Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Контроль цен не работает

Фото : 2 июня 2008, 12:13

Административное регулирование цен и ограничение экспорта различных товаров не приносят долгосрочного эффекта в борьбе с инфляцией. Без развития внутренних производств экономика страны становится уязвимой перед глобальными экономическими процессами. Об этом в интервью «&» заявил директор бизнес-группы по странам Юго-Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Оливье Декамп.

- Прошедшее недавно в Киеве ежегодное собрание ЕБРР было посвящено таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, социальная ответственность бизнеса, укрепление среднего класса. Почему именно эти темы были выбраны организаторами для обсуждения?

- Несколько лет назад мы поняли, что странам, в которых работает ЕБРР, а также предприятиям в этих государствах необходимо помочь стать более конкурентоспособными в условиях высокой волатильности в энергетической сфере. Зачастую бывает так, что страны богаты нефтью и газом, но имеют неразвитый энергетический сектор. На наш взгляд, сегодня возобновляемые источники энергии играют очень важную роль. В условиях растущего энергопотребления, как правило, государства начинают строить новые генерирующие мощности, тогда как гораздо проще и дешевле заниматься повышением эффективности использования энергии. В качестве примера можно привести металлургические предприятия со старыми открытыми печами, в которых происходит большая утечка тепла. Ведь можно минимизировать эти потери, оборудовав такие заводы новыми печами, в которых выделяемое тепло и газы будут использоваться в качестве источника энергии. И подобная практика может использоваться повсеместно, в том числе на небольших предприятиях. Вообще, как мне кажется, необходимо повышать дисциплину потребителей энергии, в том числе путем повышения тарифов. Энергия должна быть более дорогой. Во-первых, это приведет к более бережному использованию энергии, а во-вторых, позволит привлечь инвестиции в энергетический сектор. Без повышения тарифов привлечь в энергетику инвестиции - местные или зарубежные - невозможно, в противном случае они не окупятся. Одновременно правительство должно следить за тем, чтобы электроэнергия была доступна всем потребителям. Наименее обеспеченные слои населения, безусловно, не должны пострадать от повышения тарифов, для них необходимо предусмотреть субсидии, а промышленные предприятия и другие крупные пользователи должны оплачивать полную стоимость электроэнергии. Кроме того, если оставить тарифы на сегодняшнем уровне, возобновляемые источники энергии никогда не будут широко использоваться, потому что их использование пока обходится дороже, чем использование традиционных источников.

- Для стран, богатых энергетическими ресурсами, вопросы использования возобновляемых источников энергии не очень актуальны. Как вы считаете, придет ли время, когда, например, Казахстан присоединится к этому процессу?

- Да, действительно, это займет определенное время. Думаю, для Казахстана сегодня приоритетом является привлечение инвестиций в свой энергетический сектор для увеличения генерирующих мощностей, например работающих на газе. У других стран такой возможности нет, поэтому они больше ориентированы на внедрение политики энергосбережения.

- Еще одна тема, находившаяся в центре внимания участников собрания ЕБРР, - корпоративная социальная ответственность (КСО). Между тем некоторые экономисты, например, лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман, являются противниками КСО, считая, что задача бизнеса - делать деньги и платить налоги и его не нужно привлекать к решению всяческих социальных проблем, так как это прерогатива государства. Что вы думаете по этому поводу?

- Я абсолютно не разделяю эту точку зрения. Думаю, и на развивающихся, и на развитых рынках корпорации несут ответственность за общество. Если крупный инвестор работает в каком-либо регионе, то совершенно естественно, если он обеспечивает своих работников транспортом, питанием, оказывает им медицинские услуги и заботится о минимизации вредного воздействия на экологию. Это и есть социальная ответственность. Мне кажется, что дискуссии могут идти о том, насколько далеко может заходить корпорация в своей социальной ответственности. Но я совершенно убежден, что очень малое количество предприятий в мире могут игнорировать вопросы социальной ответственности. НПО, пресса и население ожидают, что хорошие работодатели должны делать больше, чем просто предлагать работу и платить за это зарплату. К сожалению, государственные органы не могут обеспечивать все потребности населения, и поэтому я думаю, что будет лучше, если это будут делать корпорации, чем никто.

- По мнению ЕБРР, ключевым элементом стабильности для общества является наличие сильного среднего класса. Как вы считаете, какие меры необходимо предпринимать для появления среднего класса в странах, где его практически нет?

- Самый лучший способ помочь созданию среднего класса - это оказывать содействие в реализации частных инициатив. Государство должно дать людям возможность создавать бизнес и иметь работу. Со своей стороны власти должны развивать систему образования и делать так, чтобы правила игры в экономике были просты и понятны всем. Нужно позволить бизнесу расти и не указывать ему, как это делать. А что касается роли среднего класса в обществе, то он всегда являлся элементом стабильности и прогресса. Если в обществе очень мало богатых людей и много бедных, то оно очень несбалансированно.

- В прошлом году инфляция в Казахстане составила почти 19%. Что, по вашему мнению, в сложившихся условиях необходимо предпринять для прекращения такого роста цен?

- Инфляция имеет много источников, некоторые из них поддаются контролю в большей степени, некоторые - в меньшей. Например, отчасти инфляция может быть импортирована, потому что дорожает импорт. В этом случае решение лежит в плоскости диверсификации бизнеса, то есть стране необходимо развивать внутренние производства - будь то продовольствие, промышленные или потребительские товары. Во-вторых, инфляция зависит от монетарной политики страны. Если смотреть на Казахстан, то видно, что экономика Казахстана была перегрета, банки росли слишком быстро, очень много выдавалось кредитов. В результате де-факто у вас произошел свой собственный subprime-кризис. Он немного иной, чем в США, но тоже связан со строительством и недвижимостью. В итоге власти были вынуждены принять ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации, в частности по увеличению резервов банковской системы.

Еще один фактор риска - опережающий рост доходов над ростом экономики. Если вы позволяете зарплатам расти быстрее, чем растет эффективность труда работников, то это тоже приводит к инфляции. Другими словами, борьба с инфляцией требует комплексного подхода.

- А насколько эффективны административные рычаги?

- Административный контроль над ценами здесь не работает. Это может дать лишь очень краткосрочный эффект. Прекращение экспорта или его ограничение, введение квот порождает лишь спекуляции и убытки. Никто не может оградить себя от глобальных рыночных процессов путем установления контроля над ценами. Поэтому здесь нужно четко разделять временные и долгосрочные меры по борьбе с ростом цен.

- В прошлом году на казахстанский рынок путем покупки АТФБанка вышла крупнейшая европейская финансовая структура UniCredit Group. Свой интерес к рынку Казахстана демонстрируют некоторые другие крупные международные игроки банковского рынка. Как вы считаете, что привлекает такие крупные банковские конгломераты в нашей экономике, которая, как известно, невелика по размерам?

- Если исходить из численности населения, то Казахстан - действительно не очень большой рынок. Однако Казахстан имеет все шансы стать очень богатой страной. Экономика вашей страны растет очень высокими темпами, растет денежный поток, бизнес требует финансирования, растут доходы и, соответственно, расходы населения. Все это делает казахстанский рынок очень привлекательным для банков. Другими словами - Казахстан сегодня привлекает инвесторов не столько размером экономики, сколько перспективами ее роста. Международные банки, приходя на казахстанский рынок, могут принести с собой новые продукты и технологии, которых сейчас нет у местных банков. У иностранных игроков есть ноу-хау, которые могут помочь им работать более эффективно по сравнению с конкурентами. В частности, они могут создать очень продвинутый бэк-офис - внутреннюю «банковскую кухню» с самыми современными технологиями. Это позволяет им снижать расходы и повышать эффективность своего бизнеса. Казахстанская банковская система - очень продвинутая, но она пока еще во многом контролируется отечественными игроками. В других странах мы видели, что с приходом инвесторов извне банковская система становилась более совершенной: ставки по кредитам снижались, появлялись новые продукты, бизнес и население получали улучшенный сервис и новую продуктовую линейку. Поэтому если говорить о приходе стратегических инвесторов из-за рубежа на казахстанский банковский рынок, то, думаю, они знают, что делают.

- Сегодня в Казахстане наблюдается усиление роли государства в экономике. В частности, это выражается в создании различных государственных холдингов. Что вы думаете об эффективности такого подхода?

- Мне понятны причины, почему это было сделано. Думаю, что это связано с желанием правительства улучшить корпоративное управление в государственных компаниях, повысить их транспарентность, назначить профессиональный менеджмент. С созданием этих холдингов процесс принятия решений об инвестициях, выбор инвестпроектов стал более систематизированным. Это очень хорошо. Главный вопрос в том, как далеко этот процесс зайдет. Думаю, что здесь нужно найти баланс, потому что государство не может быть основным экономическим агентом. Я считаю, что именно частный сектор является двигателем долгосрочного и устойчивого экономического развития. Это возвращает нас к вопросу о среднем классе. Экономике Казахстана нужны малые и крупные предприниматели, нужны внутренние и иностранные инвесторы, которые принесут в страну новые технологии, так как невозможно все развивать у себя дома.

- Но при этом принято считать, что государство - не самый лучший менеджер…

- Да, но я думаю, в вашей стране есть своя элита реформаторов, очень хорошо образованные молодые люди, работающие в общественных администрациях. Казахстан ежегодно посылает 2 тыс. молодых людей в лучшие университеты мира, после чего они приходят на работу в государственные органы. Возможно, что частная форма и более эффективна, но я думаю, работа таких холдингов, как «Казына» и «Самрук», прививает лучшую бизнес-дисциплину, это большой прогресс. Однако это, скорее всего, не является единственным способом решения стратегических экономических задач в будущем.

Михаил Егорин


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии