Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

... Расцениваем действия чиновников местных органов власти, различными способами понуждающих нас собирать деньги на капитальный ремонт не принадлежащей нам собственности, как моральный терроризм

Фото : 23 мая 2008, 13:30

Автор «Тасжарган» № 19 (96) от 21 мая 2008 г.    

22.05.2008 г. 

В редакцию поступило письмо известного экономиста, бывшего депутата мажилиса РК Валентина Макалкина, который вновь поднимает вопрос об одной из наболевших проблем - приватизации жилья.

Редакция полагает, что подтвержденные цифрами и экономическими выкладками размышления автора будут интересны большому кругу читателей.

Обращаемся к вам, руководствуясь п.2 ст. 40 Конституции Казахстана, как к гаранту единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, поскольку на уровне правительства и местных органов власти затрагивающий наши права и свободы вопрос не находит должного правового и социально-экономического решения.

Дело в следующем.

Мы живем в приватизированных в начале 90-х годов ХХ века квартирах. Приватизация в то время проводилась в соответствии с «Положением о приватизации государственного жилищного фонда в Республике Казахстан», утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан № 66 от 24.01.1992 г. (далее - Положение).

В Положении речь идет о приватизации жилых помещений, но не домов. И в Положении ничего не говорится об общедомовых частях дома. До приватизации жилья в начале 90-х годов ХХ века жилые дома, как целостные объекты, являлись государственной собственностью, частью Государственного жилищного фонда.

В период приватизации мы, жильцы домов, в соответствии с вышеназванным Положением приватизировали жилые помещения (квартиры), но не дом в целом. И у нас в правоустанавливающих документах (договорах купли-продажи) так и указано: поселение, улица, дом №, квартира №, площадь квартиры. И нет ни слова, ни полслова о том, что мы, покупая квартиры, становимся сособственниками общедомовых частей домов.

Норма о взаимосвязи общедомовых частей дома с квартирами в Гражданский кодекс РК (пункт 6 статьи 209) была внесена только в 1998 году, когда массовая приватизация уже прошла. А в соответствии с подпунктом 5) пункта 3 статьи 77 Конституции РК «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют».

Кроме того, в статьях 1 и 2 ГК РК установлено, что государство, юридические и физические лица в имущественных отношениях равны. А имущественные отношения строятся на основе договора, на основе свободы договора. И если в договоре приватизации не указано, что жильцы - собственники квартир приватизировали и общедомовые части дома и являются их собственниками, то это означает, что собственником общедомовых частей дома остался и является первичный собственник, то есть государство.

И оно же, государство, в данном случае акиматы, должны в соответствии с п. 2 ст. 6 Конституции РК обеспечить капитальный ремонт принадлежащей ему собственности, чтобы она служила общественному благу (и нам - жильцам).

Вышесказанное касается правовой составляющей проблемы.

Но есть еще и социально-экономическая составляющая. Дело в следующем. Как вы, наверное, знаете, в советский период в Казахстане гражданам жилище в государственном жилищном фонде предоставлялось бесплатно. Государство же и проводило капитальный ремонт домов. Граждане проводили лишь косметический ремонт квартир. Исходя из такой ситуации, государство при установлении (расчете) социальных нормативов: минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, пособий не учитывало расходы на приобретение и капитальный ремонт жилья.

В настоящее время государство (в соответствии с Конституцией РК, принятой в 1995 году) уже не обеспечивает граждан жилищем бесплатно. Однако при расчете социальных нормативов: минимальных заработной платы, пенсий, пособий, стипендий - расходы на покупку и капитальный ремонт жилья, к сожалению, по-прежнему не учитываются.

Заметим, что в большинстве домов, построенных в советское время, в которых граждане приватизировали квартиры, в настоящее время проживают преимущественно люди бедные, с доходами на уровне (а то и ниже) прожиточного минимума, в котором, повторимся, расходы на капитальный ремонт не учтены.

Поэтому безнравственно и с правовой, и с социально-экономической позиций обвинять граждан в несознательности. Особенно в свете нормы пункта 1 статьи 1 Конституции Казахстана, установившей: «...высшими ценностями... (государства) являются человек, его жизнь, права и свободы».

Поэтому мы расцениваем действия чиновников местных органов власти, различными способами понуждающих нас собирать деньги на капитальный ремонт не принадлежащей нам собственности, как моральный терроризм. Исходя из изложенного, полагаем, что не следует дожидаться, когда дома будут разрушаться от ветхости, а принять меры по их капитальному ремонту. Для государства это обойдется дешевле (во всех смыслах), чем строить новые дома.

И второе: просим принять меры по прекращению морального терроризма в отношении обездоленных граждан со стороны чиновников. Кроме того, нам стало известно, что правительство РК инициировало законопроект, в котором в очередной раз делается попытка посредством поправок и дополнений в Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» все-таки возложить обязанность капитального ремонта домов, квартиры в которых приватизированы, на собственников квартир.

Неужели и чиновники правительства Республики Казахстан не знают норм Конституции Республики Казахстан, в частности ст. 77?

А ведь неуважение Конституции - суть угроза устойчивости государства.

Валентин МАКАЛКИН  и еще 147 подписей


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии