Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Департаментом КНБ Астаны ликвидирована международная преступная группировка, на счету которой десятки угнанных в странах Евросоюза дорогих иномарок

Фото : 3 июня 2008, 10:39

Угоны и погоны

Автомобили завозились в Казахстан через таможенные посты “Сырым” и “Таскала” вполне легально, и, что удивительно, злоумышленники обходились без подкупа чиновников из Комитета таможенного контроля и МВД. Все проблемы легко решали два подполковника - В. Шеловский, старший оперуполномоченный по особо важным делам криминальной полиции ДВД Астаны, и С. Ковнурко, начальник отдела предварительных операций и таможенного сопровождения ДТК столицы. Казахстанским чекистам, сотрудникам КГБ Белоруссии и Федеральной службы наркоконтроля России понадобилось около полугода, чтобы изобличить оборотней в погонах и их подельников в Германии, Белоруссии и России...

Комитетчики вышли на преступную группировку по объявлениям о продажах дорогих иномарок еще весной 2006 года. Житель Астаны Ислам (некоторые имена в интересах следствия изменены. - Т.К.) предлагал пригнать свежую иномарку из стран Евросоюза под индивидуальный заказ клиента. Чекистов заинтересовала ее цена: аналогичная модель на авторынке стоила как минимум на 2-3 тысячи долларов дороже. Чтобы выяснить, почему Ислам демпингует, оперативник позвонил ему на мобильный. Позже из разговоров с Исламом чекисту стало понятно, что этот криминальный бизнес, поставленный на поток, курировался двумя старшими офицерами из таможенного департамента Астаны и столичного ДВД.

Сотрудники КНБ начали разработку группировки и установили, что Ислам поставил сбыт краденых иномарок на широкую ногу. Ему помогали три гражданина Белоруссии, которые пригоняли автомобили из стран Евросоюза через Белоруссию в Астану, Алматы, Шымкент, Караганду и Тараз.

- В Белоруссии меняли идентификационные номера (ВИН-коды) угнанных иномарок, - поделился деталями спецоперации сотрудник ДКНБ Астаны, - причем не банально их перебивали, а, как правило, заменяли целые агрегаты: коробку передач, подушки безопасности, ремни, где были выбиты серийные заводские номера. Как позже признался на допросе один из членов ОПГ, некоторые представители таможенных и правоохранительных органов были в доле криминального автобизнеса, обеспечивая “зеленый коридор” в Белоруссию. Там в арсенале угонщиков имелся специальный аппарат, с помощью которого выбивался новый номер агрегата, не отличающийся от заводского. Позже по этим данным готовились документы: таможенные брифы, договор купли-продажи, доверенности и страховки. Как только собирали полный пакет документов, в Германию по поручению Ислама выезжал некий Георгий. Он имел два паспорта - казахстанский и немецкий, что позволило преступнику без проблем пересекать государственные границы. Работая по нашей ориентировке, белорусские коллеги выявили несколько фактов, когда сотрудники их МВД перегоняли краденые автомобили до российской границы.

...Пересекая границу Казахстана, Георгий на таможне показывал германский паспорт и говорил, что приехал в гости к родственникам. Это позволяло ему не платить таможенную пошлину, однако по закону Георгий должен был выехать из нашей страны в течение двух месяцев на этом же автомобиле. Забегая вперед, скажу, что иномарка не без помощи некоторых таможенников исчезала из базы данных.

- Сотрудники таможенных постов “Сырым” и “Таскала” ДТК по Западно-Казахстанской области, - продолжает офицер спецслужбы, - фиксировали факты пересечения границы в журнале учета, а потом “забывали” эти данные. Хотя постовые были обязаныпроинформировать о них свое управление по борьбе с контрабандой.

Как только угнанная иномарка приезжала в Астану, Ислам и его знакомые таможенники оформляли все документы. Например, два офицера ДТК по Северо-Казахстанской области заполняли документы контроля доставки (ДКД) о том, что автомобили пересекли границу у них, хотя в действительности иномарки завозились через границу Западного Казахстана. Эти данные факсом переправляли в ДТК Астаны, где начальник отдела своей печатью подтверждал достоверность “левых” сведений.

- С этим пакетом документов на таможенном посту “Астана-авто” проводили растаможку, - делится подробностями чекист, - а если возникали проблемы, еще один член ОПГ по имени Хамит звонил своему высокопоставленному родственнику из Комитета таможенного контроля, который их и решал. На последнем этапе подключался подполковник криминальной полиции ДВД, который ставил машину на учет в регистрационном отделе УДП. Расследуя эти преступления, мы столкнулись с хорошо организованной группировкой, где каждый выполнял определенную роль. Была еще одна проблема - доказать, что были угнаны именно эти автомобили. Через Интерпол мы отправили несколько запросов на заводы-изготовители, указав ВИН-коды арестованных машин. Оказалось, что автомобили с такими же идентификационными номерами были проданы в Италию, Румынию, Голландию и другие страны ЕС и с учета там не сняты. А некоторые иномарки еще только собирались на заводе. Тогда нам стало понятно, что угонщики специально подбирали такие номера по Интернету и подделывали документы, чтобы получить автомобили-двойники.

Как только столичные комитетчики начали расследование, деталями преступлений заинтересовались спецслужбы Белоруссии и России. И вот почему. В 2006 году только в Московской области были угнаны несколько десятков тысяч дорогих иномарок, большая часть которых “всплыла” в Казахстане. Кроме того, сотрудники Федеральной службы наркоконтроля сообщили: некоторые члены этой группировки причастны к транзиту наркотиков.

Позже чекисты Белоруссии и России рассказали, что этот криминальный автобизнес после серии арестов таможенников и гаишников резко пошел на спад. А ужесточение таможенных досмотров и регистрации в дорожной инспекции помогли силовикам выявить еще сотни подобных фактов.

- Угонщики остановили свой выбор на Казахстане, - продолжает чекист. - Главное, чем привлекла угонщиков наша страна, - коррумпированность таможенников и полицейских, которые за деньги закрывали глаза на любой криминал. Надо отметить, что такие же каналы криминального автобизнеса существуют в Караганде, Алматы, Шымкенте и Таразе...

Следователи ДКНБ Астаны предъявили всем арестованным членам этой группировки обвинения в создании и руководстве ОПГ, экономической контрабанде, приобретении и сбыте имущества, добытого преступным путем, и превышении должностных полномочий.

На днях Сарыаркинский районный суд Астаны осудил шестерых членов автобанды. Лидер ОПГ Е. Вайсберг получил пять лет лишения свободы с конфискацией имущества. Его подельник, гражданин Германии В. Альтергот, осужден к трем годам. К такому же сроку приговорили гражданина России С. Шепеля. С. Нугербеков и старший опер- “важняк” УКП ДВД В. Шеловский получили на полгода больше. Три года схлопотал экс-начальник отдела столичной таможни С. Ковнурко.

У всех осужденных конфисковали личное имущество, арестованные 15 дорогих иномарок решением суда переданы в доход государства.

Тохнияз Кучуков, Астана - Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии