Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Социально прочный бюджет

Фото : 29 мая 2008, 12:31

Социально прочный бюджет

Вчера Мажилис Парламента на пленарном заседании, которое провел председатель палаты Аслан Мусин, одобрил поправки в республиканский бюджет текущего года. Как подчеркнул, выступая перед депутатами, Премьер-Министр Карим Масимов, пакет изменений в главный финансовый документ страны позволит решить временные экономические проблемы и обеспечить устойчивый рост в перспективе.

Выступая перед парламентариями, глава Правительства обозначил основные тренды в мировой экономике, предопределившие тактические приоритеты в деятельности Кабинета министров и корректировку бюджета года. Это и проблемы ликвидности на американском рынке, и, как следствие, продолжающаяся нестабильность мировых финансовых рынков. И кризисные тенденции на мировых продовольственных рынках, дефицит основных продовольственных товаров и рост цен на них, особенно в государствах Азии. И усиление инфляционных процессов во всем мире, и в первую очередь рост цен на энергоресурсы и продукты питания. И общее замедление темпов роста мировой экономики. Перечисленные тенденции имели негативные последствия для Казахстана. Однако благодаря прочности экономического фундамента нашей страны, а также выработанной по поручению и при поддержке Главы государства системе эффективных стабилизационных мер, Правительство не допустило развития ситуации по худшему сценарию.

Тем не менее пока остаются проблемы, но мы знаем, как их решать, отметил К. Масимов. Премьер заявил, что Правительство управляет экономическим ростом, и представил мажилисменам программу скорректированных действий до конца года.

Благодаря комплексу мер по стабилизации макроэкономической ситуации в целом рост отечественной экономики сейчас прогнозируется на уровне не менее пяти процентов. Это ниже первоначальных прогнозных показателей, которые закладывались при формировании бюджета 2008 года. Но справедливости ради надо сказать, что бюджет верстался и был направлен в Парламент в период внешнего экономического благополучия без кризисных предпосылок, констатировал Премьер-Министр. В условиях же изменившейся экономической конъюнктуры Правительство приняло верные оперативные решения, не будь которых об экономическом росте в текущем году вообще можно было бы забыть.

Основной аргумент исполнительной власти в обеспечении экономического развития в нынешних условиях, по словам К. Масимова, инфраструктурные проекты. При уточнении бюджета прошлого года принято решение о дополнительном финансировании реального сектора экономики. Добавив к этому средства из резерва текущего года, Правительство направило в экономику почти 300 миллиардов тенге, или 2,5 миллиарда долларов. Теперь на развитие инфраструктуры предлагается направить дополнительные инвестиции. Речь идет о приоритетных инвестиционных проектах, определенных Главой государства в Послании народу Казахстана.

У нас есть своя политика по энергоресурсам, и мы ее последовательно проводим, продолжил Премьер-Министр. Цены на нефть изо дня в день бьют рекорды по историческим максимумам. И для Казахстана, как экспортера нефтепродуктов, это преимущество выражается в увеличении объемов экспорта.

В такой ситуации Правительство приняло решение о введении экспортной таможенной пошлины на сырую нефть и нефтебитум. В результате дополнительные доходы бюджета за семь месяцев текущего года составят около 160 миллиардов тенге.

Рост цен на энергоресурсы также означает повышение прямых налогов от предприятий нефтяного сектора. А эти налоги поступают в Национальный фонд.

В целом по итогам 2008 года активы фонда прогнозируются в объеме 32,6 миллиарда долларов, с годовым приростом на 10,3 миллиарда. Для повышения инвестиционных возможностей бюджета Правительство предлагает увеличить утвержденный размер гарантированного трансферта из Национального фонда на 125 миллиардов тенге с учетом недоиспользованной части трансферта за прошлый год в размере 5,1 миллиарда. Общий объем трансферта в текущем году достигнет 466,5 миллиарда тенге.

— Мы решаем проблемы дольщиков и развиваем строительную отрасль, — заметил далее К. Масимов.

Более 112 миллиардов тенге бюджетных средств уже направлено для завершения объектов в Астане и Алматы, из них 41 миллиард — на выкуп шести тысяч квартир в Астане. При этом Правительство, акиматы и банки определили конкретный перечень строительных объектов и выработали скоординированный, прозрачный рыночный механизм финансирования. По предварительным расчетам, государственная поддержка будет оказана 157 объектам в Астане и Алматы, где участниками долевого строительства являются более 30 тысяч граждан.

Премьер огласил информацию о том, что 148 объектов, дольщиками в которых являются свыше девяти тысяч человек, завершат строительство самостоятельно. А вот по 34 объектам требуются судебные разбирательства и процедуры банкротства. Решить вопросы по проблемным объектам поручено акиматам.

На 21,5 миллиарда тенге увеличено фондирование Казахстанской ипотечной компании и фонда гарантирования ипотечных кредитов. В целом предпринятые меры позволили поддержать объемы кредитования строительства в первом квартале текущего года, сохранив темпы роста на уровне 16 процентов. Объем инвестиций в жилищное строительство за четыре месяца увеличился на 22,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как подчеркнул К. Масимов, Правительство максимально содействует развитию деловой активности. В последнее время через Фонд развития малого предпринимательства и филиальную сеть банков из бюджета профинансированы проекты малого и среднего бизнеса на 48,8 миллиарда тенге. Последовательно проводится политика по сокращению административных барьеров. В частности, уже приняты решения по упрощению и оптимизации процедур в сфере строительства, отмене обязательной сертификации всех видов услуг.

Глава Кабинета министров также остановился на планах в отношении банковского сектора страны. Политика в этой сфере остается неизменной. По словам Премьера, казахстанская финансовая система с честью выдержала испытание мировым кризисом. Банки рассчитываются по своим текущим внешним обязательствам. Ни один из них не допустил дефолта по внутренним и внешним долгам.

Сейчас нет предпосылок для системного финансового кризиса в республике. Ситуация стабилизировалась, и мы прогнозируем ее дальнейшее улучшение, подчеркнул К. Масимов.

Сегодня Правительство ориентирует финансовый сектор на пересмотр своей стратегии. Ресурсы банков и других финансовых организаций должны работать на диверсификацию экономики, создание производств, ориентированных на экспорт, на формирование 30 корпоративных лидеров Казахстана. Со своей стороны исполнительная власть по-прежнему будет оказывать банкам необходимую помощь.

Еще одна задача, которую Правительство решает в последнее время, — обеспечение продовольственной безопасности и сдерживание роста цен на продукты питания. Если в октябре прошлого года рыночная цена на пшеницу была на уровне 200 долларов за тонну, то сегодня она перевалила уже за 350 долларов. Причины тому известны: неурожай в основных странах-производителях, сокращение переходных запасов мирового рынка зерна, обусловленное в том числе ростом потребления зерна в Китае и Индии, а также развитие производства биотоплива.

Реагируя на обстановку, Правительство наладило мониторинг и в течение всей осени изо дня в день совместно с акимами решало вопросы стабилизации цены на хлеб, масло, сахар и другие продукты питания. По итогам этой работы принят ряд оперативных и долгосрочных мер.

Так, созданы стабилизационные зерновые фонды, акиматы заключили меморандумы с зернопроизводителями. А в интересах Астаны, Алматы и незерносеющих областей достигнута договоренность с Зерновым союзом Казахстана о стабильной поставке по фиксированной цене муки и зерна. Эти меры обеспечили закуп зерна по 250—270 долларов за тонну, когда рыночная стоимость была уже существенно выше и сохраняла тенденцию к росту. В итоге по фиксированным ценам отгружено 128 тысяч тонн пшеницы.

Другой оперативной мерой стал введенный 15 апреля текущего года запрет на экспорт зерна как ответ на вывоз его из страны в чрезмерных объемах. Кроме того, в республике создан так называемый интервенционный зерновой пул в 370 тысяч тонн зерна. Это еще одна оперативная мера, призванная обеспечить сдерживание цен на хлебобулочные изделия и наличие достаточных резервов зерна в стране до нового урожая, подчеркнул Премьер-Министр.

Далее в своем докладе К. Масимов затронул меры долгосрочного характера.

Во-первых, на базе Продкорпорации создается государственный стабилизационный фонд зерна до миллиона тонн. Он будет формироваться за счет государственных реализационных ресурсов и дополнительно приобретаемого зерна, после сбора нового урожая, когда цена на пшеницу наименьшая, но по-прежнему рыночная. После этого, кстати, запрет на экспорт и интервенционный пул потеряют свою актуальность.

В качестве второй меры было названо изменение системы учета зерна. Эта задача поручена органам статистики. Отчетность теперь уже будет государственной, а не ведомственной, и ежемесячной, а не ежеквартальной, как раньше. В-третьих, для обеспечения прозрачности на рынке зерна, точного учета и сокращения промежуточных звеньев между производителем и переработчиком решено приступить к развитию биржевой торговли зерном.

Как сообщил К. Масимов, на поддержку агропродовольственного сектора в целом уже выделено 32,7 миллиарда тенге из резерва Правительства и 24,4 миллиарда — из фонда «Казына». Приоритет при этом отдан развитию производства сахара, растительного масла, плодоовощной продукции, мяса и молока. Параллельно снижены импортные пошлины на ряд продовольственных товаров, введены временные запреты на экспорт растительного масла и семян подсолнечника.

Отдельным решением Кабинета введен временный запрет на экспорт риса. Таким образом, считаю, мы контролируем ситуацию с продовольствием, отметил Премьер.

Отдельный большой блок выступления был посвящен тарифам и инфляции, ведь эти темы постоянно будоражат общественное мнение, порождая среди казахстанцев тревожные ожидания ухудшения качества жизни. «Я должен успокоить всех — мы знаем, как справиться с этими проблемами», — сказал К. Масимов. Правительство уже приняло принципиальное решение не допустить в текущем году необоснованного повышения тарифов на услуги естественных монополий.

Впрочем, если рост по объективным причинам неизбежен, его можно допустить, считает руководитель Кабинета министров. Но в таких пределах, чтобы инфляция не превысила пределы ранее установленного коридора. В первом квартале 2008 года инфляция в Казахстане составила два с половиной процента, и это один из самых низких показателей среди стран СНГ. К примеру, за аналогичный период инфляция в России достигла 4,8 процента, Украине — 9,7, Азербайджане — восемь, Кыргызстане — 6,1, Беларуси и Молдове — 4,1.

Руководитель Правительства озвучил предлагаемые новые меры по социальной поддержке, реализуемые по поручению Президента. В частности, К. Масимов попросил у мажилисменов поддержки в назначении ежемесячной компенсации пенсионерам и получателям государственных социальных пособий за первое полугодие нынешнего года. Также скорректирована величина прожиточного минимума. В связи с этим с первого июля будут повышены размеры базовых пенсионных выплат, государственных социальных пособий по инвалидности, потери кормильца и возрасту.

С первого сентября увеличатся размеры стипендий студентам и учащимся колледжей. С первого июля также будет повышен минимальный размер заработной платы на 14,4 процента — до 12 025 тенге. В целом на социальную поддержку граждан из республиканского бюджета запланировано дополнительно выделить свыше 30 миллиардов тенге.

Касаясь развития человеческого капитала, Премьер отметил, что Правительство рассматривает отрасли здравоохранения и образования не как экономически затратные, а как наиболее значимые в обеспечении долгосрочного экономического роста страны и повышении благосостояния соотечественников. Поэтому все финансовые потребности этих отраслей в уточненном бюджете остались без изменения. Более того, в рамках исполнения поручения Главы государства и принято решение о создании медицинского холдинга и 20 инновационных школ. Дополнительно будут построены 34 школы, и на эти цели предусматривается выделить 10,6 миллиарда тенге.

В заключение Карим Масимов изложил экономическую суть предложений Правительства. Так, усиливается потенциал доходов бюджета и Национального фонда. Расходы перераспределяются в целях большей эффективности и отдачи от вложения государственных ресурсов. По поручению Президента оперативно проведен аудит бюджетных расходов. В итоге закрыты неэффективные программы, и 34,9 миллиарда тенге направлены на решение приоритетных задач.

Правительство также попросило Парламент поддержать увеличение дефицита бюджета, по сравнению с ранее утвержденным, на 124 миллиарда тенге.

Бюджетную «картину» на заседании дополнил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов. По его информации, поступления в госказну после уточнения составят два триллиона 729,7 миллиарда тенге, а сумма налогов от нефтяного сектора в Национальном фонде, по сравнению с предыдущим прогнозом, возрастет более чем на 400 миллиардов тенге. Уточненные же расходы республиканского бюджета насчитывают три триллиона 64 миллиарда тенге.

Заместитель председателя Национального банка Бисенгали Таджияков поведал депутатам об основных направлениях денежно-кредитной политики, мерах по удержанию инфляции и обеспечению стабильности в финансовом секторе. По его сообщению, на 22 мая текущего года общий объем золотовалютных резервов Нацбанка составил 21,5 миллиарда долларов, а Национального фонда — 24,1 миллиарда. Это самый высокий показатель с момента старта соответствующего мониторинга.

Поблагодарив Правительство за сохранение в уточненном бюджете статей, предусматривающих финансирование строительства социально значимых объектов и выделение дополнительных средств на социальную сферу, мажилисмены адресовали Премьер-Министру несколько вопросов.

Более всего народных избранников тревожит рост цен на тепло- и электроэнергию, ГСМ и возможный энергодефицит в будущем. В этой связи депутаты видят необходимость в форсированном развитии альтернативной энергетики в Казахстане.

В ответ Карим Масимов сообщил, что скоро состоится очередное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте, где ключевым пунктом повестки дня как раз будет дальнейшее развитие рынка электроэнергии. Кроме того, Правительство готовит законопроект, предусматривающий регулирование производства электричества и восстановление генерирующих мощностей до 2015 года. При этом стоит задача не допустить роста тарифов, но предоставить инвесторам возможность вернуть вложенные в энергообъекты средства.

Премьер высказал законодателям слова благодарности за поддержку при рассмотрении поправок в бюджет. Как сказал К. Масимов, в сентябре Правительство внесет в Парламент законопроекты, которые определят ход экономического развития на ближайшие три года — трехлетний республиканский бюджет, новые Налоговый и Бюджетный кодексы. В их подготовке депутаты должны принять самое активное участие.

Жаксылык ДОСКАЛИЕВ, председатель Комитета Мажилиса Парламента РК по социально-культурному развитию:

— Отрадно, что основной объем уточнения бюджета нынешнего года направлен на укрепление социальной сферы. Вы знаете, что недавно в республике ходили слухи о сокращении социальных программ, в частности, предусматривающих строительство школ и больниц. Но, к счастью, они оказались только слухами. Хочу подчеркнуть, что все обещания Главы государства, лидера Народно-демократической партии «Нур Отан» Н. А. Назарбаева никогда впустую не даются. Все они четко взвешенные, с просчитанными рисками. Озвученные сегодня параметры уточнения бюджета подтверждают, что поручения Президента выполняются.

Премьер-Министр доложил сегодня о повышении прожиточного минимума, базовых пенсионных выплат. То есть государство вкладывает все необходимые средства в поддержание социально уязвимых слоев населения. В целом казахстанцам не стоит беспокоиться за свое будущее. Глава государства, Правительство, Парламент сообща работают над тем, чтобы максимально улучшить качественный уровень жизни наших граждан.

Владимир БОБРОВ, председатель Комитета Мажилиса Парламента РК по экономической реформе и региональному развитию:

— Депутаты удовлетворены рассмотренными сегодня поправками в республиканский бюджет текущего года. В последнее время муссировались мнения, что бюджет вообще будет секвестирован. Однако мы видим, что расходы госказны, напротив, увеличиваются на 158 миллиардов тенге. И самое главное: в эту сумму включен большой блок социальных проектов. Он направлен на выполнение поручения Главы государства, которое вытекает из содержания Народной платформы партии «Нур Отан».

Также вчера Мажилис поддержал ратификацию Казахстаном Соглашения между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о проведении совместных военных учений и изменения, внесенные Сенатом в проект закона, корректирующий Конституционный закон «О Конституционном совете».

Профильный комитет палаты принял в работу законопроект о ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Из-за несоответствия текстов на казахском и русском языках принято решение о продлении рассмотрения документов, касающихся ратификации казахстанско-корейских договоров о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам, межправительственного соглашения Казахстана и Иордании о международном автомобильном сообщении.

Продолжится и работа над поправками в Закон «О физической культуре и спорте». Дело в том, что депутаты предложили дополнить данный документ нормами, требующими дополнительных затрат из бюджета. В итоге Правительство дало по внесенным предложениям отрицательное заключение. Несмотря на это, поправки от народных избранников все поступают.

В первом чтении мажилисмены одобрили изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам концессии. Представляя законопроект, министр экономики и бюджетного планирования Б. Султанов отметил, что предусматриваются поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, законы «О концессиях» и «Об автомобильных дорогах». В частности, правовое оформление получат различные виды государственной поддержки концессионных проектов. К примеру, предполагается государственное софинансирование на этапе строительства объекта посредством бюджетных инвестиций. Оговаривается компенсация затрат концессионера из государственного бюджета. В Законе «Об автомобильных дорогах» разработчики намерены исключить норму об обязательном наличии альтернативного бесплатного проезда при создании платных дорог. Взамен будут установлены льготы или полное освобождение от уплаты за следование по платной дороге для определенных категорий транспортных средств.

Депутаты далеко не во всем согласились с авторами данного законопроекта. Например, секретарь Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Иван Чиркалин считает, что нельзя давать акиматам столь широкие полномочия в предоставлении права концессии. Перечень проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, и компаний-участников таких проектов должно определять только Правительство. В противном случае может возникнуть новая «серая» схема «отмывания» бюджетных средств. Также мажилисмены высказали неудовлетворение тем, что Правительство в проекте закона не создает условия для участия в концессионных проектах накопительных пенсионных фондов. Все предложения народных избранников будут учтены при подготовке ко второму чтению.

Максим ШИМАНСКИЙ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии