Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Новые ворота в Китай

Фото : 3 июня 2008, 11:49

Комиссия Министерства транспорта и коммуникаций по концессиям в отношении объектов, относящихся к республиканской собственности, решила по проекту "Строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии Коргас - Жетыген" признать победителем конкурса транспортную группу ENRC Logistics.

Между победителем тендера и министерством состоялись интенсивные переговоры, завершившиеся подписанием договора концессии. Редакция "ЭК" обратилась к известному специалисту транспорта, первому министру транспорта суверенного Казахстана, доктору экономических наук Нигматжану Исингарину с просьбой прокомментировать решение Министерства транспорта и коммуникаций и актуальность концессионного проекта. Вот что он нам рассказал:

- Как известно, новая железнодорожная линия призвана создать второй международный транспортный коридор между Казахстаном и Китаем. Эта линия протяженностью почти 300 км, пройдя по южному побережью Капшагайского водохранилища, пересекает реку Или и выходит в район действующего автомобильного перехода Коргас, где по решению двух стран создается международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос". Новый маршрут призван обслуживать не только районы прохождения трассы, но и обеспечить перевозки грузов между Китаем и южными и западными регионами Казахстана, государствами Центральной Азии, а также южных регионов европейской части России и обеспечить выход на порт Актау. Кроме того, новый коридор может привлечь дополнительные объемы трансконтинентального транзита.

Масштабность и актуальность данного проекта очевидна, недаром он вошел в число прорывных проектов в рамках программы "30 корпоративных лидеров Казахстана". В настоящее время существует единственный железнодорожный переход между Казахстаном и Китаем на станции Достык, и в последние годы на данном переходе возникают задержки с перегрузом грузов, так как эта станция работает на пределе своих мощностей. В то же самое время торговля между Китаем, Казахстаном и странами Средней Азии растет впечатляющими темпами. Например, в 2007 году товарооборот только между Казахстаном и Китаем вырос на 20 процентов, достигнув 10 млрд долларов США и увеличившись с 2003 года более чем в 3 раза. Согласно прогнозам экспертов, товарооборот между нашими странами к 2010 году достигнет 15 млрд долларов в год.

Реализация данного проекта позволит решить две задачи: обеспечить прямое увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в направлении в Китай и обратно; создать конкурентную среду, что обеспечит повышение эффективности работы железнодорожных переходов.

Также совершенно правильным подходом в реализации поставленной перед правительством задачи является решение о привлечении частных инвесторов для строительства новой линии Коргас - Жетыген и железнодорожного перехода на станции Коргас путем передачи объекта в концессию. Во-первых, в этом случае государство не несет никаких финансовых рисков по проекту, так как по нему не предусматривается предоставление государственных финансовых гарантий. Во-вторых, практика показывает, что работа частных инвесторов, напрямую заинтересованных в результатах своей работы, наиболее эффективна и позволяет реализовывать проекты в кратчайшие сроки и с обоснованным расходованием средств.

Правительство РК провело открытый тендер, поставив себе задачу найти потенциального инвестора, который отвечал бы жестким требованиям и смог бы успешно реализовать данный проект. Выбор победителя тендера достаточно закономерен. В настоящее время это крупнейшая транспортная группа в Казахстане, организующая железнодорожные и мультимодальные перевозки, имеющая собственный подвижной состав и производственные мощности по ремонту, строительству железнодорожных путей.

В то же время остается ряд вопросов, которые требуют своего решения. Концессия является формой государственно-частного партнерства и не может эффективно реализовываться без необходимой государственной поддержки. С одной стороны, концессионер берет на себя предпринимательские риски по финансированию строительства, последующей эксплуатации, привлечению необходимых объемов перевозок и возврату инвестиций. С другой стороны, государство должно оказывать поддержку концессионеру в рамках норм, установленных законодательством и концессионным договором, касающихся правовых и организационных вопросов.

Во-первых, в действующем законодательстве отсутствует понятие услуги магистральной линии, не входящей в магистральную железнодорожную сеть. А новая линия является таковой, да еще и имеет межгосударственное значение. Значит, надо вносить изменения и дополнения в закон "О железнодорожном транспорте" и ряд других документов.

Во-вторых, без правительственной поддержки не обойтись в решении вопросов об отводе земли, получении доступа к электроэнергии, воде и т.д., а также во взаимодействии с международным центром приграничного сотрудничества "Хоргос", организации и строительства таможенного, пограничного и других видов контроля.

В-третьих, АО "Национальная компания "Казакстан темир жолы" обеспечивает функции содержания действующей магистральной сети, оператора, который предоставляет в пользование эту сеть, единственного перевозчика грузов на железнодорожном транспорте. Как будут строиться отношения концессионера и АО "Национальная компания "Казакстан темир жолы" по эксплуатации и использованию новой линии - это большой, пока не изученный вопрос, решение по которому, по-видимому, придется принимать с участием правительства.

В-четвертых, есть вопросы взаимодействия с китайскими железными дорогами по стыковке, размещению производственных мощностей, организации строительства и эксплуатации, другим вопросам, которые не будут разрешаться без государственных органов власти и национальной компании.

Есть еще и целые блоки проблем - правовых, финансово-экономических, страховых, привлечения средств. Словом, подписание договора концессии важный этап, а реализация проекта будет делом непростым и, по-видимому, многое останется для решения на последующих стадиях взаимодействия концедента и концессионера. Пожалуй, и правительству следовало бы принять постановление по проблемным вопросам.

Но, как говорят, глаза боятся, а руки делают. Хорошо, что сделан первый важный шаг - принято принципиальное решение и надо продолжать активно работать всем причастным над реализацией важнейшей составной части "Стратегии развития транспорта Республики Казахстан".

№ 100 (16486) от 03.06.2008

Санжар БАГЛАНОВ, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии