Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Не тот масштаб. Национальная промышленность не в силах обеспечить потребности страны в качественном топливе

Фото : 20 мая 2008, 17:24

Вконце апреля сотни тысяч казахстанских автолюбителей вздохнули соблегчением: министр транспорта икоммуникаций Серик Ахметов заверил общественность, что ктем автомобилям, которые сегодня ездят подорогам Казахстана, небудут применяться топливные нормы «Евро-2» и«Евро-3». «Они отработают свой эксплуатационный срок без какого-либо запрета», -подчеркнул министр.

Напомним, что вКазахстане давно ожидают введения новых норм. Считается, что «Евро-2» позволит вполтора раза ограничить токсичность выбросов автомобилей. «Евро-3» и«Евро-4» сократят содержание вредных веществ ввыхлопах еще на25% каждый. При этом вомногих странах жесткие экологические стандарты -уже давно реальность. Европа ввела «Евро-4» ипланирует кконцу десятилетия ввести «Евро-5», Россия вэтом году переходит на«Евро-3».

То, что нормы поавтомобильным выхлопам нужно ужесточать ивКазахстане -факт самоочевидный. Пословам г-на Ахметова, ежегодный объем выбросов ватмосферу отавтомобилей страны превышает миллион тонн. Особенно страдают жители Алматы. Как известно, южная столица РКвошла вдесятку наиболее загрязненных городов мира. Если подняться наотроги Тянь-Шаня, лежащие рядом сАлматы, ипосмотреть вниз, толегко прийти вужас. Вбезветренный день, каких немало (город наполовину окружен горами, задерживающими воздушные потоки), над единственным казахстанским мегаполисом висит плотная угольно-черная шапка смога. Поданным экологов, впрошлом году средняя концентрация формальдегида вАлматы достигала 4,0 ПДК, диоксида азота ивзвешенных веществ -2,3 ПДК. Общее количество выбросов вредных веществ ватмосферу города составило 185тыс. тонн, изних 161,3 тыс. пришлись надолю автотранспорта.

Почему жевласти медлят сужесточением требований ктехническим характеристикам авто, отравляющим воздух? Дело нетолько втом, что показахстанским дорогам колесит масса старых автомобилей, несоответствующих заявленным стандартам. Гораздо важнее, что национальная промышленность невсилах обеспечить потребности страны вкачественном топливе. Годы экономии наинвестициях вразвитие нефтеперерабатывающих производств непрошли даром: сегодня казахстанский бензин -это часто бензин поддельный, «разбодяженный», неизвестно скакими присадками идобавками. Неизвестно -потому что нет эффективной системы контроля над качеством продаваемого топлива. Проверки проводятся эпизодически изачастую ограничиваются лишь тремя показателями: октановым числом, содержанием свинца вбензине, содержанием серы вдизтопливе. Дотрети проб несоответствуют стандартам. Иногда забензин выдается бензиновая фракция.

Импорт бензина изРоссии втакой ситуации неспасает. Во-первых, уроссиян ситуация ненамного лучше -ихбензин тоже уступает мировым стандартам. Во-вторых, онтоже дорог. Как отмечал всередине апреля глава Министерства энергетики иминеральных ресурсов республики Сауат Мынбаев: «ВРоссии цена набензин значительно выросла, ивсреднем она на15% превышает цену навнутреннем рынке внашей стране». В-третьих, попути изОмска (там находится НПЗ, снабжающий топливом северные районы Казахстана) вШымкент онподорожает еще больше.

Гарь ввоздухе исера влегких -неединственные последствия нехватки качественного топлива. Сюда женеобходимо приплюсовать недополученную национальной экономикой прибыль. Ведь мыгоним зарубеж сырую нефть, анепродукты переработки сболее высокой добавленной стоимостью. Атакже отсутствие новых инвестиционных проектов вобласти нефтепереработки, которые быоттянули часть свободных денежных средств, разгоняющих маховик инфляции. Нет инвестпроектов -нет новых рабочих мест, нет новых трубопроводов, новых товарных составов сбензином идизтопливом, идущим вдругие страны. Рынок ГСМ остается рынком продавца -каждую смену ценников назаправках мычувствуем насвоих кошельках, отправляясь вмагазин запродуктами. Только заапрель топливо подорожало вразных регионах страны до7%.

Пока подорогам нашей страны тарахтят чадящие авто, вбаках которых плещется «разбодяженный» бензин, правительственные чиновники увлекаются прожектами втопливной сфере. Тособираются развивать производство биоэтанола -напомним, что еще недавно вКазахстане планировали построить восемь заводов поего выпуску. Построили один -понеофициальным данным, онеле выживает. Тоделают ставку наразвитие мини-НПЗ. Всередине прошлого десятилетия даже специальную программу наэтот счет принимали, но, как говорят участники рынка, нитенге внее невложили. Что жемешает вместо кучи отдельных прожектов вложить средства водин серьезный проект построительству современного нефтеперерабатывающего завода? Вопрос повисает ввоздухе…

Редакционная статья


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии