Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Борьба «нанайских мальчиков» с дефицитом бензина

Фото : 27 мая 2008, 16:17

Пытаясь не допустить дефицита топлива, Казахстан вводит запрет на экспорт нефтепродуктов с 1 июня до 1 сентября 2008 года. Однако эта запоздалая мера явно недостаточна

19мая премьер Карим Масимов подписал постановление озапрете экспорта нефтепродуктов. Пословам главы энергетического ведомства республики Сауата Мынбаева, «это связано смасштабным экспортом запределы Казахстана. Понятно, что цена дизтоплива ибензина (всоседних странах) значительно выше, чем унас. Идут формальные инеформальные достаточно большие объемы экспорта, инереагировать мынаэто неможем, поскольку навнутреннем рынке цена адекватно растет». Вице-министр энергетики иминеральных ресурсов Ляззат Киинов полагает, что принятие такой меры позволит стабилизировать цены исоздать резервный объем ГСМ для работы вовремя уборочной кампании.

Квотирование, запрет экспорта нефтепродуктов уже втечение ряда лет является стандартной реакцией правительства республики наподобную ситуацию. Хотя опыт многих стран (исамого Казахстана) показывает, что административные способы насыщения рынка нефтепродуктами, давая кратковременный эффект, нередко ведут кдефициту иросту нелегального оборота.

Отрицательный позитив

Как сообщает Агентство постатистике, встране вянваре-апреле 2008года произведено 908,3 тыс. тонн ГСМ -на2,3% меньше, чем зааналогичный период 2007года. Зато экспорт топлива заэто жевремя почти удвоился. Результат -обеспеченность ГСМ сельхозпроизводителей насевере Казахстана впериод посевной -всего 70% отпотребности, авЮКО стоимость дизтоплива превысила 100тенге залитр, ноипоэтой цене его нет впродаже. Обращает насебя внимание итот факт, что дизельное топливо впервые стоит дороже бензина.

Вправительстве, как всегда, ссылаются навнешнюю причину: рост мировых цен нанефть. Однако если министр экономики ибюджетного планирования Бахыт Султанов заявляет, что «положительным фактором, оказывающим влияние наэкономику, является рост цен нанефть идругие экспортные позиции Казахстана», товминистерстве энергетики сэтим «положительным фактором» связывают такие негативные тенденции навнутреннем рынке нефтепродуктов, как ихдефицит ирезкое удорожание.

Отметим, что ранее, после принятия правительством решения опошлине наэкспорт сырой нефти, эксперты предупреждали чиновников онеобходимости ввода ограничения инавывоз продуктов нефтепереработки. Новласти мнение экспертов проигнорировали иначали действовать лишь тогда, когда практически навсей территории страны, заисключением западных областей, «вдруг возник» острейший дефицит ГСМ, т.е. когда поезд уже ушел. Таким образом, круг замыкается насамом правительстве, иего действия очень напоминают небезызвестную борьбу «нанайских мальчиков».

Можем, если захотим

Ситуация, сложившаяся сГСМ, наглядно показывает неэффективность политики правительства поуправлению топливным рынком. Афакт наличия ценового сговора производителей исуществования встране лишь рынка продавца, диктующего свои условия потребителю, подтверждается удорожанием топлива даже при падении цены нанефть намировом рынке иотпуском его восновном аффилированным сНПЗ компаниям. Аглавный игрок нарынке нефтепереработки, как известно, -нацкомпания «КазМунайГаз», контролирующая производство почти половины нефтепродуктов встране. Логично предположить, что ееполитика должна направляться основным акционером -государством. Очевидно, что этого непроисходит.

Между тем Казахстан -нефтедобывающая страна, которая вполне может позволить себе дешевое топливо навнутреннем рынке. Надо лишь продумать действенные меры порегулированию экспорта -ведь, помнению президента нефтяной финансово-промышленной группы «НарОйл» Султана Ушбаева, основной причиной кризиса нарынке ГСМ является неконтролируемый экспорт нефтепродуктов через Украину, Таджикистан иУзбекистан вЕвропу иАфганистан. Нонефть ибензин нетот товар, который можно вывезти заподкладкой пиджака или чемодана, аналадить постоянный жесткий контроль заэкспортом (вместо периодического введения запретительных мер) несложно. Было быжелание.

Кроме того, несложно сформировать государственный резерв топлива, который можно продавать при дефиците нарынке итем сдерживать цены. Купив топливо зимой ипродав его летом на5-8% (ане30-40% как сейчас) дороже, государство при более низком риске получало быдоходность насредства Нацфонда больше, чем отвложений взарубежные ценные бумаги. Топливо так или иначе входит всебестоимость практически всех товаров ивлюбом случае рентабельно как впроизводстве, так ивдистрибуции.

Сергей Смирнов, руководитель отдела промышленности «Эксперт Казахстан»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии