Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Гофрированный бизнес. Рынок картона в Казахстане стоит на пороге переструктуризации: мелких и средних игроков будут вытеснять и скупать крупные казахстанские и зарубежные компании

Фото : 27 мая 2008, 16:15

Рынок картона в Казахстане стоит на пороге переструктуризации: мелких и средних игроков будут вытеснять и скупать крупные казахстанские и зарубежные компании

Недавнее сообщение опокупке крупнейшим игроком нарынке гофрокартона, АО«Казахстан Кагазы», врассрочку транспортно-логистической компании «Астана Контракт» вызвало недоумение уучастников рынка. Уних сложилось стойкое впечатление, что после прошлогодней покупки «Казупак Лтд» «Казахстан Кагазы» настроено расширять бизнес засчет поглощения своих прямых конкурентов. Еще более интригу подогревало молчание представителей «Казахстан Кагазы» инежелание топ-менеджмента комментировать последние приобретения (общаться с«Экспертом Казахстан» поповоду рыночной стратегии компании в«Казахстан Кагазы» также отказались). Поэтому всреде бумажников активно муссировалась версия отом, что, потеряв интерес кпрофильной деятельности, кагазинцы перенаправили денежные потоки ибудут зарабатывать деньги вдругих сегментах экономики, вчастности, всфере логистики, тем более что всоставе «Казахстан Кагазы» есть еще «Peak», специализирующееся надевелоперской деятельности (см. справку). Предположение логично -ведь условия работы нарынке картона становятся менее выгодными, чем раньше.

Уравнение снеизвестными

Внимание ксделкам «Казахстан Кагазы» объясняется просто -это крупнейший игрок нарынке, икаждое его телодвижение способно изменить расклад сил. Вместе сИлийским КБК исемипалатинским «Казполиграфом» «Казахстан Кагазы» входит втройку лидеров повыпуску гофрокартона игофротары. Понашим данным, онпроизводит около 6,5 млн кв. мкартона вмесяц, по3,5 млн -Илийский КБК и«Казполиграф», около 0,8 млн -ІСКЕ САТ COMPANY. При этом нестоит забывать, что мелкие исредние компании тоже имеют свою долю нарынке науровне 20-25%. Фактически это 10-12 оптовиков, куча филиалов имножество посредников.

Объемы казахстанского рынка картона оценить сложно. Это связано стем, что сами компании нехотят давать объективную информацию освоей коммерческой деятельности.

Пооценке генерального директора ТОО «Алма Папер» Рафаиля Кадикова, общая потребность казахстанского рынка вовсех видах картона в2007году составила примерно 70тыс. тонн, изних надолю российского картона для плоских слоев гофрокартона (импортируемого Илийским КБК, «Казполиграфом» и«Казахстан Кагазы») пришлось неменее 33тыс. тонн. Вденежном выражении емкость рынка картона можно оценить науровне 44-45 млн долларов, втом числе 16-17 млн -наимпорт картона для плоских слоев. Путем расчетов можно вывести ежемесячную потребность страны вкартоне для плоских слоев ибумаге для гофрирования (сырье, путем склеивания которого получают гофрокартон). Она составляет всреднем 4тыс. тонн картона для плоских слоев и3тыс. тонн бумаги для гофрирования.

Вице-президент Ассоциации полиграфистов РКЕвгений Люц считает, что емкость казахстанского рынка в3раза больше заявляемой. Благодаря этому отложенному спросу картонный бизнес, поего мнению, сначала 2000−х годов растет всреднем по20% вгод.

Кроме того, нарынке готовой гофротары определенная, неподдающаяся оценке доля приходится наконтрабанду изсоседнего Китая. «Китайцам казахстанский рынок для серьезной долгосрочной работы нанем неинтересен, -утверждает г-нЛюц. -Нонауровне продать вагон гофротары вУрумчи для Казахстана -нет проблем. Для Китая это розница, для нас -хорошая оптовая закупка».

Рынок сильно зависит отцен, которые выставляют нашим компаниям российские ЦБК. Почти 90% завозимого вКазахстан сырья для производства гофроупаковки (вденежном выражении около 100млн долларов) имеет российское происхождение. Только в2007году российские производители 6-7 раз поднимали цену набумагу икартон. Естественно, автоматически снижается рентабельность казахстанского бизнеса иинвестиционная привлекательность отрасли.

«Малыши» нарынке

«Серый» экспорт, давление состороны крупных игроков икризис ликвидности сильно задели ряд производителей картона изчисла мелких исредних компаний. Они начали сокращать объемы производства. Эта тенденция стала очевидной вфеврале текущего года. «Связана она сростом тарифов естественных монополий, -уверена начальник отдела сбыта ІСКЕ СAТ COMPANY Дана Райханова, -себестоимости продукции, врезультате чего казахстанский производитель теряет свою конкурентоспособность напотребительском рынке».

Специфика мелких исредних компаний втом, что они делают гофротару сминимальным набором техники. Поставив оборудование посклейке картона (оно умещается вкомнате 4х5метров) для плоских слоев ибумаги для гофрирования, они покупают сырье укрупных отечественных производителей -«Казахстан Кагазы» иИлийского КБК. Можно также покупать сырье вРоссии, нотогда продукция «малышей» окажется более дорогой. При этом цены насырье вКазахстане иРоссии примерно одинаковые (400-600 долларов затонну картона взависимости отего качества), нотранспортировка делает российское сырье дорогим.

Крупные предприятия тоже испытывают затруднения. Ихпроблемы связаны сростом дебиторской задолженности. Так, кпримеру, поитогам девяти месяцев прошлого года дебиторская задолженность «Казахстан Кагазы» составила немногим более 11млрд тенге.

Нонесмотря натрудности, мелкие исредние компании порой доставляют более крупным конкурентам много хлопот. Попризнанию г-на Люца, «маленькие карагандинские компании практически выгрызают укрупных игроков мелкие тиражи накартонную упаковку».

Большая картонная тройка

Крупные компании предпринимают ответные действия. Ввиде поглощения небольших предприятий. Свидетельством тому покупка кагазинцами компании «Казупак Лтд».

Эксперты несклонны рассматривать эту покупку сточки зрения повышения капитализации компании. 100% акций было приобретено всего за5млн долларов, при этом «Казахстан Кагазы» приняло насебя долговые обязательства вразмере 3млн долларов. Как предполагает Евгений Люц, «Казахстан Кагазы» купило конкурента сцелью снижения бизнес-рисков засчет выхода нарынок мелкотиражной упаковки, начем испециализировался «Казупак Лтд».

Помнению участников рынка, «Казахстан Кагазы» предпринимало ряд попыток консолидировать рынок гофрокартона. «Но продолжительное время такая монополия вусловиях современного саморегулирующегося рынка существовать неможет, -уверяет г-нКадиков. -Вслучае необоснованного монопольного повышения цен нарынок неизбежно придут другие крупные игроки, которые предложат оптимальные цены». Вчисле наиболее вероятных потенциальных конкурентов -крупные российские икитайские производители гофропродукции, они могут предпочесть прямые договора скрупными потребителями картона игофротары изКазахстана существующей сети дилеров.

Таким образом, вперспективе можно ожидать ужесточения борьбы всегменте мелких исредних игроков, производящих ипродающих (или перепродающих) картон. Ихбудут вытеснять ипокупать как россияне, так иведущие казахстанские компании. Авот слияний в«большой тройке» ждать неприходится -повсем имеющимся враспоряжении «Эксперта Казахстан» прогнозам, «Казахстан Кагазы», Илийский КБК и«Казполиграф» небудут поглощать друг друга попростой причине: люди, стоящие заэтими активами, неготовы продавать бизнес. Несмотря наснижение маржи, его рентабельность остается науровне 5-20%, что позволяет получать неплохую прибыль.

Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии