Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Налоговая дисгармония

Фото : 27 мая 2008, 11:39

Налоговая дисгармония

Один из ключевых приоритетов макроэкономической политики, отмеченных в Послании Президента народу Казахстана, — «необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана». В главном документе года сказано, что ныне действующий Налоговый кодекс исчерпал себя. Полностью согласен с Главой государства, потому что в существующем кодексе имеется много противоречий, которые не соответствуют современным условиям развития рыночной экономики. Хочется высказаться по поводу системы налогообложения организаций высшего образования. Проблема актуальная, ведь финансовые возможности высших учебных заведений играют немаловажную роль в повышении качества подготовки специалистов.

В настоящее время вузы функционируют в статусах: республиканское государственное казенное предприятие (РГКП), республиканское государственное предприятие (РГП), акционерное общество (АО). Независимо от статуса, задачей всех вузов является подготовка высококвалифицированных специалистов. Основным видом доходов любого вуза является поступление средств от оплаты за обучение: от государства — бюджетное финансирование на подготовку специалистов, обучающихся по грантам, доля которого составляет примерно 15—25 процентов от всех доходов любого вуза, от населения — за подготовку специалистов, обучающихся на платной основе (примерно 60—70 процентов), доходы от научно-исследовательской деятельности (примерно 5—10 процентов), прочие доходы — аренда, плата за общежития и другое (не более десяти процентов).

Налоговым законодательством с 2002 года при определенных условиях вузы освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога (который составляет 30 процентов от налогооблагаемого дохода) как организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере, и это очень радует.

Однако постановлением Правительства от 13.08.1999 года № 1159, а затем постановлением Правительства от 25.04.2003 года № 404 (для АО), постановлением Правительства от 10.12.2002 года № 1297 (для РГП), по сути, введен дополнительный порядок налогообложения учебных заведений. Согласно данным постановлениям, вузы обязаны производить отчисления в республиканский бюджет с чистого дохода по итогам прошедшего года в следующих размерах: вузы, находящиеся в статусе АО, отчисляют 50 процентов от чистого дохода; вузы в статусе РГП — 25 процентов от чистого дохода; вузы, функционирующие в статусе РГКП, не платят в республиканский бюджет от чистого дохода.

Таким образом, вузы (АО, РГП), имеющие льготу по корпоративному налогу, все равно остались в налоговом бремени и уплачивают значительные суммы в бюджет. Надо сказать при этом, что чистый доход, как говорится, выводится только на бумаге. На самом деле он образуется только за счет того, что потраченные вузами деньги на приобретение оборудования, оргтехнику, учебную и научно-методическую литературу, периодическую подписку на газеты и журналы, а также денежные средства, поступившие, но не использованные до конца года, например, в связи с незавершением работ по ремонту зданий, помещений, не попадают в расходную часть бухгалтерского баланса, согласно правилам бухучета.

При этом возникает вопрос: за счет каких средств вузы производят вышеуказанные отчисления в бюджет? Могу ответить: за счет средств населения, оплачивающих обучение своих детей! Потому что бюджетные средства вузами тратятся на 100 процентов, при этом бюджетными сметами не предусмотрены такие отчисления в республиканский бюджет, даже если денежные средства по ним направляются на приобретение оборудования.

Я считаю, что государственные вузы, независимо от того в каком статусе они функционируют, должны находиться в одинаковых условиях при оплате различных платежей в государственный бюджет, то есть только согласно действующему Налоговому кодексу. Финансовая устойчивость высших учебных заведений от этого значительно укрепится, а отмена отчислений в республиканский бюджет позволит направить высвободившиеся денежные средства на укрепление материально-технической базы, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, а также на улучшение социально-бытовых условий преподавателей, сотрудников и студентов.

Волнует также вопрос изменения порядка сдачи в аренду площадей учебных заведений. Руководствуясь письмом Комитета госимущества и приватизации от 07.12.2007 года № КГИП 3/6684, с первого января 2008 года доходы от сдачи в аренду имущества вузов подлежат перечислению в доход республиканского бюджета, тогда как раньше они оставались в распоряжении вузов и являлись дополнительным их доходом. Чем вызвано такое изменение, непонятно. Ведь в аренду сдаются не лишние площади, а используемые, но только в свободное от учебы время. Это площади, сдаваемые в аренду для работы спортивных секций в спортзале, организации питания (столовые, буфеты), продажи канцтоваров в фойе, коридорах. Все это необходимо для создания дополнительных удобств студентам, преподавателям и сотрудникам. И почему теперь доход от аренды должен перечисляться в бюджет, если эти площади надо содержать (капремонт осуществляется за счет арендодателя), контролировать, охранять?

В сложившейся ситуации можно сделать прогноз, что вузы будут не заинтересованы в сдаче площадей в аренду, таким образом и вуз не получит дополнительный, так необходимый ему доход, и бюджет недополучит ожидаемые средства. В связи с этим необходимо сделать так, чтобы доход от аренды, как и прежде, оставался в распоряжении вузов и направлялся на улучшение социально-бытовых условий коллектива.

 

Абдрахман Найзабеков,

ректор РГП «Карагандинский государственный индустриальный университет», профессор, председатель Темиртауского филиала НДП «Нур Отан»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии