Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Лжецентр шантажа и гипноза

Фото : 23 мая 2008, 14:43

Навязчивые сектанты, фанатично атакующие прохожих на улицах с целью завербовать новых адептов своего учения, — такая картина знакома, наверное, каждому городскому жителю. Но, конечно, сегодня в Казахстане проблема деятельности различных новоявленных сект и религий не ограничивается вышеописанными действиями. Их можно отнести, пожалуй, к наиболее безобидным. Между тем анализ ситуации в данной сфере в целом свидетельствует о необходимости законодательного регулирования деятельности религиозных объединений (РО) по многим параметрам.

В первой статье Конституции Казахстана закрепляется светский характер нашей республики. Это значит, что деятельность религиозных объединений отделена у нас от государства. Таков главный принцип. Но он, на наш взгляд, нуждается в конкретизации, так как имеет ряд некоторых особенностей, по-разному трактуемых в различных светских государствах. Так, например, в школах Российской Федерации в настоящее время преподается предмет «Основы православной культуры», в Германии обязательно теологическое образование, в Чехии государственные дотации предназначаются на заработную плату священникам и поддержание церквей, в Турции исламские священнослужители получают зарплату из государственного бюджета. Перечислять можно долго.

Таким образом, обнаруживается влияние исторических, культурологических и других факторов на содержание государственно-конфессиональных отношений, из чего возникает вопрос: какие изменения и дополнения должны быть внесены в казахстанское законодательство в этой сфере? В первую очередь нововведения должны соответствовать принципу защиты прав человека, и обязанности государства — обеспечить эту защиту. В этом контексте важна Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006—2011 годы, которая предусматривает принятие комплекса организационных и правовых мер, нацеленных на пресечение деятельности сектантских организаций.

Действительно, в последнее время широкое распространение получила практика нетрадиционных религиозных объединений, которые, используя психологическое и физическое насилие, шантаж, обман, внушение и гипноз, вовлекают в свои ряды новых верующих, нарушая право на свободу выбора убеждений. Это идет в разрез с конституционной нормой, дающей право на свободу совести.

Анализ действующего законодательства показывает, что в нем не предусмотрены меры по защите прав человека от указанных противоправных действий. Следует также предусмотреть запрет на вмешательство религиозных объединений либо групп, их руководителей в дела государства.

По вопросам, касающимся регистрации и классификации РО, предлагаю закрепить два вида религиозных формирований: «религиозное объединение» как юридические лицо и «малочисленная религиозная группа», не имеющая признаков юридического лица. Пробелом в действующем законодательстве является также отсутствие признаков РО. К сожалению, этим пользуются коммерческие структуры, прошедшие регистрацию как религиозные объединения и получающие за счет такого статуса налоговые и другие льготы.

Существующая классификация видов религиозных объединений не позволяет вести их полноценный учет. В связи с этим предлагаю разделить таковые в зависимости от территории деятельности на местные и централизованные.

В законе о свободе вероисповедания и религиозных объединениях не установлены порядок создания религиозного управления (центра) и требования к его регистрации. Сейчас любое РО может указать в наименовании слово «управление» или «центр» и смело регистрироваться в качестве такового. Поэтому, на мой взгляд, необходимо установить четкий порядок создания централизованных религиозных объединений, к каковым могут относиться организации, действующие на территории более половины областей республики, городов Алматы и Астаны не менее пятнадцати лет.

При регистрации религиозных объединений необходимо ввести и такие обязательные требования, как представление сведений о вероучении, культовой практике, об истории возникновения религии и данной РО, ее деятельности в других странах. Целесообразно также установить более широкий круг требований к содержанию устава религиозной организации: решить, например, какими должны быть условия и порядок приобретения, утраты членства, что входит в круг прав и обязанностей участников (членов); каков порядок использования имущества в случае ликвидации религиозной организации и так далее.

Внесение такой нормы закона является вполне оправданным и в той или иной форме существует во многих странах, в частности в США, Австрии, Германии. В целом отмечу, что понятийный аппарат Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» не полон, морально устарел. Это вызывает необходимость уточнения и разъяснения используемых в нем терминов. Думаю, что также нужно скорректировать и четко определить понятия «миссионерской деятельности», «религии», «свободы совести и вероисповедания». Необходимо ввести понятия «секта», «проповедование», «религиозная литература», «руководитель религиозного объединения», «прихожанин».

Так как в действующих законодательных актах РК отсутствуют основания проведения религиоведческой экспертизы и ее юридических последствий, необходимо решить и этот вопрос, что позволит противостоять псевдорелигиозным объединениям уже на стадии регистрации. Для предотвращения межконфессиональных разногласий, для защиты прав людей важно пресечь хождение по квартирам представителей религиозных объединений с целью раздачи религиозной литературы и распространение ее на улицах, в других общественных местах. Как показывают социологические опросы, многие рассматривают эти действия как оскорбление религиозных чувств, нарушение прав на свободу вероисповедания и даже личную неприкосновенность. Предлагаю подобную деятельность разрешить только там, где проводятся богослужения, религиозные обряды и церемонии. В то же время это не должно нарушить права предпринимателей, которые торгуют различными сувенирами, а также граждан, которые по собственному желанию хотят их приобрести.

В мировой практике уже имеется опыт разрешения этой проблемы. В Германии не разрешается приставать с литературой в общественных местах, в то же время религиозным объединениям дозволяется ставить лотки на улицах, и люди сами берут книги, если у них есть к ним интерес.

Это перечень тех нововведений, которые, на мой взгляд, необходимы сейчас. Но, безусловно, с течением времени они должны будут корректироваться в соответствии с изменениями реалий нашей жизни.

Марат БАШИМОВ,

директор экспертного института европейского права


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии