Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Для поддержки отечественного производителя НЭП «Атамекен» предлагает открыть по всей стране сеть муниципальных магазинов

Фото : 4 июня 2008, 12:46

Для поддержки отечественного производителя НЭП «Атамекен» предлагает открыть по всей стране сеть муниципальных магазинов, в которых будут продаваться товары исключительно made in Kazakhstan.

Прекращение выдачи кредитов отечественными банками сильно ударило по реальному сектору экономики, то есть по производителям. Особенно уязвимым оказался сегмент МСБ, поэтому сейчас ему нужно создать максимум благоприятных условий, в том числе предоставить свободный доступ к точкам цивилизованной торговли, заявил председатель НЭП «Атамекен» Азат Перуашев на встрече акима Алматы Ахметжана Есимова с бизнесменами, прошедшей 30 мая. «Не секрет, что попасть на прилавки крупных торговых сетей и супермаркетов малому и среднему бизнесу очень сложно. Наши производители жалуются, что за право выставить товар в сетевых магазинах они вынуждены платить «откаты» по нескольку тысяч долларов», - сообщил г-н Перуашев, отметив, что, судя по претензиям предпринимателей, крупные магазины больше ориентированы на импортную продукцию.

Г-н Перуашев знает, как решить проблему. Он предложил местным властям выделить средства, выкупить первые этажи в строящихся жилых комплексах и открыть там муниципальные продовольственные и промышленные магазины. По его задумке, таким способом можно убить сразу трех зайцев: поддержать и строительные компании, и своего производителя, и рядовых граждан.

Понятно, что в приказном порядке не брать мзду с поставщиков торговцев не заставишь, так как ритейл - это тоже частный бизнес. Поэтому, считает глава «Атамекена», действовать надо не административным путем, а экономическим, создав супермаркетам альтернативу - муниципальные магазины. Это позволит приблизить отечественный товар к потребителю, поскольку казахстанские производители без преград и ограничений будут иметь доступ к розничным точкам, что спровоцирует рост производства и товарооборота компаний. «Муниципальные магазины должны реализовывать товары с минимальной накруткой. Формат сотрудничества с производителями может быть разный: аренда помещений, лизинг с последующим выкупом, создание государственно-частной компании с привлечением СПК», - пояснил свою идею г-н Перуашев.

Отношения местных производителей с торговыми сетями действительно имеют некоторые трудности. «За вход в магазин одной позиции товара мы платим примерно 7-8 тыс. тенге, а у нас 10 видов колбас, соответственно, только в одной точке мы оставляем 70 тыс. тенге», - рассказала «&» индивидуальный предприниматель Хадиша Бижан, выпускающая колбасы под маркой «Бижан». На этом расходы не заканчиваются. Магазины, по ее словам, требуют бонус в виде снижения отпускной цены товара на 3-4%, при этом сами делают наценку в 20-25%. «Помимо этого всем поставщикам приходится платить за рекламу в специализированных газетах и буклетах торговых точек, участвовать в их рекламных акциях, а все эти издержки учитываются в конечной стоимости товара», - отметила г-жа Бижан, подчеркнув, что сейчас торговые сети фактически являются монополистами.

Зато сами супермаркеты, по информации г-жи Бижан, зачастую задерживают выплаты поставщикам. Все поставщики работают с магазинами по консигнационным договорам, то есть в рассрочку. «У нас срок консигнации - 1 месяц, однако магазины периодически не выплачивают нам деньги за товар по 3-5 месяцев. В последние полгода из-за кризиса продажи резко упали, в итоге я была вынуждена отправить своих работников в отпуск без содержания», - сетует г-жа Бижан.

Платить приходится всем, и суммы набегают приличные, подхватывает коммерческий директор АО «Вита» Александр Беспалов. По его словам, больше всех такими сборами «увлекаются» сетевые магазины категории «А». «Конечно, обидно, когда один пыхтит, выращивая и перерабатывая продукцию, а другой просто перепродает готовый товар, причем с большей наценкой, нежели сами производители», - поделился мнением с «&» г-н Беспалов. Раскошеливаться приходится за полку, за дверь, за холодильник, а сумма варьируется в зависимости от престижа, категории и раскрученности торговой точки, добавляет Анатолий Попелюшко, глава Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Менеджер торговой сети, пожелавший остаться неназванным, сообщил «&», что плата за «вход» в магазин зависит от категории и бренда товара. Самая высокая ставка - у алкогольной и табачной продукции, самая низкая - у молочной. Впрочем, есть и категория «ходовых» товаров, которые пользуются широкой популярностью у населения и присутствуют на прилавках бесплатно. К таким товарам, по информации собеседника, относится, например, продукция Procter&Gamble, «Пепси», «Кока-Кола». Назвать казахстанские бренды из категории «ходовых» представитель торговой сети отказался.

Председатель фонда «Даму» Госман Амрин считает, что в сегодняшней напряженной ситуации, в которой оказался МСБ, актуальны любые адекватные меры помощи. «В республике наблюдается экономический спад, в результате чего растут издержки бизнеса, снижается его маржа и падает конкурентоспособность. Эта ситуация плачевно отражается на тех, кто работает на рынке долгосрочно, то есть занимается производством, в отличие от занятых в торговле», - сказал он «&», отметив, что посреднический сектор особо не пострадал, поскольку там инвестиции окупаются гораздо быстрее.

Судить о том, как отразился финансовый кризис на МСБ, можно по Алматы, где поступления в городскую казну от этого сектора - самые высокие в Казахстане. По информации Ахметжана Есимова, с начала года темпы промышленного производства в городе снизились на 8,6%, оптовый товарооборот - на 34,6%, инфляция за январь-апрель составила 4,1%. Это - результат серьезных затруднений как в доступе МСБ к кредитным ресурсам, так и в пополнении оборотных средств, жизненно необходимых предприятиям, подчеркнул аким на встрече с бизнесменами. Уменьшение оборотов торговли, по его словам, напрямую связано со значительным падением покупательской способности горожан, аналогичная тенденция наблюдается и в сфере услуг. «Достаточно тревожным выглядит невыполнение прогноза по налоговым поступлениям на 12%. А ведь основой в формировании доходной части городского бюджета является именно МСБ», - констатировал г-н Есимов. По данным акимата Алматы, с начала года в городской бюджет от МСБ поступило 120,8 млрд. тенге налогов, что составляет 67,2% от общегородских поступлений.

Застройщики пока воздерживаются комментировать идею г-на Перуашева. Все зависит от цены, по которой местные власти будут скупать площади под магазины, сказал «&» представитель строительной компании, пожелавший остаться неназванным. По его словам, стоимость «квадрата» нельзя фиксировать, она должна «плавать» в зависимости от месторасположения и класса жилого комплекса.

По мнению зампредседателя правления «Казыны» Кайрата Айтекенова, это предложение достойно рассмотрения, но организацию муниципальных магазинов нельзя превращать в кампанию, в рамках которой они начнут создаваться повсеместно, поскольку это противоречит законам конкуренции. В муниципальных магазинах, считает он, целесообразно продавать только продовольствие. «Также следует учесть, что проблема платы за «вход» актуальна не для всех областей. К примеру, в Восточном Казахстане нет столь сильного, как в Алматы, «зажима» со стороны торговых сетей», - рассуждает г-н Айтекенов в беседе с «&».

Если в муниципальных магазинах «вход» для компаний и впрямь сделают бесплатным, производители сэкономят приличную сумму и розничные цены неминуемо снизятся, уверена г-жа Бижан. «Я готова реализовывать свою продукцию в этих магазинах по оптовым ценам, то есть на 20-25% ниже сегодняшних цен в розничных сетях», - заявила она.

Цены должен регулировать рынок, возражает г-н Попелюшко. По его словам, бизнес, будь то магазин или производитель, всегда будет заинтересован в получении более высокой прибыли. «Если государство хочет помочь населению, оно должно зафиксировать розничные цены в муниципальных магазинах на низком уровне, а производителям компенсировать их потери. Еще же лучше - не мудрить, а просто увеличить пособия социально уязвимым слоям общества», - считает г-н Попелюшко.

Айжан Шалабаева


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии