общая сумма возврата потребителям составила 3 млрд. тенге. К примеру, АО «НК «Қазақстан темір жолы» в результате неисполнения тарифной сметы за 2005 год получило необоснованный доход в размере 2,2 млрд. тенге. В связи с чем введен временный компенсирующий тариф на услуги МЖС в размере 1,9% на период с 1 февраля 2007 года по 1 февраля 2008 года. Компенсирующий тариф установлен АО «Восточно-Казахстанская региональная электросетевая компания» - со снижением на 6%, сумма возврата потребителям составит 287 млн. тенге, АО «Международный аэропорт Астана» - на услугу по обеспечению взлета и посадки воздушного судна на 16,98%, в период с 1 сентября 2007 года по 1 сентября 2008 года, на сумму 112,7 млн. тенге.

За четыре месяца текущего года Агентством для установления правильности использования средств утвержденных в тарифной смете, проведены анализы исполнения тарифных смет. Установлено 11 временных компенсирующих тарифов. В числе первоочередных задач Агентства является защита интересов потребителей. Актуальным, к примеру, является вопрос перерасчета за тепловую энергию с потребителями субъектов, передающих тепло. Агентством проведены проверки работы субъектов по перерасчету за отопительный период 2007 года, в результате произведен возврат потребителям на сумму превышающую 381 млн. тенге.

За отчетный период Агентством применены новые методы проверок. В результате у 15 станций с комбинированным производством электрической и тепловой энергии, выявлены дополнительные финансовые резервы. Тариф на производство электрической энергии применяемый Кызылордатеплоэлектроцентр (ТЭЦ -6) составляет 3,20 тенге за кВтч, однако по результатам проверки его обоснованный уровень составил 2,70 тенге за кВтч, т.е. дополнительный финансовый резерв в тарифе составляет 50 тиын за кВтч. Дополнительный финансовый резерв, выявленный в «Таразэнергоцентре» составляет 1,4 тенге за кВтч, в Астане-Энергии составляет 40 тиын за кВтч.

Еще одно из направлений в работе Агентства - контрольная и исковая работа. Так, по фактам нарушения законодательства о естественных монополиях было вынесено 699 предписаний об устранении нарушений законодательства о естественных монополиях. Принято 141 постановление об административных правонарушениях. В Республиканский бюджет Агентством взыскано 53,3 млн. тенге в виде штрафов, наложенных за нарушение законодательства о естественных монополиях. За указанный период Агентство участвовало в 174 судебных разбирательствах.

На сегодня наиболее ярко выраженными проблемами в области энергосбережения являются: Первое, изношенность и технологическая отсталость производств и связанные с этим низкая эффективность (КПД) и потери. Второе, недостаток инвестиционных ресурсов на модернизацию и неразвитость механизмов финансирования. Третье, недостаточная работа по снижению нормативных и сверхнормативных потерь и энергосбережению.

Для решения вышеназванных проблем по вопросам энергосебережения работа проводилась и ранее. Имеется Закон «Об энергосбережении», принятый в 1997 году, принимались программы и планы мероприятий. Однако в целом можно сказать, что этих мер было недостаточно и на сегодня требуется поиск и внедрение более эффективных мер по стимулированию и активизации данной работы.

(Сегодня, как это ни парадоксально, промышленным предприятиям выгодней работать по устаревшим технологиям на изношенном оборудовании, оплачивая завышенный расход энергоресурсов по ценам в разы ниже мировых, чем внедрять технологии энергосбережения. Удельная энергоемкость ВВП Казахстана более чем в 3 раза выше аналогичных показателей развитых стран (Западная Европа, Япония, США). В США за последние 10-15 лет только за счет энергосберегающих мероприятий энергопотребление было снижено на 25%. Опыт внедрения энергосберегающих технологий показывает, что один вложенный тенге дает 3-5 тенге экономического эффекта.

Еще одним из важных направлений работы по энергосбережению является развитие систем учета и регулирования потребления и минимизация уровней потерь. Агентство уделяет особое внимание этой работе и проводит мероприятия по снижению нормативных технических потерь. В 2007 году с участием независимых экспертов снижены уровни данных потерь по 151 заявке 120 субъектов. В текущем году из 73 рассмотренных заявок по 38 заявкам (52%) размеры потерь снижены от ранее действовавших уровней.

Одним из самых непонятных показателей деятельности субъектов на сегодняшний день является существование сверхнормативных потерь. И это помимо очень высокого уровня нормативных потерь. Их уровень в электрических сетях достигает 20%, в тепловых сетях 30%. Общая сумма сверхнормативных потерь в электрических сетях только 5-ти крупных субъектов естественных монополий составляет более 1 млрд. 800 млн. тенге. В частности, в сетях АПК стоимость сверхнормативных потерь превышает 828 млн. тенге при годовом тарифном доходе 7, 5 млрд. тенге, в сетях Караганды Жарык свыше 552 млн.тенге при годовом доходе 2,9 млрд. тенге.

Более плачевная ситуация по сверхнормативным потерям в тепловых сетях. Общая сумма сверхнормативных потерь по 6-ти крупным субъектам составляет более 2 млрд. 850 млн. тенге. Из-за имеющихся сверхнормативных потерь и применения их субъектами большие денежные средства растворяются в воздухе. Для недопущения таких случаев Агентством вносятся изменения в нормативные правовые акты. В частности, предусматривается применение мер (наложение взысканий) субъектам, у которых имеются сверхнормативные потери.

Еще одним направлением работы Агентства по вопросам энергосбережения и улучшения системы учета услуг является установка приборов учета. Этот вопрос поднимался неоднократно и находился в вялотекущем состоянии. Для активизации процесса установки приборов учета и 100 % охвата потребителей приборами учета. В Законе «О естественных монополиях» введена норма, предусматривающая обязанность субъектов естественных монополий по установке приборов учета потребителям до 1 января 2009 года. В целях ее своевременного исполнения во всех регионах утверждены и реализуются графики установки приборов учета.

Ситуация на сегодняшний день выглядит не совсем оптимистично. Даже после введения конкретной даты и активизации работы по увеличению количества потребителей, осуществляющих расчет с субъектами с применением приборов учета. Оснащенность приборами учета в республике (по состоянию на 1 апреля 2008 года) составляет: по общедомовым приборам учета тепловой энергии - 14%. При этом, в большинстве регионов оснащенность ОПУ тепла не превышает 2-х - 3-%. Наибольшие показатели в г. Астана - 69,1%, Алматы - 27,1%, ВКО -15%, Актюбинской области - 13,3%. По индивидуальным приборам учета холодной воды - 57%. Наименьшие показатели оснащенности в ВКО - 31,8%, Жамбылской области - 38,7%. Наибольшие показатели в Мангистауской - 97%, ЮКО - 89,22%, Алматинской - 81,13%. По индивидуальным приборам учета горячей воды - 52%. Наименьшие параметры в ЮКО - 9,62%, Жамбылской области - 22,16%. Наибольшие показатели в Мангистауской - 96,38%, Алматинской - 83,99%.

Эффект по снижению платы за отопление при установке общедомовых приборов учета и системы регулирования потребления тепла составит для потребителей от 20 до 40% снижения платы.

Вопрос применения дифференцированных тарифов на электрическую энергию по зонам суток. 11 февраля текущего года было проведено совещание с участием представителей Министерства энергетики и минеральных ресурсов, энергоснабжающих организаций. Города Астана и Алматы определены в качестве пилотных территорий, где будут введены дифференцированные тарифы на электрическую энергию по зонам суток, учитывая наличие у потребителей установленных двуставочных приборов учета электрической энергии (6-10% от общего приборного парка).

Таким образом, в городах Астана и Алматы с мая текущего введены дифференцированные тарифы. Если в настоящее время действующий тариф для физических лиц в городе Алматы составляет 8,02 теңге, то ночной тариф составляет 2, 22 теңге. В городе Астане для физических лиц действующий тариф составляет 5,42 теңге, а ночной тариф - 1,56 тенге. Особеноостью этих тарифов является то, что ночной тариф почти 3,5 раза ниже действующих. Результатом применения дифференцированных тарифов по зонам суток будет оптимизация графика нагрузки, снижение максимумов нагрузки, создание стимулов у потребителей к энергосбережению. Уже сейчас поступают просьбы из других регионов о необходимости введения данной практики по всей республики.

О работе Агентства по разработке проектов изменений и дополнений в ЗаконРеспублики Казахстан «О естественных монополиях». Предусматриваются меры по снижению уровня нормативных технических потерь и ликвидации сверхнормативных потерь. В Закон«Об электроэнергетике» предполагаются поправки, направленные на утверждение и применение энергопроизводящими организациями предельных и инвестиционных тарифов на электрическую энергию.

Агентство в своей работе придерживается открытости. С 2004 года действует веб-сайт. Можно получить информацию с телефонами аварийных служб субъектов, расположенных во всех населенных пунктах, ознакомиться с тарифами в областях. Через сайт потребители могут обратиться с жалобами и получить ответы на свои вопросы.

После выступления Председателя Агентства депутаты заслушали также содоклад члена Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Валерия Доскалова на тему «О дальнейшем совершенствовании регулирования монопольных секторов экономики».

Свое выступление парламентарий начал с вопроса: «Создали ли мы единый государственный орган, отвечающий за все тарифы и цены в монопольных секторах экономики?». Агентство является государственным органом, ставшим многоотраслевым регулятором в результате принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности отраслевых регуляторов».

На сегодняшний день Агентство является регулятором в отраслях железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, гражданской авиации, портовой деятельности и наделено функциями тарифного и технического регулирования в данных сферах.

Тарифное регулирование охватывает субъектов естественных монополий, субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на указанных рынках и субъектов, товары (работы, услуги), которых включены в Номенклатуру, определяемую Правительством. Техническое регулирование охватывает вопросы лицензирования и различного рода разрешений, определение условий недискриминационного доступа и вопросы нормирования.

Если субъекты естественной монополии работают от заявочной компании и до утверждения тарифа с АРЕМ, то с субъектами являющимся Доминантами получается «двоевластие». Так, они обязаны уведомлять о предстоящем повышении цен на товары и причинах их повышения с обязательным предоставлением обосновывающих материалов регулирующий орган, т.е. в Агентство. Агентство, рассмотрев в течение тридцати календарных дней, до введения в действие новых цен на товары, вправе по мотивированным обстоятельствам, запретить вышеуказанным субъектам рынка повышать цены на товары (работы, услуги).

Однако целый ряд государственных функций и полномочий, осуществляемых в отношении монополистов, в Законе за регулирующим органом не были закреплены. Исключительно за Агентством по защите конкуренции закреплены: все контрольные функции и полномочия по осуществлению мониторинга ценообразования и ведение Реестра, а также обязанность по проведению анализа занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующих товарных рынках.

В этой связи, в случае выявления факта нарушения Закона регулируемыми субъектами Агентство, как регулирующий орган, вынуждено по каждому случаю письменно обращаться (Агентство защиты конкуренции) для принятия им мер антимонопольного реагирования. Сложившаяся ситуация способствует снижению эффективности всей системы регулирования, теряется оперативность в работе государственных органов и увеличивается потенциал злоупотребления. Напрашивается необходимость внесения в закон о конкуренции ряда поправок.

При введении механизма свободного ценообразования на электрическую энергию предполагалось, что цена на станциях будет складываться за счет сдерживания роста цен из-за наличия конкурентной среды и значительного избытка мощностей. Благодаря росту экономики имеется полное отсутствие конкуренции не только на рынке производства электрической энергии, но и на рынке реализации, как оптовой, так и розничной.

Есть примеры по неисполнению инвесторами в электроэнергетике обязательств по осуществлению инвестиций в развитие производства электрической энергии. По данным Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК согласно договора Концессии заключенного в 1997 году предусматривалось компанией АЕS привлечь из вне и выполнить инвестиционную программу на сумму 600 млн.долларов США. Фактическое исполнение за 10 лет составило 65. Это не привлеченные деньги, а амортизационные отчисления. Компания не выполняет условия контракта в части инвестиций. И, мотивируя изношенностью оборудования и сетей, отказалась от Семипалатинской и Риддерской ТЭЦ, и произвела их продажу.

Инвесторы не производят крупномасштабных инвестиций в производство. В результате не производится модернизация оборудования, необходимые капитальные ремонты. Это приводит к большему обветшанию сетей и оборудования.

Существование сверхнормативных потерь. Возникает вопрос к владельцам сетей: почему они видят выход в снижении потерь только через рост тарифа? Уровень потерь достигает в электрических сетях до 20%, в тепловых и водопроводных сетях от 18 до 42 %. Такая ситуация сложилась в связи с отсутствием у большинства субъектов инвестиционных программ, направленных на модернизацию и реконструкцию сетей, снижению потерь в сетях. На сегодняшний день инвестиционные программы утверждены лишь 11 субъектам из 1007 субъектов.

За рубежом регуляторы обычно устанавливают планку единую для всех регулируемых субъектов одной сферы, выше которой затраты, связанные с потерями, не включаются в тариф. В Австрии для предприятий, передающих и распределяющих электрическую энергию эта планка равна 2%. По итогам 2007 года фактические потери водоканала ТОО «Кокшетау су арнасы» составили 44 % при утвержденных 33 %. Аналогичная ситуация и у других предприятий. Нет стимула для снижения потерь. Все равно за счет повышение тарифов решатся все проблемы.

Необходимо законодательно решить - превышение потерь против утвержденного норматива должно происходить за счет средств субъекта (за счет прибылей). Иначе продвижения по снижению потерь не будет. Поэтому, пока субъект не разработает и не утвердит план организационно-технических мероприятий по снижению потерь, не может быть речи об изменении тарифов.

Стоит обратить внимание на международную практику, когда уровень потерь утверждается на какой - либо длительный период времени, затем по истечению, например, 3-х летнего периода их уровень автоматически будет снижен, например, на 10-15%, а для остальных предприятий, кто не разработает такой комплекс мер, снижение произойдет сразу до нормативного - без льготного периода.

Присоединение дополнительных мощностей и взимание за это соответствующей платы. Данный механизм подразумевался как один из дополнительных источников финансирования обновления старых сетей. Что же происходит фактическии на самом деле? Не понятно: куда и как распределяются собранные финансовые средства, а это не малые суммы. За прошедший год 6 субъектов - энергопередающие организации, имеющие утвержденные планы развития электрических сетей, - за присоединение дополнительных мощностей собрали с потребителей более 8 млрд. тенге.

Для внедрения данного механизма вначале необходимо было утвердить во всех областях планы развития, электрических, тепловых и водопроводных сетей согласно Постановлению Правительства РК. Отсутствие таких планов не обеспечивает прозрачности подключения новых потребителей, создает предпосылки для злоупотреблений и является одной из причин подачи заявок на повышение тарифов.

Имеет место взимание водоснабжающими организациями платы с потребителей за выдачу технических условий на подключение к сетям водоснабжения и канализации. Размер данной платы не согласован ни с одним из государственных органов. Например, ТОО «Караганды Су» выставляет потребителям плату за подключение к сети водопровода в размере 160 тыс. тенге и к сети канализации в размере 90 тыс. тенге. В выдаваемых технических условиях предусматривается долевое участие потребителя в расширении водопроводных сетей и сооружений. Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» предусмотрено следующее. В случаях, когда существующий уровень обеспеченности инженерной инфраструктуры строительства не позволяет предоставить услуги в запрашиваемых заказчиком параметрах, вопросы о затратах, связанных с расширением объектов инфраструктуры для покрытия дополнительных нагрузок подключаемых абонентов, должны решаться между поставщиками и потребителем на договорной и возвратной основе. Так, ГКП «Водоканал» г. Алматы предусматривает плату за долевое участие потребителя в расширении  водопроводных сетей и сооружений в размере 80тыс. тенге. Но в тоже время отсутствует механизм возврата средств, вложенных потребителями.

Пришло, может время, рассмотреть возможность прекращения взимания платы за присоединение дополнительных мощностей с субъектов малого и среднего бизнеса. Что касается представителей крупного бизнеса, то их плата может выглядеть в виде дополнительных инвестиций.

Обращаясь к коллегам-депутатам, парламентарий счел целесообразным рекомендовать Правительству ряд позиций. А именно: норму, согласно которой в случае превышения статей расходов, превышающих пределы нормативных технических потерь, утвержденных уполномоченным органом, субъект естественной монополии обязан возместить ущерб потребителям и (или) перечислить в бюджет доход, полученный и (или) нанесенный в результате такого превышения.

Разработать норму с целью недопущения корректировки статьей затрат, предусмотренных в утвержденной тарифной смете, направленных на текущий, капитальные ремонты, а также технические и технологические нормы расхода сырья, топлива, энергии, предусматривающих превышение утвержденных уполномоченных органом уровней и установленных лимитов.

Предусмотреть внедрение механизма поэтапного снижения нормативных технических потерь путем закрепления их действующего уровня на ограниченный период. С последующим их снижением на фиксированную величину, к примеру, зафиксировать потери на 3 года, по истечении которых автоматически снизить их на 10%.

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии