Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Сырьевой сектор не потеряет инвестиционной привлекательности - интервью с министром финансов РК

Фото : 28 мая 2008, 13:35


С 17 мая в Казахстане действует таможенная пошлина на экспорт сырой нефти. При этом ставки таможенных пошлин на вывозимую с таможенной территории республики нефть не применяются при экспорте компаниями нефти, добытой ими по контрактам на недропользование, в которых предусмотрено освобождение от уплаты указанных пошлин. Таким образом, в настоящее время таможенной пошлиной на экспорт нефти облагаются 38 недропользователей.

Однако недавно стало известно, что с принятием нового Налогового кодекса предполагается введение экспортной таможенной пошлины для всех недропользователей, в том числе и со стабильным налоговым режимом в контрактах. Правда, и здесь есть исключения.

Подробно о планируемом изменении порядка налогообложения в связи с действием нового налогового законодательства и в целом о текущей ситуации на финансовом рынке республики в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал министр финансов Казахстана Болат Жамишев.

- Болат Бидахметович, насколько обосновано введение таможенных пошлин на экспорт сырой нефти? Какие выгоды они принесут?

- Таможенные пошлины на экспорт сырой нефти введены в текущем году, но их применение рассматривается как долгосрочная цель в рамках новой концепции налогообложения недропользователей.

Помимо данной экспортной таможенной пошлины новый Налоговый кодекс, который, как ожидается, будет принят в этом году и вступит в силу с нового года, предполагает обложение недропользователей налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Понятно, что экспортная пошлина выполняет прямую фискальную задачу пополнения бюджета и, кроме того, обеспечивает стимулы для реализации сырья на внутреннем рынке.

- Насколько высока вероятность распространения с начала следующего года действия таможенной пошлины на всех недропользователей, в том числе на тех, в чьих контрактах закреплен стабильный налоговый режим? В связи с чем предлагается исключить ограничение действия этой пошлины?

- Отказ от стабильности в контрактах по налогам и другим обязательным платежам в бюджет предусматривается проектом Налогового кодекса. При этом все прочие обязательства по стабильности, содержащиеся в данных контрактах, будут сохранены.

Данный отказ обусловлен тем, что в договорах, регулируемых гражданским законодательством, содержатся нормы императивного, то есть обязательного права. Налоговые платежи обязательны для всех хозяйствующих субъектов и, в принципе, не могут регулироваться отдельными соглашениями, что в полной мере соответствует модели континентального права.

Вместе с тем стабильность сохранится по контрактам, заключенным в рамках соглашений о разделе продукции (СРП). Сюда же можно добавить и контракт с ТШО (СП "Тенгизшевройл". - "ИФ-К") - это отдельный контракт, который не относится к СРП. Соответствующую норму предполагается включить в новый Налоговый кодекс. В целом, получается, что стабильность сохраняется только по самым крупным месторождениям.

Прошу отметить, что это предусмотрено концепцией нового Налогового кодекса. Понятно, что все предложения предстоит еще обсудить.

Если в первые годы независимости важно было обеспечить привлечение инвесторов, то сейчас происходит упорядочение законодательства в целом и отказ от предоставления налоговых льгот в контрактах.

Вместе с тем в новом Налоговом кодексе предусмотрена возможность введения каких-либо индивидуальных льгот. Но применяться они будет только в отношении тех соглашений, которые будут ратифицироваться парламентом, то есть приобретать силу законодательного акта. При этом новые СРП с 2009 года заключаться не будут.

- Как будет распределяться налоговая нагрузка на отрасли экономики после вступления в силу нового Налогового кодекса?

- Перед разработчиками стоит задача по снижению налоговой нагрузки на несырьевой сектор и увеличению нагрузки на сырьевой, в том числе через введение НДПИ.

При этом не стоит опасаться, что из-за увеличения нагрузки на недропользователей сырьевой сектор Казахстана потеряет свою инвестиционную привлекательность.

- Останется ли рентный налог?

- Взамен рентного налога вводится экспортная таможенная пошлина, а взамен роялти - НДПИ. При этом я говорю условно, поскольку механизм расчета и изъятия этих платежей различен.

- Действие режима НДПИ будет распространяться на всех недропользователей?

- Данный налог будет распространяться на всех недропользователей, за исключением уже подписанных соглашений о разделе продукции плюс контракта с ТШО.

Это предложение разработчиков, окончательное решение по этому вопросу еще предстоит принять.

- Какие суммы поступлений в бюджет ожидаются в связи с предполагаемым принятием экспортной таможенной пошлины на металлургическую продукцию? И какой будет ставка таможенной пошлины на указанный вид продукции?

- Решение о введении таможенной пошлины на металлургическую продукцию не принималось. Пока это предложение на стадии обсуждения, поэтому говорить об этом рано.

- Ознакомились ли вы с отчетом Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета-2007? Есть ли расхождения в цифрах по исполнению бюджета у возглавляемого вами ведомства и Счетного комитета?

- По исполнению никаких расхождений в цифрах нет, как и не было раньше. Данные по доходам, расходам и финансированию дефицита, в общем, всегда совпадали.

Тем не менее, с отчетом мы продолжаем знакомиться. У Счетного комитета есть ряд предложений. Они касаются устранения недостатков в планировании бюджета, продолжающейся практики предоставления налоговых льгот и преференций, увеличения межбюджетных трансфертов, дивидендной политики по отношению к национальным компаниям и управления ликвидностью национальными холдингами и компаниями, других вопросов фискальной политики.

- Бюджет-2007 впервые формировался по новой схеме, в которой были разделены доходы от нефтяного и ненефтяного сектора. Насколько, по вашему мнению, данная схема оказалась эффективной?

- Расходы текущего бюджета формируются от поступлений несырьевого сектора. А за счет трансфертов из Национального фонда, который в свою очередь формируется от поступлений нефтяного сектора, финансируется бюджет развития.

Данная схема очень эффективна в плане координирования задач Национального фонда по финансированию инвестиционных проектов.

- Вы заявляли, что выступаете против применения механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) при строительстве социальных объектов, и предлагали перейти на бюджетное финансирование. Почему? И каким образом будет решена проблема строительства 34 школ в Южно-Казахстанской области, которое не было завершено в 2007 году?

- Да, в данном случае я имел в виду механизм ГЧП не как таковой, а именно применительно к строительству указанных объектов. Поскольку в условиях значительного снижения возможностей для привлечения инвесторами средств более эффективным и гарантированным представляется прямое финансирование из средств республиканского бюджета.

Что касается 34-х школ в Южно-Казахстанской области, то на их строительство предусмотрены средства в пакете поправок к республиканскому бюджету-2008, соответствующий проект уже находится на рассмотрении в парламенте. Также будет продолжена реализация программы "100 школ, 100 больниц", предполагающая развитие в стране инфраструктуры системы образования и здравоохранения.

И если говорить подробнее о проекте поправок в бюджет, то я хотел бы отметить, что, в соответствии с поручением главы государства, сокращение социальных программ или расходов республиканского бюджета не предусматривается.

Более того, с 1 июля предложено повысить социальные выплаты, размер которых зависит от величины прожиточного минимума, в частности получателям пенсий и пособий с дополнительным начислением разовых компенсаций этим категориям за первое полугодие текущего года. Также предлагается адекватно повысить с 1 сентября размеры стипендий.

Увеличен прогноз поступлений в республиканский бюджет - они составят 2 729,7 млрд тенге, что по сравнению с утвержденным бюджетом больше почти на 30 млрд тенге - за счет введения экспортной таможенной пошлины и дополнительного трансферта из Национального фонда. Снижен прогноз поступлений по налогам.

Уточненные планируемые расходы республиканского бюджета предполагается установить в объеме 3 064,1 млрд тенге, или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом на 153,1 млрд тенге.

Вместе с тем предусматривается дополнительное выделение 200 млрд тенге на реализацию прорывных проектов. К ним относятся завершение строительства объектов образования; реализация выработанных дополнительных мер по обеспечению роста экономики, включая одобренные на предыдущих заседаниях правительства меры в сфере жилищного строительства и по поддержке агропромышленного комплекса; подготовка регионов к отопительному сезону, а также ряд других вопросов, требующих безотлагательного решения.

- Остается ли потребность в пополнении ликвидности казахстанских коммерческих банков? Почему госфонд "Казына", получая средства из бюджета под нулевой процент, выдает их банкам уже по рыночным ставкам?

- Потребность пополнения ликвидности казахстанских банков, безусловно, существует, но в целом наметилась положительная динамика показателей, характеризующих уровень ликвидности. Соответствующие действия предпринимает Национальный банк с использованием инструментов кредитно-денежной политики. Правительство же не предпринимает каких-то специальных мер, направленных на фондирование банков, что вполне закономерно. Эта помощь, скорее, опосредованная и проводится через оказание финансовой помощи строительному и агропромышленному секторам, а также с помощью капитализации институтов развития.

Что касается "Казыны", то фонду выданы не кредиты, а средства на его капитализацию, поэтому о процентах говорить не приходится. И считаю нормальным то, что фонд размещает выданные ресурсы по рыночной ставке. В противном случае фонду пришлось бы отразить в учете соответствующие убытки.

- Как долго, по-вашему, сохранятся сложности на отечественном финансовом рынке?

- Можно однозначно сказать, что банки адаптируются к изменившимся условиям. Безусловно, новые стратегии банков предполагают умеренные темпы роста. Кроме того, акцент делается уже на управление рисками. Если эта работа будет проведена, то часть сложностей, связанных с возможным ухудшением качества портфеля, будет нивелирована.

Что касается возможности фондирования, то безусловно, это в значительной части зависит от состояния мировых рынков капитала, но уже отдельные банки показывают, что в нынешних сложных условиях у них есть возможность рефинансирования своих обязательств на внешних рынках.

- Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация с суверенными рейтингами? Как дальше поведут себя рейтинговые агентства, как скоро изменятся рейтинги страны в ту или иную сторону?

- Изменение прогноза суверенного рейтинга республики со "стабильного" на "негативный" во многом связано с убежденностью рейтинговых агентств в том, что существуют риски для фискальной позиции страны, вложения дополнительных средств в финансовую систему и другие отрасли, состояние которых прямым образом влияет на качество ссудного портфеля. Если банки начнут на постоянной основе демонстрировать возможности для рефинансирования своих обязательств, в том числе на внешних рынках капитала (при этом не обязательно рефинансировать все суммы в полном объеме, самое главное - продемонстрировать возможность), то рейтинговые агентства убедятся в том, что риск привлечения бюджета как источника для покрытия банковских обязательств снижается. В этом случае появятся дополнительные аргументы в пользу изменения прогноза с "негативного" на "стабильный".

Но неопределенной остается ситуация в строительном секторе. На сегодняшний день государством выделена часть средств на его поддержку, но поскольку ситуация в отрасли не выправилась, существует риск того, что потребуются дополнительные деньги. Безусловно, такая картина рейтинговыми агентствами воспринимается как негатив. Даже если бы все банки вдруг показали убытки от переоценки активов, их рейтинги понизились бы, но суверенный рейтинг, скорее всего, не изменился бы, потому что в таком случае четко был бы виден объем убытков, которые следует покрыть, и определен вероятный источник, за счет которого предполагается их восполнить.

В условиях проблем на рынке недвижимости и в связи с неопределенностью, в какой мере государство будет поддерживать строительную отрасль, "негативный" прогноз сохранится.

Дополнительные аргументы для повышения суверенного рейтинга появятся, когда банки продемонстрируют отсутствие каких-либо значительных рисков по ухудшению качества ссудного портфеля.

Что касается того, сколько времени это займет, то ситуация по отдельным позициям, например, демонстрации банками возможности без проблем рефинансировать свои обязательства, прояснится быстро, по строительному сектору потребуется определенное время.

Тем не менее, оценки рейтинговых агентств важны, но еще важнее для нас меры по изменению самой ситуации. Рейтинг - это всего лишь производная из анализа ситуации.

- Как продвигается работа по упрощению системы таможенного контроля участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), о чем давал распоряжение, в том числе и вашему министерству, премьер-министр?

- Не так давно правительство приняло решение, которое заключается в том, что с 2009 года будет сокращено количество разрешительных документов для экспортеров-импортеров, выдача документов будет осуществляться через центр обслуживания населения по принципу "одного окна".

Кроме того, принято решение о переходе на систему интегрированного контроля на границе, то есть комитету таможенного контроля Минфина передаются функции транспортного контроля, а также ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-эпидемиологического.

Остальные госорганы будут получать ежедневную информацию в режиме on-line со всех таможенных постов страны через центр оперативного управления в Астане.

- Ожидается ли сокращение доли офшоров в экспорте в связи с принятием законопроекта о трансфертном ценообразовании, который рассматривается в парламенте?

- За последние семь лет с момента принятия действующего закона о госконтроле при применении трансфертных цен доля офшоров в экспорте сократилась с 60% до 26%. Мы полагаем, что эта тенденция продолжится.

Надо отметить, что законопроект не устанавливает запрет на реализацию товаров в офшорные зоны, просто эти сделки перестанут быть выгодными. Соответствующий механизм предусмотрен за счет того, что при продаже товара в офшорные зоны не будет учитываться диференциал, то есть вычеты, связанные с издержками на реализацию товара.

Кроме того, данный законопроект вводит так называемый принцип "вытянутой руки". Таким образом, связанные стороны не будут совершать нерыночные сделки, поскольку любая такая операция станет предметом для рассмотрения с позиции трансфертного ценообразования.

- Спасибо за интервью!

Источник: Интерфакс-Казахстан


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии